Позаботьтесь о себе сами!

05 березня 2007 о 09:15 - 1100

ПИСЬМО ЧИТАТЕЛЯ 

«При президенте Кучме постоянно поднимался вопрос о проведении пенсионной реформы, а при президенте Ющенко и премьер-министре Януковиче он погас, и не вспоминают. Но жизнь показывает необходимость пенсионной реформы — для справедливого начисления пенсий, чтобы они не отличались в 30-40 раз».

Н.М.Ярко, Дн-вск, ул. Дмитрия Донского

 

Бюджет Пенсионного фонда на 2007 год впервые запланирован бездефицитным, что позволяет чиновникам приступить к масштабным реформам — подготовке к запуску накопительной общеобязательной системы пенсионного обеспечения, так называемого «второго уровня».

Отечественное пенсионное законодательство скроено по международным стандартам и предусматривает три уровня пенсионного обеспечения. Первый — солидарная пенсионная система — способен обеспечить пенсию в размере не более чем 35% зар­платы. Второй уровень — общеобязательная накопительная система — будет внедрен только в 2009 году. Если накопительная система заработает, государственная пенсия будет достигать 55-60% доходов, считают специалисты проекта USAID «Пенсионная реформа в Украине». Третий уровень — это система негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Через добровольные вложения в эти институты граждане могут обеспечить себе пенсию в желаемом размере.

В мире система НПФ неплохо зарекомендовала себя. Именно благодаря негосударственным фондам активно путешествуют пенсионеры из развитых стран. В Украине НПФ только-только становятся на ноги и пока не пользуются доверием граждан. Тем не менее, у соотечественников нет иного выхода, кроме как начать копить на дополнительную пенсию самостоятельно.

Три уровня проблем

До 2004 года в Украине действовала доставшаяся в наследство от советских времен одноуровневая солидарная пенсионная система. В 2003 году законодатели решились покончить с уравниловкой и позволить гражданам самим копить себе на старость. Принцип трехуровневой пенсионной системы прописан в Законе «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», вступившем в силу в 2004 году. Однако этот документ не определяет сроки введения второго уровня, а только указывает, при каких условиях может быть принят закон о создании накопительной системы. Зарегистрированный в парламенте в конце прошлого года законопроект о внедрении накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования предлагает запустить второй уровень 1 января 2009 года, хотя ранее предполагалось, что это произойдет еще в 2005 году.

До недавних пор введению накопительного уровня препятствовало несколько факторов. В последнее время бюджет Пенсионного фонда был дефицитным (в 2005 году дефицит превысил 16 млрд. гривен, в 2006-м — 7 млрд. гривен). При внедрении второго уровня Пенсионный фонд потерял бы часть взносов, и проблема дефицита усугубилась бы. Ни одно правительство не хотело брать на себя такую ответственность. Зато перед каждыми выборами пенсии заметно повышались, в связи с чем и возникали проблемы с наполнением фонда. Таким образом, предвыборные заигрывания с гражданами преклонного возраста поставили под угрозу благосостояние будущих пенсионеров. «Для введения второго уровня 2005 год был идеальным с точки зрения демографической ситуации. С нынешнего года в Украине соотношение работающих и пенсионеров начнет понижаться, соответственно, нагрузка на работающих граждан увеличится, и введение накопительной системы обойдется стране дороже», — полагает заместитель директора Института демографии и социальных исследований Национальной академии наук Украины (НАНУ) Элла Либанова.

В то же время, проблему дефицита Пенсионного фонда государство решает. «Бюджет Пенсионного фонда в 2007 году сформирован на бездефицитной основе. Поэтому нет опасений, что в 2009-м внедрение накопительной системы снова отложат. Сейчас мы готовимся к этому, в частности, проводим эксперимент в Жидачевском и Сокальском районах Львовской области», — говорит заместитель председателя Пенсионного фонда Украины Валентин Короневский. В ближайшие годы чиновникам предстоит позаботиться о сбалансированности Пенсионного фонда: увеличении доходов через повышение зарплат, отмене льгот, детенизации экономики. Ведь после введения второго уровня бюджет должен будет компенсировать Пенсионному фонду те средства, которые солидарная система потеряет из-за направления части взносов в накопительный фонд (около 2,8 млрд. гривен в 2009 году, хотя эту сумму может заметно откорректировать инфляция).

С 2009 года пенсионный взнос работающего украинца разделится на две части: одна пойдет в солидарную систему, другая — на индивидуальные счета в накопительной системе. В накопительный фонд граждане будут ежемесячно отчислять от 2 до 7% зарплаты (в 2009 году — 2%, 2010-м — 3%, 2011-м — 4%, 2012‑м — 5%, 2013-м — 6%, 2014‑м — 7%). Средства фонда будут инвестироваться в ценные бумаги. Сделать это будет не так просто из-за дефицита инструментов на финансовом рынке.

Демографические риски

Те, кто старше сорока лет, не смогут участвовать в накопительной системе, за что получат компенсацию в виде большего коэффициента за каждый год стажа при расчете пенсии из солидарной системы. Но в любом случае, люди, родившиеся ранее 1969 года, окажутся в незавидном положении — их пенсии вряд ли достигнут половины нынешнего заработка. Однако все равно это лучше, чем те перспективы, которые откроются, если страна сохранит одноуровневую солидарную пенсионную систему. По оценкам Министерства труда и социальной политики, в таком случае соотношение средней пенсии и средней зарплаты через двадцать лет снизится до 20%.

Специалистам внушает тревогу динамика соотношений численности пенсионеров и работающих граждан, а также численности пенсионеров и плательщиков страховых взносов. Первое соотношение зависит от возрастной структуры населения и пенсионного возраста, на второе влияют и экономические факторы: уровень занятости, распространенность льгот по уплате взносов и получению пенсий. По расчетам Института демографии и социальных исследований НАНУ, в настоящее время на 1.000 человек трудоспособного возраста приходится 394 пенсионера, а на 1.000 плательщиков взносов — 814 пенсионеров. Уже сейчас налицо проблема: взносы платит лишь половина граждан трудоспособного возраста (что, среди прочего, может свидетельствовать о масштабах теневой экономики). Ситуация будет ухудшаться — после 2030 года каждому плательщику взносов придется финансировать 1,3 средней пенсии. Иными словами, если средняя пенсия в 2050 году будет составлять 1.000 гривен, каждому  работающему украинцу придется за­платить в Пенсионный фонд 1.304 гривны. В то время как сейчас для финансирования средней пенсии в размере 1.000 гривен каждый работающий должен вносить в Пенсионный фонд 814 гривен. То есть из-за ухудшения демографической ситуации перед нынешней молодежью разворачиваются непривлекательные пенсионные перспективы.

Ничего хорошего на склоне лет не светит женщинам: в Институте демографии и социальных исследований НАНУ посчитали, что средняя женская пенсия будет ниже прожиточного минимума еще лет десять. Ведь средние заработки женщин составляют примерно 70% средних доходов сильной половины. К тому же они платят в среднем меньшие взносы (из-за более раннего выхода на пенсию и декретных отпусков). При введении накопительной системы женская пенсия не будет превышать 30% мужской пенсии. Элла Либанова полагает, что ситуацию можно исправить единственным способом — повышением пенсионного возраста для женщин. Сейчас возраст выхода на пенсию (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) в Украине — один из самых низких в мире. Для сравнения: датские и норвежские граждане (и женщины, и мужчины) работают до 67 лет. Правда, низкие пенсии вынуждают украинцев работать и в преклонном возрасте, соглашаясь под угрозой сокращения и увольнения на невысокие зар­платы.

Как накопить на старость

Пока что государство обеспечивает достойные доходы лишь пенсионерам-льготникам. Однако ухудшение демографической ситуации приведет к частичной отмене льгот. Поэтому о своей финансовой независимости на склоне лет будущим пенсионерам стоит позаботиться самим. Финансисты призывают делать это еще в молодом возрасте. Ведь сегодня необходимо ежемесячно отчислять по сто гривен в течение двадцати лет, чтобы получать пенсию в размере ста долларов на протяжении десятилетия.

Возможностей создать себе задел на старость в Украине не так уж много. Проще всего вложить деньги в недвижимость или землю с тем, чтобы при выходе на пенсию сдавать ее в аренду или заработать на перепродаже. Тем, кому такие варианты не по карману, придется прибегнуть к услугам финучреждений. Инструменты, доступные большинству, — это накопительные банковские депозиты, полисы накопительного страхования, негосударственные пенсионные фонды.

Отечественные банкиры не особо стремятся привлечь на длительный срок средства будущих пенсионеров. У считанных финучреждений есть вклады на срок до 20 лет. Крупнейшие банки предлагают участие в открытых НПФ (например, Приватфонд у ПриватБанка, Укрсоцфонд у Укр­соцбанка).

Участие в пенсионной программе страховой компании дает такое преимущество, как страховая защита от тяжелых заболеваний, инвалидности, смерти. Пенсия, выплачиваемая страховщиками, может быть как на определенный срок, так и пожизненной. «Сегодня доходность страховых накоплений (8-12%) ниже банковских депозитных ставок (13-16%). Однако в перспективе в связи со снижением депозитных ставок гарантированный доход на уровне четырех процентов будет очень привлекательным», — говорит председатель правления страховой компании «VAB Жизнь» Наталия Деревянко. Стоимость страховки зависит от возраста страхователя.

Формальное преимущество негосударственного пенсионного фонда состоит в том, что он, в отличие от других финучреждений, не может быть объявлен банкротом. Законодательно прописано, что в случае неплатежеспособности средства ликвидируемого фонда переводятся в полном объеме под надзором государства в другой фонд. Досрочно забрать деньги из фонда нельзя.

Сегодняшняя доходность НПФ составляет 14-25% годовых. Согласно Закону «О налоге на доходы физических лиц», участникам пенсионных фондов положена социальная льгота — налоговый кредит в размере 13% от суммы, внесенной в их пользу за год, если ежемесячная сумма таких взносов не превышает 740 гривен (в 2006 году — 680 гривен). Но на практике участники пенсионных фондов не только не получают налоговый кредит, но и оказываются должны государству. «Проблема заключается в позиции Государственной налоговой администрации. При перерасчете налога на доходы она не учитывает удержание из зарплаты социальных взносов. (Речь идет об отчислениях в Пенсионный фонд — 0,5% с сумм до 525 гривен и 2% с остальной части зарплаты, в Фонд социального страхования на случай временной потери трудоспособности — 0,5‑1% и в Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы — 0,5%; в итоге набегает до трех процентов от зарплаты. — «Эксперт»). Вам считают всю начисленную зарплату. В целом за год сумма набегает немалая», — объясняет директор Украинского института развития фондового рынка Дмитрий Леонов. То есть вопреки декларациям государства добровольное участие в НПФ с точки зрения налогообложения невыгодно.

К октябрю прошлого года участниками 75 НПФ стали 138,4 тыс. украинцев. Для большинства из них пенсионные контракты заключили работодатели. При этом негосударственные пенсионные фонды аккумулировали 118 млн. гривен (из них 97 млн. гривен взносов, 21 млн. гривен — инвестдоход). В первом полугодии 2006 года лишь 23,5 тыс. человек решили позаботиться о безбедной старости по собственной инициативе. В основном, в НПФ обращаются зрелые люди 40-60 лет (46% участников НПФ). Молодежь пока не думает о будущем: среди участников негосударственных пенсионных фондов только 8% людей в возрасте до 25 лет. В пользу третьих лиц (например, родителей) заключили пенсионные контракты всего 161 человек.

Граждане могут заработать себе на старость, вложив деньги на длительный срок в инвестиционный фонд. Правда, риски в данном случае выше, чем при вложениях в пенсионные фонды.

«Эксперт»

Поділитися: