Театр в сумасшедшем доме

06 липень 2007 о 14:13 - 1007

Активисты литературного процесса в Днепропетровске продвигают и разнообразят этот самый процесс изо всех сил. При абсолютном отсутствии спонсорских вкладов, на свои кровно заработанные они издали и презентовали очередной выпуск литературного альманаха «СТЫХ». Творческие чтения, посвященные последнему, 20-му выпуску журнала, прошли в стенах литературного музея в последних числах июня.

Главный редактор и идейный лидер «СТЫХа» Максим Бородин представил публике и прессе авторов, произведения которых вошли в новый выпуск — Анна Смолякова, Юлия Шталтовна, Татьяна Гонченко, Стас Кузьмин, Александр Мухарев и др., а также тех, кто еще не публикуется, но уже приобрел определенный позитивный имидж в писательских кругах. Присутствовал и тот, кого мы, к сожалению, никогда не увидим на страницах «СТЫХа» — вечный оппонент, лидер движения «АРТ-штурм» Виталий Свободин, выпускающий литературный альманах «Vольный лист», представил два новых рассказа. Но его участие было, скорее, актом протеста, хотя и не четко выраженным.

Так что же не поделили основатели двух, казалось бы, схожих литературных тусовок? Чем «СТЫХ» так разительно отличается от «Vольного листа»? И как все начиналось? Ситуацию попытался прояснить Максим Бородин.

Экскурс в историю

— В начале 90-х ничего подобного в Днепропетровске вообще не было. Правда, действовала литературная студия в областной молодежной библиотеке, но слабенько, подпольно как-то, не модно…  Вот тогда-то, в этом сплошном застое, и образовалось наше движение. Поначалу было трудно собрать единомышленников, но со временем все наладилось, мы начали сотрудничать с интересными авторами. Сейчас выпуск «СТЫХа» участился.

О друзьях и фестах

— На данный момент наша деятельность набирает обороты, кажется, наконец-то поэзия и литература в целом опять в моде. Появляется не мало новых талантов, которые находят свое творческое пристанище у нас. Поэтические вечера стали проходить на более высоком уровне, как, например, фестивали «Крик на лужайке» (http://www.the-persons.com.ua/news/cenitel/2868/). Появились и достаточно влиятельные друзья, такие как МА «Арт-Вертеп», на их сайте можно частично узнать о нас. А для тех, кто интересуется современной поэзией, в интернете есть электронный вариант альманаха: www.dnepr.liter.net/styh.htm .

О врагах и идеях

— Мы действительно расходимся во мнениях с Виталиком Свободиным. Личной вражды тут нет, речь идет только о творческих разногласиях. Ну, во-первых, это политические взгляды — Виталик увлекается размышлениями на политическую тему и очень категорично настроен. Эта проблема сразу же влечет языковую: «СТЫХ» приветствует творчество само по себе, главное, чтоб оно было качественным и на уровне — нам все равно, на каком языке, пусть даже на иностранном. А Свободин страдает «руссофилией» и фактически отрицает существование других языков, вследствие этих субъективных рамок круг писателей и почитателей «Vольного листа» сужается. Да и стилистика разная: мы, в первую очередь, следим за качеством произведений, а мат в литературе… противоречивый вопрос, но мы к нему относимся нормально. Свободин же, напротив, за своей жесткой советской цензурой порой не замечает главного…

О наболевшем

— Среди проблем на первом месте, как всегда, деньги. Нет вложений, нет серьезной поддержки от меценатов… Но мы надеемся, что это издание даже на уровне самиздата внесет свою лепту в историю литературного процесса 21 века.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ НОУ-ХАУ

 Невозможно не отметить, что тематика и сюжеты новой литературы разительно отличаются от старой — сейчас не актуально «косить» под классиков. Творческая элита как раз приобретает характерные черты и формирует каноны современного творчества. Женская половина, в основном, по-прежнему отдает предпочтение романтичному настрою интимной лирики, хотя уже появились тенденции неореализма: жаргон (даже мат), вульгаризмы, социально-политическая тематика, поток сознания, хаотические, бессмысленные  нагромождения и т.п.

Так, например, поэзия Ю. Шталтовны не отличается оригинальностью: проблемы с рифмой выливаются в жанр белого стиха, а претензии на необычность («живу текстами, думаю переважно дієсловами, хоч, трапляється, іменниками») легко объяснимы украинским филологическим образованием поэтессы — вот и все секреты творчества.

Анна Смолякова, напротив, создает своей деятельностью отличную репутацию женской поэзии Днепропетровска, налицо талантливый подход — все стройно и ладно, стихи оригинальны и не лишены смысла, оттого и декламация наизусть. Татьяна Гонченко представила зрителям несколько стихотворных произведений на украинском языке из своего поэтического цикла «Впізнала». В нашем до мозга костей русскоязычном городе очень приятно слышать украинскую художественную речь. Основная тема — любовь. Эмоциональные оттенки многогранны — грусть, свет, разочарование, холод, тепло. Порой накал страстей доходит до предела здравого смысла: «Просто потяг вкотре з`їхав з даху».

Что касается женской поэзии в целом, то  это талантливые актерские миниатюры поэтов на тему своеобразного сумасшедшего дома, в котором каждый участник играет свою роль. Кто-то предстает перед нами в образе несчастной и депрессивной, кто-то — волевой феминистки, кто-то хочет казаться серьезной, а кто-то — легкомысленной. Здесь полная свобода действий — это театр.

Что же касается мужской поэзии, то там все по-прежнему. Стас Кузьмин старался продемонстрировать интеллектуальность своего творчества, а произвел впечатление лишь декламацией с особыми звуковыми приемами.

Правда, отличился А. Мухарев: форма поэзии, как всегда, неопределенная, со сбивками, а вот сюжеты… повеяли новизной, заставившей проснуться заскучавших слушателей: неожиданно всплывшая тема эмиграции в Россию, много слов о Москве и стихотворение про проституток, которым поэт нашел другое практическое применение («Её бы на войну, под бомбы, мины, пули. Остановила бы коня. Для того здесь женщины нужны!»).

Браво!

Виктория Лобусова

Поділитися: