Сегодня в нашем городе услуга по вывозу твердых бытовых отходов для многоквартирного дома стоит 25,62 грн с человека в месяц. Мне кажется, это очень дорого и многим жителям нашего города не по карману. Ведь еще совсем недавно было 9 грн.
Давайте разберемся, все ли честно у нас с тарифом. Я не буду ставить под сомнение составляющие тарифа. Можно обойтись и без этого.
Итак, сначала 31.08.2011 года исполком Днепропетровского городского совета решением № 1147 утвердил тариф на бытовые отходы.
Тариф на вывоз бытовых отходов для населения – 35 грн за м³; за крупногабаритные отходы – 65 грн/м³; за утилизацию или захоронение (размещение на городской свалке) – 13,08 грн/м³.
В приложении 4 к решению № 1147 указывается, что данная сумма насчитывается на 1 человека в месяц. Начисления производятся следующим образом: норму образования отходов на 1 жителя в год делят на 12 месяцев и получают месячную норму образования ТБО, а затем умножают на сумму двух тарифов, плюс утилизация или захоронение.
Вот как это выглядит: 2,01 м³/год на 1 человека х (35,0 грн/м³ +13,08 грн/м³) + крупногабаритные отходы 0,201 м³/год на 1 человека х (65 грн/м³ +13,08 грн/м³) = получаем стоимость ТБО за год, делим на 12 месяцев и получаем 9,36 грн в месяц на одного человека.
Для жителей частного сектора умники установили норму больше: 2,42 м³/на 1 человека, следовательно, и платить те должны больше – 11 грн. в месяц на одного человека.
Потом – 04.12.2018 года исполком Днепровского городского совета решением № 1192 утвердил новый тариф на бытовые отходы. Этим решение вносятся изменения в старое решение № 1147, но оставляют без изменений норму образования отходов и механизм расчетов.
Тариф устанавливается в следующих размерах:
- для населения – 110,77 грн/куб. м;
- на услуги по вывозу крупногабаритных бытовых отходов – 277,81 грн/куб. м для всех потребителей.
2,01 м³/год на 1 человека х (110,77 грн/м³ +13,08 грн/м³) + крупногабаритные отходы 0,201 м3/год на 1 человека х (277,91 грн/м³ +13,08 грн/м³) = получаем стоимость ТБО за год, делим на 12 месяцев и получаем 25,62 грн в месяц на одного человека.
Таким образом, тариф на одного человека в месяц составит 25,62 грн, а для частного сектора – 28,93 грн.
Как видите, весь расчет основан на норме образования бытовых отходов, которая применялась для проектирования полигонов ТБО. Норма сильно завышена и, по требованию сегодняшнего законодательства, требует корректировки.
Норма образования ТБО была утверждена в 2007 году и рассчитана на 5 лет, однако прошло уже 13 лет, а наши городские власти все никак не могут от нее отказаться. Интересно, почему?!
А теперь наберитесь терпения! Я понимаю, что длинные тексты никто не читает, но неужели вам не интересно узнать, в чем тут прикол?
На сайте городского совета захожу на страничку Департамента экологической политики и нахожу там экологические паспорта нашего города за 2016 и 2017 годы. К сожалению, за 2018 и 2019 годы экологических паспортов я не нашла, но это не столь и важно.
Итак, экологический паспорт города, 2016 год и 2017 год:
- Численность населения нашего города в 2016 году – 986,3 тыс. человек; в 2017 году – 978,9 тыс. человек.
- Общий объем твердых бытовых отходов, образованных в 2016 году, составлял 1.912.989 м³, в том числе крупногабаритные отходы – 113.354 м³ (5,9%).
Если предположить, что все эти бытовые отходы образовались только от населения города, то норма образования ТБО будет: 1.912.989 м³ : 986.300 человек = 1,9395 м³ в год на 1 жителя.
Согласитесь, норма 1,9395 м³ в год на 1 жителя отличается от 2,01 м³/год на 1 человека и еще больше отличается от 2,42 м³/год на чел. А ведь мы не учли, что бытовые отходы могут образовывать больницы, школы, магазины и аптеки… А если бы и это учесть, то норма была бы значительно меньше.
Дальше в экологическом паспорте:
- Всего за 2016 год в нашем городе было образовано 1.832,9 тыс. тонн отходов всех классов опасности. Отходы домохозяйств – 255,6 тыс. т, то есть 13,95% от общего количества отходов. В 2015 году отходы домохозяйств составляли 237,0 тыс. т (11,5%).
Если отходы домохозяйств поделить на численность жителей города, получим норму образования отхода на 1 жителя. В 2016 году на 1 жителя образовывалось 255.600 т : 986.300 человек = 259,15 кг в год : 12 месяцев = 21,6 кг в месяц.
Количество бытовых отходов, образованных в 2017 году я почему-то не нашла.
Тариф на бытовые отходы в 2016 году был 35 грн за м³ или 218,75 грн за тонну; транспортировка – 81,35 грн за тонну + крупногабаритные отходы – 406,25 грн за тонну.
А теперь считаем. 21,7 кг в месяц на 1 человека – 100%. Из них, крупногабаритные отходы – 5,9% или 1,2803 кг в месяц.
Сколько мы должны заплатить?
21,7 – 1,2803 = 20,3197 кг.
- 20,3197 кг : 1.000 х (218,75 грн. за т + 81,35 грн за т) = 6,098 грн.
- 1,2803 кг : 1.000 х (406,25 грн. за т + 81,35 грн за т ) = 0,624 грн.
Итого: 6,098 грн + 0,624 грн = 6,722 грн.
Если предположить, что для всех жителей города стоимость ТБО была 9,36 грн в месяц на одного человека, то жители города переплатили в 2016 году:
2,638 грн в месяц у 1 человека х 986.300 человек х 12 месяцев = 31,22 млн грн.
В «Схеме санитарной очистки Днепропетровска» частный сектор составляет 20%. Тогда картина выглядит немного по-другому.
- 20% жителей (197.260 человек) платили 11 грн в месяц с человека, 80% (789.040 человек) – 9,36 грн.
- Получается: 197.260 чел. х 11 грн х 12 мес. = 26,04 млн грн.
- 789.040 человек х 9,36 грн х 12 мес. = 88,62 млн грн.
Итого – 114,66 млн. грн.
В 2016 году от домохозяйств образовывалось 255.600 т, в том числе крупногабаритных – 5,6% или 14.313,6 т. За такое количество ТБО должны заплатить:
- 241.286,4 т х (218,75 грн за т + 81,35 грн за т) = 72,41 млн грн;
- 14.313,6 т х (406,25 грн за т + 81,35 грн за т) = 6,978 млн грн.
Всего – 79,388 млн грн.
Это то, что жители города должны были бы заплатить, если бы они платили по фактическому объему вывезенных отходов. А городская власть, завышая норму образования отхода, требует заплатить 114,66 млн грн, то есть на 35,272 млн гривен больше.
И это просто на пустом месте. Они прекрасно знают, сколько бытовых отходов образует население города, и норму образования отходов рассчитать ничего не стоит. Это можно сделать за несколько часов. Но не хотят. Два раза нанимали специалистов из Харькова и Киева для того, чтобы рассчитать эту норму. Ходили, вымеряли контейнера, высчитывали объемы мусоровозов. Деньги заплатили, а норму оставили старой. Ничего у этих специалистов не получилось.
А почему же нельзя было заглянуть в экологический паспорт города? Там же все есть, только поделить и готовая норма. Не хотят!!!
Ирина Дейнеко