Хватит «жить» в очередях!

24 травня 2016 о 13:06 - 2976

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Хватит «жить» в очередях!

Первый блин комом

Недавно семейная пара из Днепродзержинска наконец-то устроила своего пятилетнего ребенка в детский садик.

И не благодаря пресловутой электронной очереди через Интернет. Девочку взяли в детсад после того, как ее родители подали заведующей дошкольным заведением письменное заявление с просьбой принять ребенка и попросили дать письменный ответ в случае отказа. На листке бумаги они указали и дату регистрации в электронной очереди.

– Почему Вы к нам раньше не обращались? Вы хотите ходить в наш садик? – сразила наповал отца девочки заведующая. Вопрос был и вправду неожиданным. Ранее заведующая чуть ли не «с порога» заявляла, что мест нет. Родители продолжали наивно ожидать своей очереди в Интернете.

– Так мы к Вам не раз приходили! Конечно, хотим ходить, живем недалеко от садика, – ответил отец девочки.

– Проходите медицинскую комиссию и приходите, – продолжила женщина.

В этой истории решающим оказалось именно письменное заявление, которое родители, благодаря советам осведомленных людей, вручили заведующей.

Возможность записывать ребенка в детский сад через Интернет и следить за продвижением очереди в режиме он-лайн в Днепропетровской области появилась в конце 2012 года. Система стала эдаким первопроходцем в мире перевода услуг в Интернет и до сих пор осталась формальностью.

Спустя три года наша страна, а в особенности, – Днепропетровская область, – значительно продвинулась в переводе государственных услуг в Интернет. 

Им надоело ждать перемен

Летом 2015 года волонтеры запустили портал igov.org.ua, благодаря которому у граждан Украины появилась возможность получать государственные услуги через Интернет (онлайн). Идея – из народа. Власть поддержала.

По началу, – через портал можно было воспользоваться всего девятью государственными услугами и жителям не всех населенных пунктов. На сегодняшний день число государственных услуг через Интернет выросло до 279. До конца 2016 года волонтеры надеются перевести в электронный формат практически все государственные услуги.  

«Проект развивается очень динамично. В нем задействовано много волонтеров, которые имеют энергию и внутреннюю мотивацию улучшать процессы внутри нашей страны. Без трудностей не бывает, конечно, но мне нравится, что они преодолеваются и вырабатываются совместные решения», – делится своими впечатлениями бизнес-аналитик проекта iGov Дарья Грек.

Днепропетровская область занимает лидирующие позиции в Украине по масштабам перевода административных услуг в Интернет.

В Днепропетровске вывели онлайн 98 государственных услуг, в Вольногорске – 88, в Днепродзержинске – 82, в Никополе – 74 госуслуги онлайн, в Желтых Водах – 78, в Марганце –68.

КСТАТИ

Чтобы проверить, какие услуги через Интернет доступны в вашем населенном пункте, нужно зайти на портал igov.org.ua, в окне «Выбор услуги» нажать кнопку «Фильтр» и выбрать населенный пункт, после чего появится список доступных онлайн-услуг. 

Самая популярная на Днепропетровщине государственная услуга через Интернет – получение субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. На втором месте – оформление загранпаспортов, на третьем – получение справки о несудимости или судимости. 

С помощью портала iGov днепропетровский журналист Андрей Богатырев менял загранпаспорт.

«Быстро и удобно», – делится впечатлениями журналист.

Для того, чтобы оформить загранпаспорт через iGov необходимо два раза посетить отделение миграционной службы. Есть такие услуги, которыми можно воспользоваться через Интернет, не посещая орган, который предоставляет услугу. Например, получить субсидию.

Саботаж и взаимодействие

В работе группы волонтеров не обходится и без трудностей. Для того, чтобы перевести государственную услугу в Интернет, необходимо иметь дело с чиновниками – представителями органа, который предоставляет услугу, чтобы наладить процесс ее оформления.  Сами чиновники относятся к инициативе по-разному, в том числе и скептически, но областные власти в этом вопросе предоставили волонтерам «карт бланш» и делают все для того, чтобы максимально облегчить жизнь жителям области.

«Как и в любой сфере деятельности, некоторые сложности встречаются, но я не могу назвать их проблемами, так как они оперативно решаются, – рассказывает бизнес-аналитик проекта iGovДарья Грек. – У нас очень хорошо выстроена работа совместно с Днепропетровской облгосадминистрацией (ОГА). В случае возникновения каких-то проблемных моментов – сначала связываемся с тем или иным государственным органом сами, иногда обращаемся в ОГА. Там очень оперативно реагируют и проблема решается».

По ее словам, иногда волонтеры сталкиваются с латентным саботажем: чиновники не выходят на связь, или на словах говорят «да», а действиями это не подкрепляется.

«С такими работаем через облгосадминистрацию», – говорит Дарья.

Худшие результаты в области по переводу государственных услуг в Интернет демонстрируют в г. Кривой Рог, Апостоловскиом районе, Петриковском районе, Софиевском районе и г. Орджоникидзе.

Но есть и, наоборот, положительные примеры сотрудничества. Дарья вспоминает, что в одном ведомстве хотели, сперва, только три услуги вывести в Интернет, но когда «распробовали», перезвонили и сказали, что хотели бы перевести больше услуг онлайн – в процессе знакомства с системой в ведомстве увидели удобство не только для заявителя, но и для себя.

Равняемся на Эстонию

Возможность пользоваться государственными услугами в режиме онлайн (через Интернет) называется электронным правительством.

По данным доклада ООН по состоянию электронного правительства (United Nations E-Government Survey 2014) мировыми лидерами по прогрессу в этой сфере являются такие страны как Южная Корея, Австралия, Сингапур, Франция, Нидерланды, Япония, США, Великобритания, Новая Зеландия и Финляндия.

По данным аналитиков Информационной кампании «Stronger Together!», одной из первых стран, ставших на путь реализации электронного правительства в системе государственных органов власти и открытого информационного общества, стала Швеция. Правительство страны разработало программу создания глобальной и максимально открытой государственной системы взаимодействия между пользователями электронных технологий.

Шведы делали акцент на простоте и удобстве пользования для граждан. Поэтому и получить государственные услуги стало возможно так, как удобно гражданам – онлайн, лично или по телефону.

Украинское электронное правительство больше развивается по примеру Эстонии. У прибалтов все начиналось с внедрения паспортов в виде пластиков карт (ID-карт), которые у нас уже выдают 16-летним гражданам.

Карта стала основой для того, чтобы совершать важные операции, не выходя из дома и не тратя время на очереди.

Теперь в Эстонии не нужно собирать справки, подтверждения для получения электронной услуги. Преимущественно нужно лишь подать онлайн заявку, а робот сам соберет всю необходимую информацию. Граждане могут в электронном режиме следить за состоянием налогообложения, социальными выплатами, контролировать персональные документы, получать разрешения и регистрировать транспортные средства.

***

На сегодняшний день можно говорить о прогрессе в Украине в сфере государственных закупок через Интернет, электронных петиций органам власти и предоставления госуслуг онлайн.

Министерство образования и науки Украины дает возможность подавать заявления на поступление в вузы онлайн и записывать детей в дошкольные учебные заведения через онлайн-формы. Согласно информации Государственной фискальной службы, более 90% плательщиков НДС и почти 80% плательщиков Единого социально взноса отчитываются в электронной форме. На сайте Министерства юстиции зарегистрировать бизнес, получить информацию о недвижимости, а также получить справку, выписку о компании. Еще действует веб-портал Edata, который предоставляет доступ к информациии об использовании бюджетных средств в Украине.

Антон Филиппов

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: