Театр в сумасшедшем доме

06 липня 2007 о 14:13 - 1009

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Активисты литературного процесса в Днепропетровске продвигают и разнообразят этот самый процесс изо всех сил. При абсолютном отсутствии спонсорских вкладов, на свои кровно заработанные они издали и презентовали очередной выпуск литературного альманаха «СТЫХ». Творческие чтения, посвященные последнему, 20-му выпуску журнала, прошли в стенах литературного музея в последних числах июня.

Главный редактор и идейный лидер «СТЫХа» Максим Бородин представил публике и прессе авторов, произведения которых вошли в новый выпуск – Анна Смолякова, Юлия Шталтовна, Татьяна Гонченко, Стас Кузьмин, Александр Мухарев и др., а также тех, кто еще не публикуется, но уже приобрел определенный позитивный имидж в писательских кругах. Присутствовал и тот, кого мы, к сожалению, никогда не увидим на страницах «СТЫХа» – вечный оппонент, лидер движения «АРТ-штурм» Виталий Свободин, выпускающий литературный альманах «Vольный лист», представил два новых рассказа. Но его участие было, скорее, актом протеста, хотя и не четко выраженным.

Так что же не поделили основатели двух, казалось бы, схожих литературных тусовок? Чем «СТЫХ» так разительно отличается от «Vольного листа»? И как все начиналось? Ситуацию попытался прояснить Максим Бородин.

Экскурс в историю

– В начале 90-х ничего подобного в Днепропетровске вообще не было. Правда, действовала литературная студия в областной молодежной библиотеке, но слабенько, подпольно как-то, не модно…  Вот тогда-то, в этом сплошном застое, и образовалось наше движение. Поначалу было трудно собрать единомышленников, но со временем все наладилось, мы начали сотрудничать с интересными авторами. Сейчас выпуск «СТЫХа» участился.

О друзьях и фестах

– На данный момент наша деятельность набирает обороты, кажется, наконец-то поэзия и литература в целом опять в моде. Появляется не мало новых талантов, которые находят свое творческое пристанище у нас. Поэтические вечера стали проходить на более высоком уровне, как, например, фестивали «Крик на лужайке» (http://www.the-persons.com.ua/news/cenitel/2868/). Появились и достаточно влиятельные друзья, такие как МА «Арт-Вертеп», на их сайте можно частично узнать о нас. А для тех, кто интересуется современной поэзией, в интернете есть электронный вариант альманаха: www.dnepr.liter.net/styh.htm .

О врагах и идеях

– Мы действительно расходимся во мнениях с Виталиком Свободиным. Личной вражды тут нет, речь идет только о творческих разногласиях. Ну, во-первых, это политические взгляды – Виталик увлекается размышлениями на политическую тему и очень категорично настроен. Эта проблема сразу же влечет языковую: «СТЫХ» приветствует творчество само по себе, главное, чтоб оно было качественным и на уровне – нам все равно, на каком языке, пусть даже на иностранном. А Свободин страдает «руссофилией» и фактически отрицает существование других языков, вследствие этих субъективных рамок круг писателей и почитателей «Vольного листа» сужается. Да и стилистика разная: мы, в первую очередь, следим за качеством произведений, а мат в литературе… противоречивый вопрос, но мы к нему относимся нормально. Свободин же, напротив, за своей жесткой советской цензурой порой не замечает главного…

О наболевшем

– Среди проблем на первом месте, как всегда, деньги. Нет вложений, нет серьезной поддержки от меценатов… Но мы надеемся, что это издание даже на уровне самиздата внесет свою лепту в историю литературного процесса 21 века.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ НОУ-ХАУ

 Невозможно не отметить, что тематика и сюжеты новой литературы разительно отличаются от старой – сейчас не актуально «косить» под классиков. Творческая элита как раз приобретает характерные черты и формирует каноны современного творчества. Женская половина, в основном, по-прежнему отдает предпочтение романтичному настрою интимной лирики, хотя уже появились тенденции неореализма: жаргон (даже мат), вульгаризмы, социально-политическая тематика, поток сознания, хаотические, бессмысленные  нагромождения и т.п.

Так, например, поэзия Ю. Шталтовны не отличается оригинальностью: проблемы с рифмой выливаются в жанр белого стиха, а претензии на необычность («живу текстами, думаю переважно дієсловами, хоч, трапляється, іменниками») легко объяснимы украинским филологическим образованием поэтессы – вот и все секреты творчества.

Анна Смолякова, напротив, создает своей деятельностью отличную репутацию женской поэзии Днепропетровска, налицо талантливый подход – все стройно и ладно, стихи оригинальны и не лишены смысла, оттого и декламация наизусть. Татьяна Гонченко представила зрителям несколько стихотворных произведений на украинском языке из своего поэтического цикла «Впізнала». В нашем до мозга костей русскоязычном городе очень приятно слышать украинскую художественную речь. Основная тема – любовь. Эмоциональные оттенки многогранны – грусть, свет, разочарование, холод, тепло. Порой накал страстей доходит до предела здравого смысла: «Просто потяг вкотре з`їхав з даху».

Что касается женской поэзии в целом, то  это талантливые актерские миниатюры поэтов на тему своеобразного сумасшедшего дома, в котором каждый участник играет свою роль. Кто-то предстает перед нами в образе несчастной и депрессивной, кто-то – волевой феминистки, кто-то хочет казаться серьезной, а кто-то – легкомысленной. Здесь полная свобода действий – это театр.

Что же касается мужской поэзии, то там все по-прежнему. Стас Кузьмин старался продемонстрировать интеллектуальность своего творчества, а произвел впечатление лишь декламацией с особыми звуковыми приемами.

Правда, отличился А. Мухарев: форма поэзии, как всегда, неопределенная, со сбивками, а вот сюжеты… повеяли новизной, заставившей проснуться заскучавших слушателей: неожиданно всплывшая тема эмиграции в Россию, много слов о Москве и стихотворение про проституток, которым поэт нашел другое практическое применение («Её бы на войну, под бомбы, мины, пули. Остановила бы коня. Для того здесь женщины нужны!»).

Браво!

Виктория Лобусова

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: