Оружие потребителя – правовая грамотность и внимательность

02 квітня 2007 о 07:25 - 1892

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


15 марта Украина традиционно отмечала Всемирный День защиты прав потребителей. В канун этого праздника наш корреспондент взял интервью у исполнительного директора общественной организации «Союз потребителей» Игоря Дмитриевича Маринченко на предмет того, как в Днепропетровской области соблюдаются права потребителей.

 

– Игорь Дмитриевич, расскажите, пожалуйста, о сегодняшних тенденциях в плане нарушений прав потребителей? Стали ли наши производители и реализаторы более учтиво относиться к правам потребителей или нет?

– Если не лукавить, то с прошлого года, когда вступила в силу новая редакция Закона Украины «О защите прав потребителей», права потребителей стали соблюдаться хуже. Новая редакция этого Закона в корне изменила ситуацию в плане защиты прав потребителей: если раньше потребитель, купивший некачественный товар, мог прийти в магазин и обменять его на новый, то сегодня этот товар не обменивают, а ремонтируют в пределах гарантийного срока. Причем, иногда такой ремонт может затянуться на долгие месяцы. Кстати, чтобы добиться возврата денег за поломавшуюся бытовую технику, необходимо пройти целый ряд длительных процедур.

Однако, несмотря на ухудшение ситуации, сегодня мы возлагаем большие надежды на Координационный совет по вопросам защиты прав потребителей, недавно созданный при Кабинете министров Украины.

– Какие же в таком случае права потребителей чаще всего нарушаются в Днепропетровском регионе?

– Сегодня чаще всего к нам обращаются потребители, приобретшие некачественную бытовую технику и мобильные телефоны. Второе место занимают нарушения прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере, которые еще 2 года назад удерживали лидирующую позицию в рейтинге наиболее распространенных нарушений.

– А что Вы можете сказать по поводу нарушений прав потребителей в сфере продуктов питания? Раньше, к примеру, многие супермаркеты грешили тем, что выставляли на свои прилавки уже просроченную продукцию. Изменилось ли что-либо сейчас?

– К нам по этому поводу очень мало людей обращается. Дело в том, что если потребитель уже успел открыть упаковку некачественного продовольственного товара, то обменять его в магазине практически невозможно. Что же касается тенденций в данной сфере, то, несомненно, нарушений прав потребителей при продаже продуктов питания стало меньше. Просто с каждым годом у нас становится все больше и больше супермаркетов, а значит, растет здоровая конкуренция, способствующая уменьшению количества нарушений прав потребителей.

– Игорь Дмитриевич, а были ли в Вашей практике какие-нибудь вопиющие случаи, касающиеся защиты прав потребителей?

– Я недавно занимался защитой прав предпринимателя, который купил в одном из магазинов сети «Мобилочка» мобильный телефон за 3.800 грн. Дело в том, что за год он купил в «Мобилочке» мобильных телефонов на 35 тыс. гривен и даже получил «золотую карточку» этого магазина, обладателями которых в нашем городе являются всего 4 человека. Так вот, на второй день после покупки мобильный телефон за 3.800 грн. вышел из строя. Предприниматель обратился в магазин с просьбой заменить ему поломанный телефон, однако ему в этом отказали, предложив отдать телефон на гарантийный ремонт. А в сервисном центре покупателю сказали, что телефон надо отправлять на экспертизу в Киев. Так прошло несколько месяцев. В итоге, предприниматель обратился к нам, и мы помогли ему вернуть деньги за некачественный товар.

– А есть ли у Вашей организации положительный опыт в защите прав потребителей в суде?

– В прошлом году в суде рассматривалось 12 дел потребителей, которые обратились к нам за помощью. Все эти дела были выиграны. И вообще, сам факт того, что мы помогаем нашим потребителям правильно составить исковое заявление в суд, чаще всего побуждает производителей изменить свое отношение к таким потребителям. Именно благодаря нашей помощи многие производители так и не доводят дело до суда.

– Игорь Дмитриевич, как Вы думаете, чего сегодня не хватает нашим потребителям?

– Сегодня нашим потребителям больше всего не хватает правовой грамотности и внимательности. Оказавшись в ситуации, при которой были нарушены права потребителей, люди, как правило, не знают, что им следует предпринимать. По незнанию Закона «О защите прав потребителе» граждане подписывают различные невыгодные для них документы, не берут чеки в магазинах и т.п. Поэтому наша организация выпускает специальные брошюры для потребителей, обучающие основам правовых знаний, и собственную бесплатную газету «Споживач».

P.S. Бесплатную консультационную и юридическую помощь в общественной организации «Союз потребителей» можно получить по адресу: г. Днепропетровск, ул. Дзержинского, 27, по тел. 8(056) 744-32-41 или отправив свой вопрос на электронный адрес: Editor@consumers.dp.ua

Виктория Корж  

Справка 

В 2006 году на Днепропетровщине в ходе проверок Главным областным управлением по делам защиты прав потребителей было выявлено 5.311 нарушений прав потребителей, в том числе:

– обман покупателей и заказчиков – 198;

– производство, продажа (реализация) товаров (работ, услуг), не отвечающих требованиям нормативных документов – 560;

– нарушение обусловленных сроков исполнения заказов или/и условий договора (для предприятий, предоставляющих услуги) – 15;

– продажа (реализация) товаров (работ, услуг) без соответствующих сопроводительных документов – 866;

– продажа (реализация) товаров (работ, услуг) без выдачи расчетного документа, который свидетельствует о факте покупки или предоставления услуг – 119;

– отказ потребителю в реализации его права при приобретении товаров (работ, услуг) несоответствующего качества – 18;

– создание преград служебному лицу в проведении проверки качества товаров, выполненных работ, предоставленных услуг – 16;

– отсутствие своевременной и полной информации – 3.519.

По результатам проверок к административной ответственности привлечено 2.819 лиц. Кроме того, за нарушение законодательства о защите прав потребителей в 2006 году было наложено штрафов на общую сумму 1.062,226 тыс. грн.

 

Мнение потребителя: Соблюдаются ли на Днепропетровщине права потребителей?

Евгения Х., 23 года, проектировщик:

«Не могу однозначно ответить на этот вопрос. У нас в Днепропетровске очень много некачественной продукции продается, особенно на рынках. Вот в декабре купила себе на «Озерке» сапоги, а они через неделю в одном месте порвались. Куда в таком случае идти? Разве что за новыми сапогами…»

Сергей, 28 лет, финансист:

«Права потребителей в Украине соблюдаются только на 30%. У нас недостаточно контролируется качество реализуемых товаров и предоставляемых услуг. На мой взгляд, самое большое количество некачественных товаров завозится в крупные супермаркеты, где как раз сложнее всего проконтролировать их качество и соответствие стандартам».

Ирина К., 54 года, домохозяйка:

«У нас права потребителей соблюдаются плохо, поэтому я всегда беру в магазинах чеки об оплате купленных товаров. Несколько раз случалось покупать в супермаркетах просроченные продукты. Правда, замечала это только дома. Возвращалась назад, показывала чек и продукт – продавцы без слов возвращали деньги».

Александр П., 62 года, слесарь:

«Очень часто вижу в продаже некачественные товары на рынках города. Кроме того, на рынках часто обвешивают. Доказывать свою правоту приходится с криками, путем долгих пререканий. В конце концов деньги возвращают, но на душе от этой ругани так противно!»

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: