Альтернатива современного мирового порядка

25 травня 2007 о 14:08 - 2064

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


В настоящее время у новой экологической концепции нет чётко сформулированного названия. Называют её по-разному: экологизм, экоцентризм, инвайронментализм, биоцентризм и т.п. В принципе, каждый из этих терминов имеет какие-то свои отличия. Но все эти концепции говорят об одном – человечеству так дальше жить нельзя.

 

Чтобы не путаться в терминологии, будем для простоты именовать новую экологическую концепцию общим названием – экологизм. Экологизм – это противовес нынешнему антропоцентризму. Экологизм, как мировоззренческая идеология, сформировался к шестидесятым годам прошлого столетия. Одним из главных вестников его зарождения называют первый отчёт международной экспертной организации «Римский клуб», который назывался «Пределы роста». Современный экологизм настаивает на безусловном признании самоценности природы, на радикальных изменениях наших отношений с ней, на изменении стиля жизни человечества, экономики и политического порядка. Экологизм не вкладывается в границы традиционного разделения идеологий на капиталистические или коммунистические. Ведь обе эти идеологии показали полную несостоятельность в решении глобальных экологических проблем. Экологизм призывает не просто обнулить экономический рост, а значительно снизить современные экономические показатели. Он также настаивает на том, что необходимо постепенно сокращать население планеты мирным естественным путём, дабы избежать в дальнейшем массовой гибели людей в результате природных катастроф, изменения климата, голода, потери контроля над технической и военной мощью и неизбежными смертельными эпидемиями.

Многие экологисты считают необходимым сократить площадь нарушенных человеком земель с 61% до 20%, чтобы дикие ненарушаемые людьми ландшафты составляли около 80% суши. Таким образом, из почти 150 млн. км2 суши для хозяйственной деятельности человеку отводится около 30 млн. км2, при условии, что на этой территории первичная биологическая продукция будет равняться среднеглобальной.

Экологисты понимают, что без изменения массового сознания осуществить какие-либо практические шаги очень сложно. Поэтому вопросу экологического воспитания и пропаганды уделяется особое внимание. В 1979 году британский химик Джеймс Лавлок написал весьма нашумевшую книгу «Гея: новый взгляд на жизнь на Земле». По его мнению, наша планета – не просто космическое тело, а живой организм, в котором экосистемы выполняют свои определённые функции. Конечно, многие с улыбкой могут воспринять подобного рода утверждение, но полностью отбрасывать рациональные зёрна в такой теории нельзя. Например, ни один, даже самый консервативный почвовед никогда не назовёт почву мёртвым веществом. Так как слой земли без живущих в ней организмов будет называться почвообразующей породой, но никак не почвой.

Экологисты призывают рассматривать природу как моральную целостность с её собственными правами и красотой, а людей – как часть всей этой целостности. Экологисты отрицают расчёт материальных выгод, которые человек получает от природы. Экологизм призывает проникнуться уважением к природе и создавать, как выразился М.Белла, «солидарность чувств». Профессор юридической философии Д.Стоун предлагает весьма интересный юридический механизм для защиты дикой природы. Так как реки, деревья или просто экосистемы не могут выдвигать претензии от собственного имени, то перед законом они должны быть представлены через классическое понятие юриспруденции – опекунство. Т.е. точно так же, как защищаются юридические интересы несовершеннолетних детей. Некоторые, наиболее радикальные экологисты считают, что нельзя, чтобы отношение к животным оценивалось по одним меркам, а к людям по другим. Они считают парадоксом то, что мы осуждаем рабство, каннибализм и убийство, и в то же время оправдываем содержание в неволе животных, мясоедство и охоту.

Экологизм считает невозможным отделение экономики, науки, культуры и искусства от морали. Экологисты призывают все мировые религии учитывать в своих вероучениях экологический фактор. Экологисты не отрицают научные знания, но призывают использовать их в первую очередь для того, чтобы понимать и ощущать то, насколько сложным и уникальным в своём роде является окружающий мир. В то же время, они предлагают поставить под строжайший контроль практическое применение многих научных достижений, а использование некоторых из них запретить вообще. Экологисты предлагают ставить в основу человеческого мышления не рациональный прагматизм, так как он всё чаще становится врагом жизни, а мудрость.

В экологизме можно выделить два основных течения. Умеренный (или реформистский) экологизм представляют в основном политологи, социологи, учёные, в том числе некоторые экологи. Для изменения экологической ситуации они предлагают усовершенствование законодательства, лоббирование крупномасштабных экологических проектов, усиленное финансирование экологических программ, усиление экологического воспитания и пропаганды. Сам по себе умеренный экологизм кажется наиболее реалистичным. Но у него есть существенные недостатки. Первый состоит в том, что скорость деградации биосферы опережает скорость действенной реакции на этот процесс со стороны общества. Следовательно, предлагаемые реформы могут растянуться на многие десятилетия, а значит, человечество может просто не успеть остановить деградацию биосферы. Поэтому второе направление в экологизме – радикальное, выступает за немедленное проведение коренных изменений в обществе, даже в ущерб многим экономическим интересам. Радикальный экологизм также представлен учёными, деятелями культуры, общественными деятелями и представителями антиглобалистских движений. И недавние исследования, проведённые британскими учёными под руководством бывшего главы Мирового банка, которого ну никак нельзя причислить к радикальным экологистам, подтверждают правоту последних. Согласно полученных данных, только для решения проблемы климатических изменений, уже сейчас все страны должны тратить минимум 1% своего ВВП. Иначе через пару десятилетий для исправления ситуации необходимо будет тратить уже 25% ВВП! Вторым недостатком умеренного экологизма является то, что он не учитывает глубокий анализ политических и экономических устоев общества. Радикальные экологисты настаивают на обязательном пересмотре современных экономических догм. Как сказал французский учёный Ф. Сен-Марк: «Было бы глубочайшим заблуждением пытаться спасти природу, не изменив той экономической системы, которая эту природу разрушает». Радикальный экологизм предлагает модели нового политического и экономического строя, при котором бы удовлетворялись базовые
человеческие потребности без катастро­фического разрушения природы. В таком случае, как сказал социопсихолог Э. Фромм: «Мотивацией было бы духовное, психологическое удовлетворение, а не материальное обогащение». Одним словом, радикальные экологисты предлагают человечеству занять свою экологическую нишу, при которой бы человечество не приспосабливало природу для своих потребностей, а наоборот, правильно адаптировало свою деятельность к природе.

Конечно, всё вышеперечисленные взгляды экологистов кажутся утопией. Но хотелось бы подчеркнуть, что подобного рода модели развития выдвигаются не дилетантами или продажными политиками, а лучшими учёными и аналитиками мира. Как сказал современный украинский философ А.В. Толстоухов: «Много социальных утопий в истории человечества оказывались намного практичнее, чем трезвый расчёт. Утопии необходимо отличать от иллюзий, которые исходят из надежд на неограниченную мощь разума. Иначе – разум превращается в безумие». А в книге «Пересмотр международного порядка» её автор Я.Тинберген высказал такую мысль по поводу нынешнего мира: «Такой мир не возможен и такой мир не нужен. Верить в то, что он возможен – иллюзия, а старание его реализовать – безумие».

У человечества есть шанс, чтобы увидеть свет в конце туннеля. Нужно лишь успеть найти в себе силы преодолеть соблазны товарно-денежного мира и проявить желание и настойчивость, чтобы идти к свету.

Алексей Бурковский

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: