Еще раз о качестве коммунальных услуг

22 червень 2007 о 14:21 - 1378

На прошлой неделе состоялось последнее заседание временной депутатской комиссии горсовета по тарифам на жилищно-коммунальные услуги, во время которого народные избранники подвели итоги своей работы и внесли предложения относительно реформирования ЖКХ Днепропетровска. Ну что ж, как говорится, отстрелялись! Однако напомним, что еще в апреле, во время оглашения результатов первых проверок комиссии, депутаты отмечали, что, несмотря на значительное, хотя и оправданное, повышение коммунальных тарифов, качество предоставления жилищно-коммунальных услуг в областном центре обещает желать лучшего. Именно поэтому по инициативе главы постоянной комиссии по вопросам жилищно-коммунального хозяйства горсовета Сергея Воробьева народные избранники должны были до 1 июня текущего года разработать и принять реальную программу по реформированию жилищно-ком­мунального хозяйства Днепропетровска на 2007-2011 гг. Правда, впоследствии сроки разработки и принятия данной Программы были перенесены на 1 сентября.

А пока депутаты горсовета думают над реформированием ЖКХ города, начальник областного Управления по вопросам защиты прав потребителей Игорь Любарский констатирует факт: на сегодняшний день 1/3 всех обращений граждан в возглавляемое им Управление связана с жалобами на некачественно предоставленные жилищно-коммунальные услуги. Ознакомить корреспондента «Лиц» с наиболее распространенными нарушениями прав потребителей в данной сфере любезно согласилась председатель Днепропетровской областной общественной организации «Народный контроль» Галина Кучеренко.

Итак, по словам Галины Васильевны, сегодня одно из самых бесцеремонных нарушений прав потребителей заключается в том, что КЖЭПы самовольно исключают из перечня обязательных жилищных услуг некоторые из них, например, уборку чердаков, подвалов или придомовой территории, обслуживание квартирных счетчиков воды и тепла. Таким образом, нарушаются Правила содержания жилых домов, утвержденные приказом Госжилкоммунхоза Украины от 17.05.05 № 76, и ст. 176 действующего Жилищного Кодекса.

Красной линией в вопросе нарушения прав потребителей жилищно-коммунальных услуг проходит проблема работы лифтов в днепропетровских многоэтажках. Следует отметить, что в соответствии с требованиями государственных строительных норм и в целях безопасности здоровья населения все жилые дома, где насчитывается 6 и больше этажей, должны быть в обязательном порядке оборудованы лифтами. Однако в Днепропетровске большинство лифтов представляет собой ни что иное, как бесполезный элемент интерьера, так как в исправном состоянии они находятся крайне редко. В принципе, иначе и быть не может. Посудите сами, на ежемесячное содержание одного лифта в Днепропетровске выделяется 150 грн., из них 120 грн. составляет зарплата работников лифтового хозяйства, а на необходимые материалы, в том числе запчасти, отпускается всего 3 грн., на которые, по словам самих сотрудников лифтового хозяйства, можно купить разве что ветошь и немного смазки.

 

 

Кстати

Интересный способ борьбы с неплательщиками придумала администрация КЖЭПа-26, которая разместила на обслуживаемых жилых домах следующее объявление:

«Уважаемые жильцы, убедительная просьба в срок до 15.06.2007г. оплатить задолженность по квартплате. В случае непроплаты будет отключено: освещение на лестничных клетках; подача горячей воды».

 

Не менее вопиющим в плане нарушения прав потребителей кажется факт установления неодинаковой цены на газ для граждан, использующих в своих квартирах/домах газовые счетчики и не использующих оные. «Сей факт противоречит ст. 24 Конституции Украины и свидетельствует о дискриминации по имущественному принципу, так как не все граждане в состоянии приобрести газовый счетчик», — уверяет г-жа Кучеренко. Даже сами газопоставщики признают, что нормы потребления «голубого топлива» для населения, не использующего в своих квартирах счетчики, значительно завышены. Кроме того, согласно постановлений Кабинета министров Украины № 822 от 08.06.98 и № 670 от 21.06.01, на время отсутствия в квартире/доме горячей воды жильцы, не имеющие газового счетчика, обязаны платить за газ по завышенным тарифам. Хотя сам факт отсутствия в квартире горячей воды уже противоречит требованиям ст. 22 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», а одностороннее беспричинное установление завышенных норм потребления газа для граждан не соответствует положениям ст. 6 и ст. 21 Закона Украины «О защите прав потребителей».

«Таким образом, указанные постановления Кабмина № 822 и № 670 могут быть оспорены в судебном порядке на основании ст. 4 п. 1, ст. 20 п. 1 и ст. 40 п. 1 Закона Украины «О Кабинете министров Украины», который вступил в силу 02.02.07 г.», — поясняет Галина Васильевна.

С точки зрения законности очень сомнительным кажется и факт установления водоканалами платы за использование летом воды на полив огородов (для потребителей, проживающих в частных домах и не использующих счетчики воды). Такие требования, по мнению Кучеренко, должны быть подтверждены водоканалом в судебном порядке с доказательством факта полива потребителем своего огорода, а также с указанием площади поливного участка, на который начисляются затраты воды.

С легкой руки правительства, своего рода афера прокручивается коммунальщиками и при поставках населению горячей воды. Так, старыми Правилами, предоставления услуг по централизованному отоплению было установлено, что после открытия крана горячей воды за 1 секунду должен быть наполнен целый стакан воды температурой не менее +50°С. По новым же Правилам, вода с такой температурой должна наполнить стакан уже через 2 минуты после открытия крана, то есть для получения горячей воды нужно сливать холодную в течение 2-х минут, а счетчик тем временем считает слитую воду как горячую по цене более 8 грн. за кубометр.

Перечислять разного рода нарушения прав потребителей жилищно-коммунальных услуг можно еще очень долго, на это, к сожалению, и всей газеты не хватит. Вместе с тем, хочется верить, что депутаты горсовета при разработке программы по реформированию ЖКХ Днепропетровска на 2007-2011 гг. учтут все существующие на сегодняшний день пробелы в плане качества предоставления жилищно-коммунальных услуг. По крайней мере, первый шаг на пути к реформам уже попыталась сделать депутат горсовета, член постоянной комиссии по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Анжела Пилипенко. Она вынесла на рассмотрение гор­исполкома предложение о том, чтобы обязать поставщиков коммунальных услуг не позднее 10 числа следующего за отчетным месяца делать перерасчет стоимости коммунальных услуг в случае их некачественного предоставления или полного отсутствия. Что ж, будем надеяться, что старания депутата не окажутся напрасными…

P.S. Координаты Днепропетровской областной общественной организации «Народный Контроль»: г. Днепропетровск, 49044, ул. Шевченко, 32, к. 202, тел. 8 (056) 744 72 58.

Виктория Корж

Справка

В среду, 13 июня, Днепропетровская областная общественная организация «Народный контроль» презентовала свой справочник «Жилищно-коммунальные услуги — ориентиры потребителя» и буклет «Что нужно знать об оплате жилищно-коммунальных услуг». В справочнике и буклете помещены основные нормативные и законодательные акты Украины, которые регулируют вопросы практической реализации прав граждан, потребителей жилищно-коммунальных услуг. «Большое количество обращений в нашу организацию потребовало реагирования, поэтому одной из главных задач, которую мы ставили перед собой при составлении буклета и справочника, это помочь гражданам, или скорее, дать возможность воспользоваться полезной информацией и правильно сориентироваться: как защитить свои конституционные права и интересы в коммунальной сфере, когда они нарушаются», — пояснила председатель Днепро­петровской областной общественной организации «Народный контроль» Галина Кучеренко.

Поділитися: