Неподотчетный транспорт

05 березня 2019 о 10:22 - 7694

Avataradmin


Неподотчетный транспорт

Соответствующую петицию недавно днепровские депутаты рассмотрели на сессии. К чему пришли и каких изменений ожидать в сфере общественного транспорта города?

Необоснованная «безналичка»

Расчет за проезд в маршрутках Днепра с помощью телефона пассажирам пока не видать. Департамент транспорта Днепровского горсовета не поддержал петицию, которой жители города требовали обязать перевозчиков маршрутных такси принимать безналичные платежи за проезд при помощи QR­-кода и мобильного приложения Приват24.

«Система приема безналичных платежей за проезд городским электротранспортом в адрес КП «Днепровский электротранспорт» обошлась бюджету города в 0,00 грн. Поэтому для внедрения подобной системы для маршрутных такси нужна только воля Днепровского горсовета!» – отмечает Дмитрий Кравченко, автор набравшей более тысячи подписей петиции. 

На последней сессии Днепровского горсовета депутат, который возглавляет департамент транспорта, Игорь Маковцев объяснил, что выполнить требования петиции невозможно.

«Нет юридического обоснования обязать перевозчиков полностью отказаться от наличной формы оплаты и перейти на какое­либо приложение банковское. И почему именно Приват24, а не другие виды мобильных приложений банкинга?» – спросил Маковцев.

Он подчеркнул, что карточки ПриватБанка и смартфоны есть не у всех пассажиров, а значит, сделать расчет с помощью смартфона единственным вариантом оплаты проезда невозможно. К тому же, такой способ оплаты в электротранспорте не пользуется особым спросом.

«За 2018 год статистические данные показывают, что порядка 1,5% пассажиров, которые пользуются электротранспортом, воспользовались услугой безналичной оплаты проезда», – сообщил директор департамента транспорта и резюмировал, что требование петиции нецелесообразно и противоречит действующему законодательству.

Однако посчитать процентное соотношение тех, кто пользуется безналичной оплатой, к общему числу пассажиров автотранспорта невозможно просто потому, что нет эффективной и точной системы их учета в автобусах и маршрутках.

И даже если безналичным расчетом в маршрутках будет пользоваться значительная часть пассажиров, его внедрение все равно  необоснованно.  

«Это будет дорого стоить и повлияет на тариф», – прокомментировал данный вопрос «Лицам» активист общественной организации «Платформа Громадський контроль» Иван Васючков, специализирующийся на общественном транспорте. По его словам, если электротранспорт бесплатно оборудовали для безналичных расчетов, то автоперевозчикам такие предложения не поступали. 

Будет дорого?

«Однозначно лучше внедрять полноценную систему е­-билета. Она более гибкая и полезная с точки зрения получаемых данных», – уверен активист.

Сегодня под «е-­билетом» или «электронным билетом» подразумевают не просто услугу безналичной оплаты, а целую автоматизированную систему учета и оплаты проезда. Она позволяет работать с большими данными, регулировать пассажиропотоки, изменять схемы движения транспорта.

«Это то, что помогает управлять всей транспортной инфраструктурой мегаполиса», – говорит Иван Васючков.

Пока систему электронного билета не внедрили ни в одном городе Украины.

Городские власти постоянно откладывают внедрение системы электронного билета. Может, это кому­-то выгодно?

«Насколько мне известно, сейчас как раз пришли к пониманию алгоритма запуска и схемы работы е­-билета аналогично Южной Кореи, Испании, Германии и других стран. Но действующее законодательство пока не позволяет это реализовать», – утверждает Васючков.

По его мнению, внедрение е-­билета автоматически поднимет общие расходы на транспортную сферу, и при действующей модели реальный тариф может вырасти до 11-­13 грн. Кто за это будет платить – пассажир или городской бюджет – вопрос пока открытый. Связано это в большей степени из-­за вывода перевозчиков из «тени» и необходимостью предприятиями оплачивать налоги в полном объёме. При внедрении системы электронного билета транспортная система станет прозрачной, можно будет подсчитывать пассажиропоток чуть ли не в режиме реального времени и, соответственно, доходы перевозчиков. 

Власти Днепра не спешат внедрять систему электронного билета

«Для примера, в Днепре на текущий момент работает около 3 тыс. водителей. Сейчас они официально получают +/­ минимальную зарплату – около 4 тыс. грн в месяц, из которых оплачивается 1.700 грн налогов. И дополнительно около 12 тыс. «в конверте». Как только всё перейдёт в белую и нужно будет платить 16 тыс. зарплаты, налоги увеличатся на 5.000 с каждого водителя, или приблизительно на 1,5 млн грн ежемесячно. И это только фонд оплаты труда водителей, без учёта другого персонала и расходов, которые «по безналу» стоят дороже, чем за наличные», – приводит пример Васючков. Но какой на самом деле будет стоимость проезда в общественном автотранспорте после введения электронного билета, сказать пока сложно. Главное, что есть надежда на формирование экономически обоснованного тариф, так как система должна быть прозрачной, собирать информацию о пассажиропотоке, дви­жении транспорта и другую. 

Кстати, концепцию внедрения автоматизированной системы учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте днепровские депутаты утвердили 19 сентября прошлого года.

Полностью перевести городской электро-­ и автобусный транспорт на электронную систему расчета за проезд планируют к 2021 году.

Пресс­-служба горсовета сообщает, что программно­технический комплекс позволит создать в городе единое и прозрачное транспортное пространство. «Вся информация о пассажиропотоке и общий анализ работы транспорта будут систематизироваться в горсовете. Это – гарантия того, что средства от оплаты за проезд будут поступать непосредственно в городскую казну, а не оседать в карманах нечестных перевозчиков. Кроме этого, такой шаг сделает невозможным использование фальшивых проездных документов», – отмечают в Днепровском горсовете.

Ожидается введение нескольких видов билетов: одноразовый, многоразовый и многоразовый персонифицированный электронный билет – карточка днепрянина.

Как в Европе?

Автор этой статьи не раз бывал в Варшаве и считает, что в этом городе внедрена идеальная модель общественного транспорта. Есть метро, трамваи и автобусы. Часть автобусов частные, часть – муниципальные, как и весь электротранспорт. Общественный транспорт окрашен в одну цветовую гамму, останавливается строго на остановках, работает как часы. И это очень важно. Ведь в Варшаве пассажиры покупают минуты проезда. Например, есть 20-­минутный, 75-минутный, 90­-минутный, 24­-часовой билеты. Также город поделен на две зоны. Билет можно купить как на две зоны, так и на одну – будет дешевле. В зависимости от того, куда надо ехать.

Трамвайная остановка с электронным табло в Варшаве

Как работает? Покупаешь в автомате или магазинчике у остановки, например, 20­-минутный билет – все они рассчитаны на две зоны. Когда садишься в автобус, нужно сразу его закомпостировать в электронном аппарате, который печатает на бумажном билете время посадки.

В транспорте нет кондукторов, зато периодически ходят бригады контролеров, установлены видеокамеры. За бесплатный проезд предусмотрены большие штрафы.

Учитывая, что общественный транспорт в Варшаве ра­ботает точно по времени (форс­-мажоры тоже возможны), на каждой остановке поминутное расписание времени прибытия и отправления автобусов, всегда можно легко рассчитать время поездки. В основном, расписание просто на бумаге, без электронных табло. Автобусы там не застаиваются, как у нас, чтобы собрать побольше пассажиров. 

Если у нас введут электронный расчет за проезд и прозрачный учет пассажиропотока покажет экономическую обоснованность тарифа в 11­-13 грн, а транспорт будет работать, как в Варшаве, то я согласен столько платить. А вы?

Антон Филиппов

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: