Христианское вероучение и экология

13 квітня 2007 о 09:04 - 1118

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Наступает главный праздник христиан всего мира  – Пасха. И в свете того, что сейчас человек делает с природой, читателю, надеюсь, будет интересно узнать, каково отношение к проблемам экологии у христианства вообще и у православного христианства в частности. Поможет нам в этом настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы УПЦ (КП), что на ул. Канатной, 84, в г.Днепропетровске, отец Владимир.

 

– Отец Владимир, некоторые экологи и философы считают христианство одной из самых неэкологичных религий. Что Вы можете сказать по этому поводу?

– Ну, я не отношусь к философам и смотрю на жизнь с христианской точки зрения. Если бы мы полностью исполняли учение Христа, а не попадали под власть дьявольских рассуждений и извращений, неужели было бы сейчас то, что твориться с экологией? Мы же по научению дьявольскому изменили мир настолько, что уже чистого воздуха нет, чистой воды нет. Вдумайтесь: человек более чем на 70 % состоит из воды. Т.е. мы уничтожаем то, из чего мы состоим. Значит, мы уничтожаем самих себя.

– Церковь всегда ставила ударение на том, что человек создан по образу и подобию Бога и что ему дано право владычествовать над природой. Не загордилось ли от этого человечество?

 – Этот вопрос не относится к человечеству в целом, а к отдельным личностям. Бог создал человека и поставил его на вершину пирамиды природы. Ведь кто давал имена животным? Человек. И делая это, он знал сущность этих созданий. А в том, что мы сейчас возгордились и возомнили себя полубогами, конечно, есть проявление сил зла.

– Но современные экоцентрические концепции утверждают, что человек должен не владычествовать, а жить в гармонии с природой.

– Человек, попав под влияние дьявола, стал одновременно и противником природы. До грехопадения человек жил в полной гармонии с природой. После грехопадения человек стал её уничтожать, и природа, в свою очередь, стала сопротивляться. И ещё не забывайте, что несмотря на то, что человек поставлен на вершину пирамиды, он, как и любой другой объект природы, всё-таки является творением Бога, а не богом или полубогом. А рожденным, несотворённым и единосущным Богу-отцу является Бог-сын, но никак не человек. Но люди в результате грехопадения делают то, что вредит миру.

Т.е. опять мы приходим к тому, что, исполняя заповеди Божьи, мы обязательно будем жить в гармонии с природой. Понимаете, даже если человек применяет естественные средства, а не заливает поля химикатами или вмешивается в гены, то он всё равно оказывает влияние и управляет некими природными процессами. Главное, чтобы это всё делалось по Божьим законам, а не по людским. Разве плохо, если человек, например, чистит «замуленное» русло реки? 

– Но нуждается ли природа в совершенствовании человеком, если она сама совершенна, так как создана совершенным Богом?

– Всё дело в том, что человек неотделим от природы. И создавая природу, Бог предусмотрел в ней и человека. Это неразделимые составляющие. Да, там где человеческий разум, попавший под власть злых сил, уничтожает природу, там природа выступает и против него. Простой пример. Человек непомерно разводит стада домашних животных, желая обогатиться. К чему это приводит? К губительному воздействию на окружающую среду, в виде вытаптывания полей, изменения растительного покрова и т.п. В результате появляются изменения, которые выступают и против человека. А сколько человеку надо? Совсем немного. Поэтому говорить отдельно о человеке и природе нельзя. И там где человек живёт в гармонии с природой, там он начинает не просто управлять, а помогать ей. Например, учёные проводили исследования на острове Варлаама, и оказалось, что в те годы, когда там совершались постоянные молебны, годичные кольца на деревьях были больше, чем в те годы, когда молитвы там не совершались.

– В одной из своих проповедей в газете «Голос православ'я» патриарх Филарет говорит, что природа гибнет от того, что человечество на первое место поставило плоть, а не дух. Прокомментируйте, пожалуйста.

– Понимаете, фактически все вопросы упираются в одно и то же. А именно: в воздействие сил зла на сознание людей. Патриарх сказал правильно, что угождение телу вредит нашей душе. Потому что телу мы угождаем через страсти. А страсти проявляются и в отношении полов, и в отношении еды, и в отношении к деньгам. Поэтому если мы угождаем только телу, то кому мы вредим? Духу!

– В Евангелии сказано: «Что пользы человеку, если он приобретёт весь мир, а душу свою загубит?» А экологи считают одной из первооснов экологического кризиса культ материального потребления. Получается, мнения экологов и богословов совпадают?

– Такое понимание есть пониманием лишь части проблемы. А в христианском учении любая часть есть неотъемлемой от целого. Поэтому экологи взяли лишь часть проблемы, говоря о том вреде природе, который делает человек для удовлетворения своих телесных потребностей. Церковь же об этом уже говорит давно, но связывает это и со многими другими людскими пороками в целом. Касательно же непосредственно потребления, то да, наше вероучение говорит о том, чтобы всё было умеренно. Человеку ведь нужно совсем не много для жизни в биологическом её понимании. Недаром же у нас такие примеры, как Иоанн Креститель, который пришёл в этот мир, чтобы исполнять волю Божью и крестить людей в Иордане. Он чем питался? Акридами (вид саранчи) и диким мёдом. И одежду носил самую примитивную. Но при этом он был великим пророком.

– Т.е., как сказано в Новом завете: блаженнее давать, нежели брать?

– Конечно. Потребление у нас должно быть в разумной мере, а не в накопительстве, обжорстве или постоянном приобретении материальных благ. Становясь духовными людьми, т.е. теми, кто выполняет заповеди и ограничивает свои потребности, люди всё получают от Бога через Духа Святого, вместо того, чтобы уходить в материальный мир, приобретая себе богатства колоссальным трудом. Одна женщина, которой уже больше сорока лет, как-то рассказала мне о том, что недавно она впервые в жизни увидела падающую звезду. Вы можете себе представить, что человек за 40 лет жизни никогда не смотрел в небо?!

– Экологи призывают людей ограничивать свои потребности. А у церкви есть посты, когда люди тоже себя ограничивают. Получается, что пост может научить человека ограничивать свои потребности и подавлять желание обладать материальными ценностями?

– Человеку через пост даётся не только возможность ограничить свои потребности. В первую очередь пост и молитва во время него даёт возможность проявить свою волю и изменить самого себя в духовном смысле. Это помогает выйти на осознание того, что мы верующие не просто как просящие, а как верующие в то, что Сын Божий есть Сын Бога Живого. Это очень важный момент. Употребляя пищу растительную, мы уподобляемся первым людям в раю, которым Бог сказал: «пищу вам даю», а именно – те плоды, которые там были. И сам Христос постился 40 дней.

Кстати, по моему личному мнению, немаловажным фактором во время поста также является то, что человек переходит на растительный белок, исключая белок животный. А мясо само по себе вызывает агрессию. Это связано как с непосредственным забоем скота, так и с тем, что многие животные по своей природе агрессивны. И это абсолютно естественно. Потому что основной смысл их существования в том, чтобы продлить свой род и дать возможность выжить виду. Поэтому, переходя на растительную пищу, человек избавляется от агрессии, что даёт ему возможность очиститься и духовно, и телесно.

Хотя при посте, как известно, главным является не столько вопрос рациона, сколько духовный фактор, который позволяет контролировать свои поступки, слова и мысли.

– Не кажется ли Вам, что церковнослужители в своих проповедях уделяют мало внимания экологическому воспитанию?

– Понимаете, проповеди в церкви проводятся в первую очередь на основе зачитываемых отрывков из Евангелии, а не просто так. Но там ведь нигде не сказано о том, чтобы человек уничтожал всё вокруг, что дано ему Богом?

Безусловно, экологическому воспитанию необходимо уделять внимание. Но неужели церковь, давая нравственное воспитание, не помогает воспитанию экологическому? Конечно, помогает. Просто церковь учит людей моральным ценностям в целом и не рассматривает одни ценности отдельно от других.

Алексей Бурковский

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: