По пути Польши

14 липня 2017 о 13:26 - 8294

Avataradmin


По пути Польши

В ноябре 2013г. министр транспорта и водного хозяйства Польши Славомир Новак подал в отставку. Причиной увольнения чиновника послужил дорогой швейцарский хронометр фирмы «Ulysse Nardin», которые тот не указал в декларации. Цена таких часов – около 5.500 долларов. Согласно польскому законодательству чиновник обязан указывать в своей декларации имущество, которое стоит дороже 10.000 злотых (в то время, около 3.500 долларов – ред.).

В Украине ничего подобного еще не было. Более того, в мае 2017г. Национальное агентство по вопросам противодействия коррупции провело проверку деклараций о доходах премьера Владимира Гройсмана и его министров. По ее результатам, глава правительства Украины не вписал в документ 80.000 грн., которые были его «депутатскими деньгами». Конечно, это не 5.500 долларов, но, тем не менее, сума немаленькая. Как сообщила глава «Общественного люстрационного комитета» Александра Дрик, такое нарушение не влечет за собой даже административной ответственности. Так что до момента, когда министры и чиновники будут лишаться должностей из-за пробелов в декларациях, Украине еще нужно дорасти. А тут без реформ не обойтись.

А как реформы проводили в Польше, и что полезного можно перенять нашей стране? Об этом знают польские украинцы Ярослав Присташ и Игорь Исаев.

Ярослав Присташ – присяжный переводчик с украинского языка (переводит юридические документы органов власти – ред.). Коренной житель Польши, живет в Варшаве. Его отца и дедов выселили в 1947г. в рамках операции «Висла» с этнических украинских земель, находящихся на территории Польши, на немецкие, которое государство получило после Второй мировой войны.

– Думаю, Украине нужна качественная административная реформа, – констатирует Ярослав. – Я пару раз в год бываю в Украине. В 1998-ом году я работал во Львове и могу сказать, что он сейчас – настоящий европейский город, точно так же, как Киев и Черновцы. Хуже обстоят дела с развитием маленьких населенных пунктов. Аналогичная ситуация была и в Польше до ее вступления в Европейский Союз. Затем положение улучшилось: в небольших городах и поселках создали качественные дороги и модернизировали инфраструктуру. Чтобы этого достичь, в Украине необходимо провести административную реформу. Тогда люди станут настоящими хозяевами своих городов и перестанут ждать денег из Киева, имея свои независимые местные бюджеты, – сообщил он.

Игорь Исаев – журналист, политолог. Живет в Польше около 12 лет. Переехал из Запорожья, поступив в Варшавский университет. Игорь сотрудничает со многими изданиями и несколькими неправительственными организациями, в Польше является аккредитованным корреспондентом всеукраинского издания «Деловая столица».

– Украина и так много чего заимствует у Польши, – говорит Игорь. – В Варшаве на разных программах по обмену опытом я видел достаточное количество украинских политиков и активистов, как из Киева, так и из регионов. Процессы, которые сейчас идут в украинской, политике –наследование польских. Например, это хорошо видно по реформе местного самоуправления (речь идет о децентрализации – ред.). Ее принципы очень подобны польским. В Польше эту реформу начали внедрять в 90-х годах. Она предусматривала создание территориальных единиц – «гимн», которые переводятся на украинский как «громады». Суть преобразования заключалась в том, чтобы у «гимн» было как можно больше полномочий. В административной реформе самоуправления по-украински заложили то же самое, – сказал он.

 От милиции до полиции

Превращение милиции в полицию в Польше началось в конце 1980-х в начале 1990-х годов. Гражданам поднадоели их правоохранители, зарекомендовавшие себя служителями коммунистической власти. Милиция не однажды принимала участие в борьбе с оппозиционной «Солидарностью» и подавлении любых проявлений протестных настроений. Нередко с особой жестокостью. Во время военного положения сотрудники моторизированного подразделения общественной милиции ZOMO на силезской шахте «Вуек» убили 9 шахтеров.

Уже в 1990 году милиция стала полицией, а ее статус «вне политики» был зафиксирован на законодательном уровне. Возможно, это и помогло обеспечить внедрение реформ в Польше. Кстати, взяточничество среди тамошних правоохранителей популярностью не пользуется.

– Если коррупция в польской полиции и есть, то только на высоких уровнях, – говорит Ярослав Присташ. – Получить взятку тяжело, ведь правоохранители находятся под контролем. Например, машины для дорожного патрулирования оснащены камерами, в каждой из них сидят два сотрудника. Так что взять деньги у водителя и остаться при этом незамеченным очень проблематично. Кстати, в Польше внесли изменения в кодекс дорожного движения. Теперь за нарушения предусмотрены более жесткие санкции. Например, у водителя, который второй раз сел за руль пьяным, правоохранители должны отобрать права. Кроме того, за езду в нетрезвом виде можно получить тюремный срок.

Могу сказать, что в польской полиции существует большая бюрократия. Я работаю переводчиком и часто бываю в отделениях, когда нужна помощь украинцам. Такие вещи как начало и конец допроса очень строго фиксируются, – сказал он.

 Болонская система по-украински и по-польски. Найдите разницу

– Болонская система, которую внедрили в Украине, была неудачным «гугл-переводом» старой системы образования, – констатировал Игорь Исаев. Он в 2009-ом закончил факультет политологии в Варшавском университете.

Болонский процесс – это общие стандарты, нацеленные на создание единого пространства европейского высшего образования. Его стартом считается подписание декларации в итальянском городе Болонье. На сегодняшний день в процессе задействованы 48 стран-участниц. Польша предписала декларацию в 1999-ом, а Украина присоединилась только в 2005-ом.

– Чтобы закрыть семестр, нам нужно было набрать определенное количество баллов, – рассказывает Игорь Исаев. – Некоторую их часть можно было получить, выбирая дополнительные курсы. Студенты пользовались специальной электронной системой, где указывался перечень дополнительных предметов на выбор. Например, мне нужно было набрать 30 баллов. Один дополнительный курс «стоил» 6 баллов, другой – 5, и так далее. Нужно было зарегистрироваться на столько предметов, чтобы в сумме получилось 30. В конце по этим дополнительным курсам предусматривался зачет. Если его не засчитывали, его можно было сдать в следующем семестре.

В европейских ВУЗах студенты имеют возможность послушать курсы от известных ученых из других стран ЕС.

– В рамках обменов к нам на неделю-две приезжали преподаватели из-за границы, – рассказывает Игорь Исаев. – Они читали авторские спецкурсы по книжкам, которые написали. – Они в обязательную программу не входили, но, тем не менее, пользовались среди студентов популярностью. Спустя 10 лет после окончания университета, я лучше помню лекции от известных профессоров, чем стандартную программу по теории. Мне очень нравились эти короткие спецкурсы.

Болонский процесс предусматривает единые стандарты образования. Это значит, что студент, который выезжает за границу на год по программе обмена, может по возвращении в свой ВУЗ пропущенные экзамены не сдавать.

– Правда, в Украине мне рассказывали истории, когда преподаватели требовали у студентов, которые учились по обмену, сдать все пропущенные экзамены в родном ВУЗе. Такое поведение противоречит духу Болонской системы, – констатировал он.

В Польше, как и в Украине, студенты могут как поступить на бюджет, так и заключить контракт с высшим учебным заведением.

– Иногда, если студент из бедной семьи, но очень хочет учиться, ВУЗ может освободить его от оплаты, – говорит Игорь Исаев. – Многое зависит от университетов. В Польше сейчас учится большое количество украинских студентов. Они, как иностранцы, должны платить за свое образование. Но поскольку в ВУЗах есть невостребованные специальности, на них приглашают студентов из Украины получать знания забесплатно. Таким образом и специальность остается, и рабочие места за преподавателями сохраняются. Недобор связан с низкой рождаемостью в 90-х годах. В результате, в польских учебных заведениях не хватает студентов, – сообщил он.

 Больницы на любой вкус

Система здравоохранения по-польски – это возможность выбора больницы на свое усмотрение.

– Я хожу в больницу, которая не очень близко находится от моего дома, но зато меня полностью устраивает медицинское обслуживание. Уже успел познакомиться с принципами реформы здравоохранения в Украине. Она предусматривает те же самые вещи, – сообщил Игорь Исаев.

Еще один принцип польской реформы здравоохранения – выделение госпиталям государственных денег в зависимости от количества конкретных пациентов, а не койко-мест, как это было раньше. Медики стали заинтересованными, чтобы в их заведение за помощью обращалось как можно больше людей. В Украине подобные нововведения также станут стимулом для улучшения сервиса.

Кроме того, госпитали в Польше предоставляют два варианта услуг: базовый пакет бесплатной медицинской помощи и более расширенный платной. Следует отметить, что в Польше есть больницы с разным качеством обслуживания.

– В маленьких городках они могут быть в плохом состоянии, без современного оборудования, – констатирует Игорь Исаев, – Там больницы существуют только для того, чтобы люди могли получить необходимую помощь как можно быстрее. По законодательству госпиталь, предоставляющий минимальный пакет услуг, должен находиться на расстоянии каждых 50 километров, – сказал он.

Государственная медицина, по словам Ярослава Присташа, в Польше развита качественно. Многие поляки предпочитают не частную, а ее. За операцию наши западные соседи благодарят врачей разве что цветами, или спиртными напитками. Подарки в виде денег неприемлемы.

 Наши в Польше

По словам журналиста Игоря Исаева, количество мигрантов из Украины в 2015г. увеличилось. Причина – обесценивание курса гривны. Соответственно, некоторые наши граждане захотели зарабатывать больше и отправились за границу. Ведь минимальная зарплата без налогов в Польше – 400 евро. В переводе на национальную валюту Украины – это около 12.000 гривен.

– В основном, люди едут с западных и центральных областей Украины, из восточных и южных приезжих меньше – говорит Игорь. – Многие из мигрантов – выходцы из сел и маленьких городков, как правило, они устраиваются на простые работы. Сейчас количество приезжих, которые заниматься интеллектуальным трудом, постепенно растет.

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: