Мы поедем, мы помчимся…

31 січня 2007 о 08:42 - 1222

Олена Гарагуц


…На оленях утром ранним. Ибо проезд в маршрутках теперь слишком дорогое удовольствие для обычного горожанина. Пора возвращать природный транспорт. И экологии он не вредит, и в пробки не попадает.

Очередной удар по кошелькам

Слухи о том, что стоимость проезда по маршруту Новомосковск-Днепропетровск увеличится на 27%, стали «гулять» по городу еще две недели назад, но все не верилось, что 2,75 грн. в действительности могут превратиться в 3,50 грн. Помнится еще время, когда за 2,50 грн. можно было доехать до Днепропетровска и обратно (несколько лет назад, в старые-добрые времена, проезд стоил 1,25 грн.). Теперь же многочисленным студентам (ибо в Новомосковске вузов нет) приходится раскошеливаться на 7 гривен в день плюс 2-3 гривны на проезд по Днепропетровску. А глас народа уже предполагает рост  тарифов по маршруту до 4-5 гривен. Впрочем, деваться некуда — платили бы и десять, учиться-то ведь надо. Одна альтернатива все же есть, с каждым днем «народная тропа» от остановки маршрутных такси до мест «ловли» попутного транспорта все расширяется. Говорят, на случайно пойманном транспорте можно добраться и за 2 грн., но на всех людей, ежедневно мигрирующих в Днепропетровск и обратно, попуток точно не хватит.

Кто виноват?

Неудивительно, что такое значительное повышение тарифов на проезд вылилось почти ежедневными скандалами — повозмущаются люди, покричат на невиновных билетеров и водителей, но все равно ведь заплатят кровные 3,50, проклиная собственную беспомощность. Утешением в правомерности цены должно было стать объявление, наклеенное на кассе г. Новомосковска:

«Відповідно до Розпорядження голови обласної державної адміністрації від 22.12.2006 року №545-р-06 «Про затвердження тарифів на перевезення пасажирів та багажу автомобільним транспортом» (який працює у звичайному режимі руху) у міжміському, внутрішньообласному і приміському сполученні в межах Дніпропетровської області… — плата за проїзд пасажирів в автобусах встановлюється з розрахунку:

— 0,11 грн. за 1 км проїзду в автобусах — 1 групи,

—  0,12 грн. за 1 км проїзду в автобусах — 2 групи».

То есть вся «вина» автоматически перекладывается на администрацию, если бы не одно «но». К первой группе автобусов, согласно законодательству, относятся те, которые вмещают до 22 человек, ко второй — соответственно, до 30 мест. И  установленные тарифы рассчитывались исходя из того, что ездить на этом транспорте будут положенные 20-30 человек. «Богданы» же, с количеством сидячих мест 21, словно резиновые вмещают в себя столько пассажиров за один рейс, что люди, как шпроты в банке, стоят вжатые друг в друга, порой на одной ноге, а открывание дверей сопровождается визгом того, чью ногу (руку, голову) очередной раз придавило. При этом маршрут делится на множество маленьких: «Новомосковск — Новомосковск» (1,50 грн.), «Новомосковск — Подгороднее», (2,00 грн.), «Подгороднее — Днепропетровск» (2,00 грн.) и даже «Днепропетровск (пр. Правды) -Днепропетровск (Центр)» (1,50 грн.). В итоге «Богдан» останавливается через каждые десять метров и довозит «довольных» пассажиров за 45-50 минут (а бывает, что и дольше часа, если к бесконечным посадкам-высадкам добавляются пробки), в несколько раз окупая, за счет дополнительных пассажиров, реальную стоимость перевозки (учитывая зарплаты всех работников, амортизацию и др.). А ведь с положенными 21 человеком, без лишних остановок, до Днепропетровска можно было бы доехать минут за 30, а то и меньше (учитывая, что между городами около 30 км).

Нет, я не протестую против попутчиков — в конце концов, очень удобно, что можно попасть в город с любого промежуточного пункта, тем более что «Богданы» ходят через каждые 10 минут. Но стоит, наверное, учитывать и этих попутных пассажиров, рассчитывая стоимость проезда по маршруту.

Наука требует жертв

Все непосторонние маршруту люди, к которым я обратилась за информацией (ГП «Днепропетровск Автотранссервис», работники Днепропетровского автовокзала, водители маршрутных такси и др.) как один ссылаются на Распоряжение главы облгосадминистрации. Говорят, предыдущие тарифы — 0,07 грн. за 1 км проезда в автобусах 1 группы и 0,08 грн. за 1 км проезда в автобусах 2 группы — установлены в незапамятные времена, и в связи с повышением цен на ГСМ уже давно не соответствуют реальным затратам. Вот только интересно, чем тогда были аргументированы все предыдущие повышения стоимости проезда (с 2,00 грн. до 2,50 грн., а потом и до 2,75 грн.), если подобных распоряжений не выходило?

Одно радует: со слов ответственных лиц, дальнейшего подорожания проезда «Новомосковск — Днепропетровск» еще долго не ожидается. Так что слухи о 4-5 гривнах неоправданы. Однако желаемого понижения цен тоже не предвидится. Придется студентам со стипендией, не дотягивающей и до 150 грн., искать 200 грн. в месяц на один лишь проезд. Что ж, наука требует жертв. 

Татьяна Гонченко

Поділитися: