Московский взгляд на Украину

13 червень 2008 о 09:39 - 938

Молодой писатель Дмитрий Черный — представитель поколения, в юном возрасте пережившего переломный 1991 год, вместе с тем он — активный участник российского левого движения. Публицист ряда левых сетевых ресурсов, секретарь по идеологии московского комсомола, бас-гитарист леворадикальной рок-группы «Эшелон». Взяв канвой своего творчества изречение Ленина «Революция и любовь — явления одного порядка», Дмитрий Черный представил украинским читателям роман «Поэма столицы», в котором откровенно рассказывает о событиях, происходящих на левом фланге молодой российской политики. Радикальный реализм как творческий метод писателя преодолевает литературные табу. Героями произведений Дмитрия Черного выступают современные российские политики и культурные деятели. Сам Дмитрий определяет стиль произведения как радикальный реализм, этим же и объясняется отсутствие всяческих псевдонимов и недомолвок — все персонажи — реальные. Среди них лидер движения «Авангард Красной Молодежи» Сергей Удальцов, лидер КПРФ Геннадий Зюганов, Егор Летов, который, по мнению Дмитрия, объединял рок-культуру всего постсоветского пространства, и многие другие. Девушки, участвующие в эротических сценах, названы лишь именами, но тоже легко угадываются. Именно герои стали первыми критиками романа. Свое отношение и к произведению, и к его автору они высказывают в своих интернет-блогах. Поступали даже угрозы со стороны некоторых высокопоставленных героев. «Меня радуют негативные отзывы: это значит, что мое произведение отвечает правде жизни и по-настоящему «цепляет» читателя. Я знаю, что со временем вульгарно-негативные комментарии сменятся другими, более глубокими. Ведь такие книги, как эта, живут гораздо дольше, чем их автор и прототипы героев», —   заявил он.

О сюжете романа

«Случайными короткими определениями трудно охарактеризовать сюжет. Его лучше раскрывать без пределов. Мы берем, к примеру, эпизод знакомства двух людей и описываем его без каких-либо купюр, как он был в реальной протяженно­сти времени. Это попытка реально зафиксировать время. Временное отражение в судьбах героев.

Хотя в начале никакого мотива не было. Существовали персонажи Тон, то есть он — мужчина, и Тан, то есть она — женщина. У них есть противоречие на почве политики: Тан — либералка, а Тон скорее коммунистичен, он советский патриот в прямом смысле этого слова. Сталинист, как потом выясняется. Герои, находясь в этом мире символов, потихонечку проходят собственную судьбу. Это роман и о любви, где герои не находят себя друг в друге и расстаются. Она убегает в православие, он убегает в радикальную политику. Но, тем не менее, потом они встретятся, и он подарит ей роман», —   рассказывает писатель.

О связи народов

Саму причастность идейного подтекста связи России с Украиной Черный объясняет следующим образом. Во-первых, автора связывает с Украиной генеалогическое древо — фамилия Черный когда-то принадлежала запорожскому казаку. Дмитрий также подчеркнул, что уважает и любит творчество украинских современников, а с Сергеем Жаданом вообще поддерживает дружеские отношения. Во-вторых, писатель считает главным недостатком россиян так называемую «близорукость»: «У людей постсоветского пространства очень много общего, особенно это касается Украины и России. Пройдя ухабистый период 90-х, мы окончательно разделились. В Москве достаточно сильны идеи панславизма, сформировавшиеся еще в советское время, когда русский язык доминировал на 1/6 части суши. Кстати, даже на уровне грамматических форм языка проявляется политическая и гражданская позиция человека. Фраза «Я поехал НА Украину» несет в себе иной политический смысл, чем фраза «Я поехал В Украину». Обыватель ощущает себя включенным в экономические взаимоотношения двух стран. По сути, являясь рядовым потребителем продукции «Газпрома», он чувствует себя причастным к принятию решения: открывать или перекрывать газовый вентиль для Украины, хотя забывает о совместном прошлом и общей культурной платформе наших народов», —   подытожил Дмитрий Черный.

Виктория Лобусова

Поділитися: