«Срок годности», «дефект», «скидка» и другие потребительские понятия

09 січня 2007 о 14:21 - 1839

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


 

Все мы являемся потребителями большого количества товаров и услуг. Но все ли наши граждане знают свои законные права?

 

Последние изменения в Закон «О защите прав потребителей» были внесены более года назад – в декабре 2005 г.

Так, права потребителей:

–     надлежащее качество продукции и обслуживания;

–     безопасность продукции;

–     необходимая, доступная, достоверная и своевременная информация о продукции, ее количестве, качестве, ассортименте, а также о ее производителе (исполнителе, продавце);

–    обращение в суд и другие уполномоченные органы государственной власти за защитой нарушенных прав, объединение в общественные организации потребителей, и т.п.

Производитель (исполнитель) обеспечивает надлежащую работу (применение, использование) продукции, в том числе комплектующих изделий, на протяжении гарантийного срока, установленного нормативно-правовыми актами, нормативными документами или договором. Гарантийный срок указывается в паспорте на продукцию или на этикетке, или в любом другом документе, который прилагается к продукции.

Для продукции, потребительские свойства которой могут со временем ухудшаться и представлять опасность для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей природной среды, устанавливается срок годности, который указывается на этикетках, упаковке или в других документах, прилагаемых к ней при продаже, и который считается гарантийным сроком.

Законопроектом определяется, что информация должна предоставляться потребителю до приобретения им товара или заказа работы (услуги). Информация о продукции не считается рекламой.

Право требовать возмещения нанесенного вреда признается за каждым пострадавшим потребителем независимо от того, находился ли он в договорных отношениях с производителем (исполнителем, продавцом). Такое право сохраняется на протяжении установленного срока службы (срока годности), а если такой срок не установлен – на протяжении 10 лет с даты введения в оборот такой продукции ее производителем. При этом на такого потребителя возлагается обязанность доказать наличие вреда, наличие дефекта в продукции, наличие причинно-следственной связи между такими вредом и дефектом.

Продавец (исполнитель, производитель) не должен включать в договоры с потребителем условия, которые являются несправедливыми. Условия договора являются несправедливыми, если вопреки принципу добросовестности его следствием является существенный дисбаланс договорных прав и обязанностей во вред потребителя.

Права потребителя считаются в любом случае нарушенными, если:

–    при реализации продукции каким-либо образом нарушается право потребителя на свободу выбора продукции;

–    при реализации продукции каким-либо образом нарушается свобода волеизъявления потребителя и/или выраженное им волеизъявление;

–     нарушается принцип равенства сторон договора, участником которого является потребитель, и т.п.

Защита прав потребителей, предусмотренных законодательством, осуществляется судом.

 

Благодаря вышеприведенным поправкам, Закон «О защите прав потребителя» существенно разросся (стало 32 статьи вместо 26). По идее, он пересматривался ради Евросоюза.

По оценке экс-замдиректора департамента потребительской политики Госпотребстандарта Сергея Литвиненко, поправки депутата Тариела Васадзе (БЮТ) «загубили закон». По словам г-на Литвиненко, пишут «Экономические известия», в новой редакции статья 8 с подачи депутата изложена так, что покупатель фактически имеет право лишь требовать ремонта, а не замены дефектного товара (дефектным объявлен товар, имеющий «существенные недостатки», а в определении «существенного недостатка» говорится, что он «не может быть устранен или для его устранения необходимы большие затраты средств и времени»). По словам г-на Литвиненко, ныне, чтобы обменять некачественную вещь, нужно доказать, что ремонту она не подлежит, а это дело практически невозможное.

Тем не менее, в Законе есть утешительные для потребителя новшества. В частности, расширены положения о гарантийных обязательствах продавца перед покупателем, определены права потребителя при приобретении товара в кредит (теперь покупатель имеет право по своему желанию разорвать кредитный договор в течение 14 дней). Введено понятие договора, заключенного на расстоянии, и договора вне торгового или делового помещения, что призвано регламентировать новые методы торговли, в частности, с помощью Интернета. Урегулирован порядок применения понятий «скидка», «уменьшение цены» и «распродажа».

Ст.18 конкретизирует перечень условий договоров, признаваемых несправедливыми, а ст.19 запрещает нечестную предпринимательскую практику. В частности, применение «пирамидальных схем», когда потребителю платят за привлечение других клиентов. К сожалению, санкции против подобных нарушений не прописаны.

Ст.23 (п.10) предусматривает штраф за реализацию просроченного товара в размере 200% от стоимости остатка, но не менее пяти необлагаемых минимумов.

 

Следует отметить, что особое внимание в новой редакции Закона уделено регулированию порядка предоставления банками физическим лицам потребительских кредитов, к которым в том числе относятся кредиты на покупку недвижимости.

Так, согласно новой редакции Закона (п.8 ст.11), «потребитель имеет право досрочно вернуть потребительский кредит, в том числе путем увеличения суммы периодиче­ских выплат. Если потребитель воспользовался правом возврата потребительского кредита путем увеличения суммы периодических выплат, то кредитор обязан осуществить соответствующую корректировку кредитных обязательств потребителя в сторону их уменьшения».

Анализируя это положение, можем сделать вывод о праве потребителя-заемщика вернуть денежные средства кредитору (банку) без каких-либо штрафных санкций.

Таким образом, заемщик может не оплачивать наложенные банком санкции, а в случае требования оплаты – обращаться в суд, сообщается на сайте «ПростоБанк». При подаче в суд иска потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины (п.3 ст.22 Закона).

Кроме того, в соответствии с п.5 ст.11 Закона, некоторые условия кредитного договора изначально признаются законодателем по отношению к потребителям несправедливыми. Так, условия договора являются несправедливыми, если, вопреки принципу добросовестности, его последствием является существенный дисбаланс договорных прав и обязанностей во вред потребителю (п.2 ст.18 Закона). К перечню несправедливых условий кредитного договора законодателем, например, отнесены:

–    условия, предусматривающие изменения в затратах заёмщика по кредитному договору, кроме процентной ставки (так, в частности, будут признаны несправедливыми условия, предусматривающие основания для изменения размера ежемесячной комиссии за пользование кредитом);

–     требования относительно уплаты потребителем непропорционально большой суммы компенсации (более 50 % от стоимости продукции) в случае невыполнения им своих обязательств по договору (стоимостью услуги при предоставлении кредита будет считаться сумма процентов за весь срок пользования кредитом); и др.

При этом перечень несправедливых условий договора, указанный в Законе, не является исчерпывающим (п.4 ст.18 Закона).

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: