«Золотые» остановки общественного транспорта в Днепре

05 листопада 2020 о 13:28 - 5941
«Золотые» остановки общественного транспорта в Днепре

В 2017-2018 годах в Днепре начали массово устанавливать новые типовые остановки общественного транспорта. Заказчиком вначале выступал Департамент транспорта Днепровского горсовета, после – подчиняющееся ему КП «Днепротранскомплекс».

Новые остановки, а точнее – нарушения при их обустройстве, практически сразу привлекли внимание правоохранителей. Уже в июле 2018 года СУ ГУНП Украины в Днепропетровской области открыло соответствующее уголовное производство по ч.3 ст.191 УК Украины. Осенью того же года полиция через суд инициировала проведение строительно-технической экспертизы остановочных комплексов, чтобы выяснить, соответствуют ли фактические объемы выполненных работ проектным.

«По данным УСБУ в Днепропетровской области, работы по обустройству остановок общественного транспорта выполнялись неквалифицированной рабочей силой с нарушением государственных строительных норм», – со ссылкой на ходатайство следствия значится в определении Индустриального райсуда.

Посчитали правоохранители и завышение стоимости остановочных комплексов. Как отчиталась в сентябре этого года прокуратура Днепропетровской области, при общей стоимости строительства нескольких таких комплексов в 8 миллионов гривен, 3,2 миллиона гривен – 40%! – были чистым «откатом».

О подозрении в совершении преступления, по данным прокуратуры, было сообщено и директору Департамента транспорта, и директору КП «Днепротранскомплекс», в период руководства которых завертелось это коррупционное колесо. Досудебное расследование продолжается.

* * *

Днепровские остановки – самые дорогие в Украине. Одна остановка обошлась бюджету Днепра в 300 тысяч гривен. Соседний Кривой Рог через Прозорро в июне 2019 года закупил остановки по цене всего 59.302 гривен за штуку – в 5 раз дешевле! Одесса за строительство одного остановочного комплекса в июне 2019 года отдала 98.000 гривен. Столько же стоили остановки в Ивано-Франковске. Киев осенью 2017 года приобрел остановочные комплексы по цене 162.524 гривны, 162.570 гривен и 179.774 гривны за штуку.

На рынке предприятий, готовых делать аналогичные остановки по более выгодным ценам, – пруд пруди. Так, днепровский завод Продмаш продаст вам остановку (без установки) за 100.320 гривен, киевская компания «Арт Строй» – за 164.000 гривен с установкой, харьковское ЧП «Альянс Строй-Груп» – за 200.000 гривен.

Да, остановки – товар штучный, и цена на них, разумеется, может быть совершенно разной. Однако стоимость днепровских остановок в разы превышает все разумные пределы, хотя их функциональность не хуже и не лучше, чем в столице или в Одессе.

Знаете, что самое парадоксальное в этой коррупционно-остановочной карусели? То, что обустройство остановочных комплексов в Днепре по документам прошло как товар! Да-да, КП «Днепротранскомплекс» закупило остановки как «товар с сопутствующим благоустройством территории».

Догадались, о чем это говорит? Правильно! На остановочные комплексы в Днепре нет ни утвержденных и прошедших экспертизу смет расходов, ни обязательных актов выполненных работ по форме КБ-2В. Есть всего-навсего акты приема-передачи «товара».

По такой же извращенной логике можно закупать и оплачивать, скажем, не строительство детского сада, а товар – «конструкция детского сада». Не ремонт больницы, а товар – «отремонтированная больница». И спокойно закладывать в соответствующие бюджетные платежи не 40%, а все 50-80% отката. Вот в чем «прелесть» этого ноу-хау коррупционеров из мэрии Днепра.

Это при том, что остановки – не монолитные готовые конструкции, а очень даже сборные. И в Днепр их точно так же не привозили и не ставили на тротуар готовыми, их собирали по месту дислокации, начиная с фундамента, реечка за реечкой, болтик за болтиком, плитка за плиткой.

Документация всех конкурсных торгов КП на закупку «конструкций остановочных комплексов» содержит весьма четкие технические характеристики закупаемого «товара» – параметры металлоконструкции, нюансы обустройства урн и проведения «дополнительных работ» по укладке плитки, бордюра, тактильной плитки и так называемому понижению бордюров для передвижения людей с ограниченными физическими возможностями. И вся эта детализация, в совокупности с необходимостью формирования ожидаемой стоимости закупки, прямо указывает на то, что у заказчика должна была быть смета.

Если смета была, а она явно была, то почему, спрашивается, заказчик не захотел купить работы? Смог бы контролировать их ход, экономию или переплату, соответствующее или несоответствующее качество. Ведь у заказчика был выбор! Одно понятно точно: от контроля общественности заказчик себя обезопасил. Ведь как проверишь полноту выполненных работ без актов выполненных работ?

* * *

Подрядчиком в этой коррупционной истории выступало ООО «ТД «Лайт Энерджи», как нарочно созданное 30 августа 2017 года – ровно за полтора месяца до объявления КП «Днепротранскомплекс» своих первых торгов. Основным видом деятельности по КВЭД фирмы была «неспециализированная оптовая торговля».

В начале 2019 года, когда следователи усиленно раскапывали детали аферы, «ТД «Лайт Энерджи» срочно переименовалось в «Зарочин» и «переехало» в село Трикраты Николаевской области, видимо, подальше от правоохранителей и налоговиков.

«ТД «Лайт Энерджи» остановки не собирало, а лишь выступало прокладкой. Собирало же остановки из «деталей» на базе известного в Днепре предприятия «Плазморез» ООО «СМК-7», принадлежащего Александру Дзозу.

В Днепре многие связывают тему строительства остановочных комплексов с депутатом Днепровского горсовета, членом промэрской депутатской группы «За Днепр» Олегом Григоруком.

Во-первых, поговаривали, что именно Григорук привел в историю с остановками Александра Дзоза.

Во-вторых, КП «Днепротранскомплекс» с первого дня его существования возглавил доверенное лицо Григорука на выборах 2014 года и его «давний друг» (по словам Григорука) Михаил Семчук, который уже получил от правоохранителей сообщение о подозрении. Заместителем директора КП был назначен Владимир Яковенко, которого можно увидеть на многих фото рядом с Олегом Григоруком на встречах последнего с избирателями в 2014 году.

В-третьих, в друзьях у Олега Григорука в Фейсбук можно найти и самого Александра Дзоза, и его супругу Екатерину Дзоз. Екатерина Дзоз, в свою очередь, дружит в Фейсбук с супругой Олега Григорука Еленой. В друзьях у Александра Дзоза – жена и мама Олега Григорука.

Еще в друзьях у Дзоза – теперь уже бывший директор КП «Днепротранскомплекс» Семчук, его супругу Наталья Семчук и замиректора КП Владимир Яковенко. В друзьях у Алексея Сиротюка – Олег Григорук, Михаил Семчук, Владимир Яковенко и даже рядовой инспектор КП «Днепртранскомплекс» Алексей Орешин.

Справа от мэра Днепра Филатова – Олег Григорук

В сессионном зале горсовета (оба фото из Фейсбук)

 

Ну а, в-четвертых, множество открытий новых остановок в Днепре не обходилось без промэрского депутата-любимчика Григорука. Что он мог делать на этих открытиях? Какое отношение де-юре депутат мог иметь к остановкам?

При том, что реальные подрядчики остановочных комплексов, как и место производства были известны, по информации наших источников, «ТД «Лайт Энерджи» по документам закупало остановки у большого количества фирм – «Канистон», «Бисерика», «Десанта», «Рокленз», «Голд Проект», «Арт инвест пром», «Билд Трейдинг».

Для чего реальным производителям понадобилось продавать свои остановки по такой сложной схеме? Видимо, для того, чтобы качественно спрятать концы в воду в случае, если темой заинтересуются правоохранительные органы.

Но скрыть, как мы видим, не удалось. Сколько веревочке не виться, а конец будет.

Евгений Торба

P.S. Напомним, ранее мы рассказали о схемах на ремонте днепровских лифтов, махинациях на закупках, «мытье» бюджетных средств при аренде техники, а также как днепряне оплачивают рекламу мэра Филатова.

Поділитися: