СЭС отказывается работать

25 січня 2007 о 15:23 - 2422

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Чином от ума избавлен.

А.С.Пушкин

 

       На днях в одной из телепередач М.Задорнов процитировал вынесенную в эпиграф фразу. Она, оказывается, из ненапечатанной главы «Евгения Онегина». Эта глава была изъята чиновниками еще при жизни автора из-за своей суровой справедливости. Уж и двухсотлетие поэта Бог знает, когда прошло, а слова гения и по сей день звучат страшно.

Я надеялась, что такое мнение складывается только о чиновниках. А все врачи чуть-чуть похожи на Чехова… Но 15.01.07 я получила ответ на свою жалобу от главного врача СЭС Днепропетровской области С.А.Рыженко. В жалобе речь шла о согласовании в санитарных службах проектов застроек придомовых и дворовых территорий с нарушением санитарных и строительных норм. В ответе прозвучал анализ ситуации не по всем адресам. А остальные что, фэйс-контроль не прошли, или о них даже говорить страшно?

Ну, начнем по-порядку.

 

       В первой группе, состоящей из следующих адресов: ул.Комсомольская, д.41-43, ул.Философская, д.4-6, пр.К.Маркса, д.68, пр.К.Маркса, д.20, ул.Калиновая, д.49, ул.Коммунаровская, д.1, ул.Плеханова, д.14, ул.Плеханова, д.20, ул.Жуковского, д.35, ж/м Сокол-2, бульвар Славы, д.28, ул.Героев Сталинграда, д.123, – речь шла о выведении квартир из жилого фонда. В ответе СЭС сказано, что «согласно Закону Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», санэпидслужба не принимает участия в выводе квартир из жилого фонда, а проводит санитарно-гигиеническую экспертизу проектов реконструкции встроенных помещений. Необходимость в проведении раздела придомовой территории в таких случаях отсутствует. Более того, относительная площадь придомовой территории на одного проживающего увеличивается в связи с уменьшением жилых единиц».

Давайте проанализируем, соответствует ли данный ответ истине и законодательству Украины. В Законе Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» действительно ничего не сказано о роли санэпидслужбы в выводе квартир из жилого фонда. Но ведь закон определяет основные, стратегические направления деятельности. А на основании законов принимаются подзаконные акты и постановления, которые и конкретизируют работу определенных органов в определенных ситуациях. Так, согласно п.п. 1 и 2 Постановления Совета Министров от 26.04.84 №189 «О порядке обследования состояния жилых зданий с целью определения их соответствия санитарным и техническим требованиям и признания жилых зданий и помещений непригодными для проживания», цитирую: «Жилые здания государственного и общественного жилого фонда подлежат плановому полному обследованию с целью определения их соответствия санитарным и техническим требованиям. Во время обследования состояния жилых зданий проверяются: а) двор здания и элементы его благоустройства;…»

     То есть Совет Министров первым требованием при изучении возможности выведения квартир из жилого фонда и перепрофилирования в использовании зданий и жилых помещений поставил требование обследовать двор жилого дома на соответствие санитарным требованиям. Эти же требования закреплены в соответствующих СНиПах. А уменьшение жилых единиц в жилом доме за счет увеличения количества помещений нежилого назначения ведет не к уменьшению нагрузки на единицу придомовой территории, а к ее значительному увеличению! Так, в одной квартире в Украине, согласно среднестатистическим данным, приведенным в п.2.4 ДБН 360-92**, проживает 2,9 человека. А в офисном или торговом помещении на такой же площади работают, в среднем, человек 20. На одну семью в Украине приходится, в среднем, 1 машина, на одно офисное помещение – от 3-х и более машин, а на торговое – от 2-х и более машин обслуживания и от 5-ти и более машин посетителей магазина в сутки. Площадь хозяйственного двора жилого дома рассчитывается в зависимости от количества квартир в доме, а любой коммерческий объект должен иметь собственный хозяйственный двор, особенно, если это будет кафе, бар, ресторан, магазин пищевых продуктов или бытовой химии.

Т.е. для удовлетворения потребностей одной семьи нужно значительно меньше земли, чем для обслуживания одного офисного, а тем более торгового объекта. И врач СЭС должен это знать, как христианин «Отче наш».

И это не просто требование профессиональной гордости – это требование закона. Цитирую (выд. авт.):

«Міністерство охорони здоров'я України

НАКАЗ №173 від 19.06.96

Н А К А З У Ю:

 1. Затвердити Державні санітарні правила планування та забудови населених пунктів, що додаються (розроблені вперше).

 2. Всім міністерствам та відомствам, керівникам державних, кооперативних, колективних та приватних підприємств, організацій та установ незалежно від відомчого підпорядкування та форм власності, а також посадовим особам та громадянам України, інвесторам-громадянам інших держав прийняти указані правила до керівництва та виконання.

 3. Заступникам головного державного санітарного лікаря України, головним державним санітарним лікарям … областей, … прийняти указані правила до керівництва та виконання.

В.Ф.Марієвський, головний державний санітарний лікар України, перший заступник міністра».

«Державні санітарні правила планування

та забудови населених пунктів

2.2. Обов'язковому погодженню з органами, установами та закладами санепідслужби підлягають проектно-планувальні документи різних рівнів: …

– проекти детального планування і забудови;

– проекти окремих будівель та споруд.

2.5. При виборі земельних ділянок під новий населений пункт або його розбудову вимагається оцінка умов, що мають гігієнічне значення:

забезпечення нормативної потреби населення в короткочасному та тривалому відпочинку;

 – наявність резервних територій, які забезпечать перспективи розвитку населеного пункту з урахуванням прогнозної чисельності населення за межами розрахункового строку.

4. Вимоги до розміщення та організації території:

…4.5. Планувальна організація території житлового району (кварталу) повинна забезпечувати в житлі та на території поблизу будинків сприятливий мікроклімат, нормативні акустичний та інсоляційний режими і рівні хімічного забруднення навколишнього середовища, питомі розміри вільних і озеленених площ дворів, що відповідають будівельним нормам.

Розміщення житлових будинків з вбудованими та прибудованими приміщеннями громадського призначення допускається тільки по червоній лінії забудови. Окремі будівлі громадського призначення можуть бути розміщені на території житлової забудови тільки при узгодженні з органами державного санітарного нагляду…

4.6.Тригодинна інсоляція повинна бути забезпечена на територіях дитячих гральних, спортивних майданчиків житлових будинків, дошкільних закладів, шкіл, спортивної зони та зони відпочинку…

4.10. Дворові території мікрорайонів повинні забезпечувати різні види відпочинку та занять всіх груп населення, в тому числі майданчики для:

ігор дітей дошкільного і молодшого шкільного віку розміром не менше 0,7 м2/люд. на відстані не менше 12 м від вікон житлових і громадських будівель та на відстані не менше 20 м від місць розміщення сміттєзбірників та короткочасних стоянок автотранспорту;

– занять фізкультурою та спортом розміром не менше 2 м2/люд. на відстані від житла – 10-40 м;

– відпочинку дорослого населення розміром не менше 0,1 м2/люд. на відстані 10 м від житлових та громадських будівель;

– господарського призначення (сушіння білизни, чистка речей, розміщення сміттєзбірників) з розрахунку не менше
0,3 м2/люд. на відстані не менше 20 м від житлових будівель та майданчиків для гри та відпочинку, для вигулу собак – на відстані 40 м;

– спеціального призначення (відкриті майданчики для короткочасних та гостьових стоянок автомобілів) з розрахунку 0,8 м2/люд. на відстані 10-50 м в залежності від місткості.

Майданчики повинні бути ізольовані від об'єктів обслуговування, господарських дворів, магістральних вулиць, не повинні бути прохідними для пішоходів та транзитного руху транспорту».

 

      Так что, как видим, СЭС всех уровней обязано требовать, чтобы им на согласование давали не только сам проект реконструкции помещения, но и, при выведении его из жилого фонда и перепрофилировании, проект раздела территории, с указанием границ дворовой и придомовой территории и расчетом наличия резервной земли, которую можно будет отдать под обслуживание нового нежилого объекта. Так что наша жалоба базируется на законах Украины, которые не соблюдаются многими врачами СЭС.

 

       Вторая группа адресов: пр.К.Маркса, д.78-82, ул. Дзержинского, д.1-3, пр. Героев, д.1-3, ул. Вакуленчука, д.4, ул. Набережная Ленина, д.15-16, ул. Братьев Трофимовых, д.4, ул.Донецкое шоссе, д.9, пер. Штурманский, д.1, пер. Штурманский, д.7, ул.Артековская, д.20-22, ул.Калиновая, д.14, пр. им. газеты Правда, пр.Мира, д.49, ул.Чичерина, д.108, пр.К.Маркса, д.34-36, ул.Симферопольская, д.19, ул. К.Цеткин, д.3, ст.Лоцманская, д.6, ул.Резничная, д.9, ул. 8 Марта, д.2. Здесь с согласия врачей СЭС людей лишили дворовой и придомовой территории.

Уровень цинизма и незнание реальной ситуации главврачом областной СЭС (в ответе на запрос Форума) просто поражают.

Например, по поводу пр.К.Маркса, д.78-82 сказано, что «Проект реконструкции с пристройкой «торговый комплекс с баром» согласован,… согласно проекту проезд и тротуар сохраняются». Но ведь там кроме проезда и тротуара ничего другого просто нет! Так где же будет находиться запроектированная пристройка?

Цитирую ответ дальше: «Проект строительства выставочного салона для ТОВ «Виола» в районе дома № 1, 3 по ул.Дзержинского согласован с городской СЭС. Согласно «Правил порядка раздела территории жилого квартала (микрорайона)», данная территория не является придомовой…»

Однако, согласно указанных самим С.А.Рыженко строительных правил, вышеупомянутых мною санитарных правил и п.16 Закона Украины «О планировании и застройке территорий», основой для определения границ дворовых, придомовых и резервных территорий и оформления в установленном законодательством порядке правоустанавливающих документов является проект раздела территорий.

Но никто пока еще в нашем городе не проводил такой раздел территорий!

И без такого утвержденного проекта раздела, врач СЭС не имел права подписывать проект застройки территории. Согласование строительной документации без предварительно согласованной землеустроительной документации есть нарушение градостроительных и санитарных законов, норм и правил.

При этом расчет площади дворовой территории для каждого дома, согласно вышеуказанным нормам и правилам, производится элементарно просто.

Складываем площадь дворовой территории для одного человека, согласно п.4.10 «Государственных санитарных правил планирования и застройки населенных пунктов»:

S двор.территории на 1 человека = (0,7+2,0+0,1+0,3+0,8) = 3,9 кв.м/человека.

Теперь умножаем полученную цифру на среднюю плотность заселения одной квартиры в Украине согласно п.2.4 ДБН 360-92**.

S двор.територии = 3,9 кв.м/человека х 2,9 = 11,31кв.м/квартиру

А теперь полученную цифру умножаем на количество квартир в доме.

Отступаем 10 м от любого строения и получаем границы дворовой территории каждого жилого дома. Только при наличии такого согласованного землеустроительного документа рвачи, ох простите, врачи СЭС всех уровней могут быть уверены, что свою подпись они ставят под документом, соответствующем, прежде всего, санитарным законам, нормам и правилам Украины.

Согласно градостроительным законам Украины, любые отдельно стоящие строения нежилого назначения могут находиться только вдоль красных линий и ни в коем случае во дворах жилых домов. Это касается и объектов, находящихся по адресам ул. Набережная Ленина, д.15-16 и ул.Резничная, д.9.

Кроме того, согласно п.3.13 ДБН 360-92** «Планировка и застройка городских и сельских поселений», минимальное расстояние между длинными сторонами домов высотой 4 этажа и выше должно быть не менее 20 м.

Вот так-то… А пока – приходится согласиться с отнюдь не лестным определением классика в адрес чиновников.

Каптелая Л.Я., глава координационного совета «Форума спасения Днепропетровска»

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: