В разговорах о жилищно-коммунальном реформировании«потеряли» деньги для ЖСК и ОСМД

25 січня 2007 о 15:07 - 1660

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Не секрет, что реализация стратегического курса государства на создание и поддержку объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) часто зависит от местных условий – как чиновники и коммунальники на местах принимают новых игроков на жилищно-коммунальном «поле».

Если оценивать данные статистики, то Днепропетровщина в этом вопросе пасет задних (второе место снизу): 2,4% созданных ОСМД от общего количества многоквартирных домов, по сравнению с общеукраинским показателем – 6,8%! Причина – в отсутствии целенаправленной региональной политики, дающей реальный «зеленый свет» кондоминиумам. Одной из составляющих этой политики должно быть финансирование из бюджета капитальных ремонтов домов ОСМД и их «старших» собратьев – жилищно-строительных кооперативов (ЖСК).

В областном центре кооперативы и объединения совладельцев такой строки в городском бюджете добились – вот уже четвертый год подряд деньги на капремонт выделяются, причем в 2006 году эти средства были увеличены в 2 раза, по сравнению с прошлыми годами, и достигли 1 миллиона гривен.

В связи с увеличением стоимости работ, материалов, заработной платы и созданием в городе новых объединений совладельцев, Ассоциация «Наш дом» обратилась к депутатам городского совета с просьбой довести бюджетное финансирование капитального ремонта ЖСК-ОСМД в 2007 году до 2 миллионов 870 тысяч гривен (см. «Лица» от 11 октября 2006 г.). Данный объем соответствовал расчету (не путать с обязательным выделением) – 5 тысяч гривен на каждый кооперативный и кондоминиумный дом.

Профильная комиссия городского совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (председатель С.Воробьев) проголосовала за выделение 2 миллионов гривен по этой строке расходов, что вполне устраивало ЖСК и ОСМД и с чем согласились остальные комиссии при подготовке проекта бюджета.

Однако после этого этапа начались интересные, чуть ли не мистические истории с деньгами для кооперативов.

Во-первых, в процессе верстания городского бюджета финансистами 2 миллиона превратились в 1 миллион, причем об этом стало известно даже самим депутатам лишь после голосования на сессии горсовета. Бывает всякое, если бюджет готовится за 3 дня, но при этом есть полная уверенность, что депутаты деньги изыщут и свои обещания выполнят. Благо представители народа нового созыва действительно стремятся разобраться во многих малых и больших вопросах, часто посещая городской совет буквально как основное место своей работы.

Во-вторых, в некоторых районных советах даже эти урезанные деньги решили урезать еще больше. В Амур-Нижнеднепровском районе города (председатель райсовета О.Бигдан) 50 тысяч гривен из денег для ЖСК этого года пошло на погашение долгов прошлого года – в результате вместо 166 тысяч гривен на капремонт кооперативам пока досталось 116 тысяч. С формальной точки зрения нарушений здесь нет, но с точки зрения соответствия дел словам получается нестыковка. Ведь, если бюджет 2006 года в АНД районе не выполнен, то можно недофинансировать другие статьи расходов, а не «кроить» те же ЖСК и ОСМД, которые – живые образцы жилищно-коммунальной реформы. Тем более такой самоорганизации кооперативов и их конструктивного сотрудничества с властью, как на Амуре, нет ни в одном районе города – совет районной Ассоциации «Наш дом» во главе со своим председателем С.Иванченко постоянно помогает райисполкому в координации работы действующих ЖСК-ОСМД и готов работать по созданию новых объединений собственников.

Еще «дальше» в обрезании кооперативных денег пошел Индустриальный район (председатель С.Чаплин) – там вообще нарушили законодательство и изменили целевое назначение средств, запланированных городским бюджетом. Таким образом, на сегодняшний день в районном бюджете на капитальный ремонт домов ЖСК-ОСМД нет ни копейки!

При таком подходе многие инициаторы ОСМД могут подумать, что нет никакого смысла создавать объединения собственников в своих «жэковских» домах, потому что все равно денег на капитальный ремонт или никто не даст, или попросту бюджет не выполнят, какие числа в него не пиши. А с таким подходом какой серьезный разговор может идти о реформе ЖКХ – один популизм!

Но отчаиваться все-таки не стоит. Во-первых, ждем 2-го миллиона из городского бюджета, во-вторых, убеждаем районные власти выполнять бюджетное законодательство и следовать общегосударственной политике по реформированию ЖКХ на создание ОСМД. Кроме того, дополнительным подспорьем для активных кооперативов могут стать депутатские деньги на наказы избирателей – по 30 тысяч гривен на каждый из 120-ти территориальных секторов (по количеству депутатов) для капремонта домов всех форм собственности.

На успех воодушевляет конструктивное взаимодействие ЖСК и ОСМД в лице Ассоциации «Наш дом» и Ассоциации ОСМД с комиссией городского совета по жилищно-коммунальному хозяйству.

Эффективной формой работы на этом пути стали открытые, с участием представителей самих ЖСК и ОСМД, заседания жилищно-коммунальной депутатской комиссии, на которых, как говорится, «в прямом эфире» разбираются многочисленные кооперативно-кондоминиумные проблемы. Первое подобное заседание комиссии состоялось в октябре (см. «Лица» от 25 октяря 2006 года), а второе – в декабре минувшего года.

Что же получается в результате сотрудничества депутатов и общественников?

Во-первых, наконец, с мертвой точки сдвинулся вопрос согласования тарифов на содержание домов для ЖСКОСМД – на последнем в 2006 году заседании исполкома была согласована квартплата еще 35 самоуправляемым домам, а вскоре свои решения получат остальные заявители. Благо в отдел реформирования жилья горжилуправления наконец пришли работать энтузиасты своего дела.

Во-вторых, решился вопрос стоимости вывоза твердых бытовых отходов для домов ЖСК-ОСМД – на встрече с начальником управления отходами горсовета В.Привалихиным и председателем комиссии по вопросам ЖКХ С.Воробьевым представители «Экологии» и «Днепркоммунтранса» признали, что ошибочно начисляли объединениям и кооперативам лишние 1,5 гривны за куб (вместо 16,5 гривны – 18 гривен). Поэтому, председатели ЖСК и ОСМД, не стесняйтесь, а обращайтесь за перерасчетами к своим операторам ТБО.

В-третьих, готовится новый порядок передачи многоквартирных домов с баланса коммунальных жилищно-эксплуатационных предприятий на баланс созданных объединений совладельцев многоквартирного дома, что должно значительно упростить данную процедуру.

В-четвертых, по неофициальной информации, замдиректора по сбыту Приднепровской ТЭС дал своим подчиненным «добро» на прием показаний квартирных счетчиков горячей воды в кооперативных домах. Считаем это результатом депутатского запроса в ОАО «Днепроэнерго» и обращения Ассоциации «Наш дом» в территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины (см. «Лица» от 27 декабря 2006 года). В любом случае, с разрешением монополиста или без, но проводить расчет тепловой энергии на подогрев воды по квартирным водомерам – даже не право, а обязанность как потребителя, так и поставщика услуги!

Какие же кооперативные проблемы, кроме бюджетного финансирования, предстоит еще разрешить?

Льготы по оплате земельного налога для домов ЖСК и ОСМД теперь станут несбыточной мечтой, поскольку порядок предоставления таких льгот значительно усложнился – вместо обычного заявления прошлых лет сейчас необходимо собрать десяток новых бумаг и копий документов. Хотя, действуя по закону, то, если у кооператива не отведена придомовая территория, нет госакта на право собственнности на землю или договора аренды на землю, то и основания для оплаты земельного налога у ЖСК попросту отсутствуют! Другой вопрос, что любому самоуправляемому дому стратегически выгодно отвести землю, потратив на это пусть и немалые деньги, и платить все тот же налог на землю, только уже обоснованно. Не имея отведенной земли, любой кооператив и объединение превращается в потенциальную жертву для застройщиков своих дворов и детских площадок. Именно поэтому депутатская комиссия приняла решение, расчищающее путь к землеотведению придомовых территорий – инициировать разработку порядка распределения территории кварталов (микрорайонов) города и выделить для этих мероприятий средства из городского бюджета.

Кстати у кооперативов и объединений города в решении их проблем появился, кроме депутатской комиссии, еще один партнер – созданный в декабре Союз собственников жилья Украины, в который вошла Ассоциация «Наш дом». Всеукраинскую организацию возглавил народный депутат Украины, председатель подкомитета Верховной Рады по жилищно-коммунальному хозяйству А.Кучеренко.

Одним словом, самое главное – что совместными усилиями «лед» проблем кооперативов и объединений, наконец-то, тронулся – осталось только увеличить темпы.

Павел Хобот, сопредседатель Ассоциации «Наш дом»

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: