Два типа ватников и 27 лет Лукашенко при власти

09 липня 2021 о 22:15 - 10509

Григорій ЛуговськийГригорій Луговський


Два типа ватников и 27 лет Лукашенко при власти

В истории Украины и Беларуси был день, ставший началом новой исторической эпохи, длящейся до сих пор. Это 10 июля 1994 года. Ровно 27 лет назад. День избрания президентами Лукашенко и Кучмы.

Оба были оппозиционными кандидатами и победили во втором туре. Оба – “хозяйственники” (хотя Лукашенко был председателем совхоза всего 3 года), то есть делали ставку на экономические приоритеты. Оба обещали возврат к некоторым советским ценностям, то есть спекулировали на настроениях реваншистов и консерваторов.

Лукашенко уже 27 лет остается несменяемым президентом Беларуси. А мы продолжаем жить в Украине, которую построил Кучма за два срока. Суть этой конструкции – олигархическая система. Которую даже два Майдана, гордо именуемые революциями, не смогли демонтировать.

Почему Лукашенко удалось так надолго задержаться во власти?

Потому что его курс оказался мил сердцам постсоветских консерваторов и реваншистов, обычно именуемых “ватниками”.

Ватников можно разделить на две условных категорий.

Первым подавай империю, величие с мессианской идеей. Этой формой ватничества страдают в основном россияне.

А вот второй формы ватников предостаточно среди постсоветских обывателей всех стран. Им важен порядок, суровость законов и страх перед их неотвратимостью как у верхов, так и у низов. Но главная их проблема – неразличение общества и государства. Государственное – значит общее, – думают они наивно.

И если первый вариант ватных влажных фантазий активно эксплуатирует в последние десятилетия Россия, то второй – лукашенковская Беларусь, где отстроили симулякр совка, полурыночный госкапитализм без государственной идеологии и руководящей партии, которые успешно заменил собой авторитарный правитель.

У ватников второго типа, которые в изобилии обитают  в городах и весях Украине, возник культ преклонения перед всем белорусским. Товары белорусского производства они воспринимают как знак качества. Эту волну быстро уловили местные производители и коммерсанты. Появлялись магазины с названиями типа “Белорусский трикотаж”, “Белорусское молоко”. Марки товаров, содержащих в названии слово “беларусское” или написанное по-белорусски (как торговая марка мороженого “Белая бяроза”, которое производит ТОВ “Ласунка” из Днепра).

В некоторых маркетах белорусские товары стараются выделить ценником или разместить на отдельной полке (такой формой преклонения перед белорусским долгое время страдали в сети супермаркетов “Варус”). Как правило, слово “беларусское” выделяют шрифтом “славяник”, намекающим на посконно-исконно-традиционное качество, благословляемое предками. И этот миф ложится на вполне историческую основу, ведь белорусы – тот славянский народ, который меньше других пересекался с угро-финнами, степняками и другими чужеземными племенами (за исключение балтов, но те – ближайшие же родичи славянам).

Но к счастью, Украине – не только не Россия, но и не Беларусь. Мы, хоть медленно и болезненно, но быстрее восточнославянских соседей освобождаемся от воздыхателей по совково-имперскому прошлому. А диктаторы и мракобесы во главе соседних государств невольно способствуют этому процессу.

После событий 2014 года в Украине стало гораздо меньше ватников первого типа (в том числе и физически, так как они оказались купированными-оккупированными в Крыму и Донбассе). Похожие метаморфозы происходят и с ватниками второго типа после узурпации власти Лукашенко в 2020 году.

Григорий Луговский

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: