Проблема воспитания экологического сознания и культуры

09 січня 2007 о 14:13 - 5175

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Проблема экологического сознания и формирования экологической культуры преследует человечество на протяжении всей истории. Природа всегда рассматривалась человеком как бездонный ресурс, из которого можно черпать всё и не давать взамен ничего. Очень многие политики и предвзятые историки любят ссылаться на мудрость наших предков. Однако давно пора признать, что никакой особой мудрости у наших предков, как и у нас самих, не было и нет. Почему? Простое объяснение: у мудрых предков не могли вырасти никчемные невоспитанные потомки.

Нельзя сказать, что большинство родителей совсем игнорируют вопрос экологического воспитания своих детей. Однако этого обычно касаются вскользь, в надежде на то, что потом в садике или школе детям объяснят всё, как надо. Но очевидно, что авторитет родителей куда важнее, чем любые специализированные учреждения, и на родителях лежит основная доля ответственности. Правда, здесь часто всплывает проблема, которая указана в начале. Многие родители не способны воспитывать, будучи сами не  воспитанными. Особенно это касается нашей страны, где годами навязывались определённые стереотипы. Например, если взять вопрос флоры и фауны, то в советской системе природопользования была очень чёткая систематика, которая строго делила все виды на плохие и хорошие. Прямо как в кино: белые и красные, наши и немцы. В результате такого подхода во многих местностях «плохие» виды либо истреблены полностью, либо оказались на грани истребления. Простой пример – наш степной суслик. В 50-60-е годы в сельской местности шла массовая кампания по их уничтожению как вредного вида. Страна платила детям по 2 копейки за каждый сданный  хвост суслика или щедро одаривала глиняным свистком. Смешно? На первый взгляд – да. После того как кампания прекратилась, сусликов не перестали уничтожать – это и в привычку вошло, и развлекало в серые будни. Отцы, прошедшие школу «суслинного» геноцида, научили своих детей, а те – потом и своих. Теперь вид этого грызуна во многих районах исчез полностью, что значительно повлияло на сокращение количества хищных птиц, для которых он был основным компонентом питания. Результат: миллионы гривен, выделяемые на химикаты для борьбы с полевыми мышами, численность которых некому регулировать – хищников нет. А яды, которые опасны для теплокровных мышей, не могут быть полезны для теплокровного человека. Так кого травим, мышей или себя? Описанный выше пример ещё раз наглядно показывает, как бездумное отношение к природе в верхах подхватывается необразованными низами, входит в дурную привычку в быту и не исчезает на протяжении десятилетий. Многие люди до сих пор удивляются, когда им говоришь, что нет вредных видов. Видно, забыли они или не знают о том, как в Китае, в период «культурной революции», хунвэнбины дохунвэнбинились до того, что, перебив почти всех местных воробьёв, оказали медвежью услугу саранче. И рис не спасли, и воробьёв пришлось ввозить из-за границы.

Однако в наше время ситуация стала ещё хуже. Проблема нынешнего экологического воспитания в его бессистемности. Нет, не имеется в виду система учебных заведений. Проблема бессистемности заключается в том, что экологические проблемы не привязывают к экономической и морально-нравственной составляющей общества. Экология и экономика рассматриваются как две системы, каждая из которых живёт своей, независимой жизнью. Человеку не дают понять, что экологическое воспитание начинается не с бездумно выброшенного на улице полиэтиленового пакета, а с пакета, БЕЗДУМНО КУПЛЕННОГО в магазине. Каждый из нас может проверить элементарный уровень экологиче­ской культуры своих соотечественников, пронаблюдав в супермаркете – пользуются ли люди старыми пакетами или постоянно покупают новые. На образовательном и бытовом уровне подрастающему поколению не объясняют, что вред природе кроется не столько в выброшенной пластиковой бутылке мимо урны, сколько в желании иметь очередной дорогой мобильный телефон или поменять старый компьютер на новый. Аспекты экологического воспитания, в общем-то, ничем не отличаются от истинных ценностей. Вопрос экологической культуры решится сам собой, когда каждый поймёт, в чём вред расточительства, роскоши, погони за новыми шмотками, дорогими машинами и многометражными домами.

На данном этапе уровень экологической культуры в нашей стране чрезвычайно низок, вне зависимости от возраста и места проживания. Кстати, весьма распространён стереотип, что в сельской местности уровень экологической культуры выше. На самом деле, это далеко не так.  В городе человек практически не сталкивается с природой по одной простой причине: в каменных джунглях её почти нет. В сельской местности человек имеет непосредственный контакт с природой. И здесь результатом «экологической культуры» очень часто являются массовые выжигания сухого травостоя и лесополос, несанкционированная вырубка, повсеместные свалки, откровенно варварское браконьерство в виде установки ловчих петель, убийство диких животных детьми ради забавы, часто при полном попустительстве со стороны взрослых. Но в то же время, в городской среде человек со временем перестаёт воспринимать природу как реальную реальность, в результате чего создаётся иллюзия того, что природа – это что-то абстрактное и виртуальное. Человек перестаёт ощущать зависимость от неё, иллюзорно полагаясь на искусственно созданную собой урбанизированную среду, в которой основными ценностями являются деньги, карьера, технические новинки и модные штучки. Но откуда всё это берется и из чего, человек перестаёт задумываться.

И уж никак нельзя упустить из виду такой фактор влияния на человеческую личность, как кино и телевидение. Очень метко выразился по этому поводу писатель В. Пелевин, сказав, что основным сюжетообразующим стержнем современного кино стала в том или ином виде сумка, туго набитая стодолларовыми купюрами, за перемещением которой с упоением наблюдают зрители. Основная масса кино и телепередач посвящена погоне за богатством, смакованию сцен насилия, интимным интрижкам так называемых героев – сплошная развлекуха. Если и есть нормальные передачи или документальные фильмы, то идут они в дневное время, когда основная масса людей телевизор не смотрит. Да и к таким фильмам необходимо приобщать юное поколение. А как это сделать, если родители, вместо фильмов Д. Аттенборро, Ж. Перена или Ж.-И. Кусто, предпочитают «кина» от Д. Камерона, С. Спилберга или К. Тарантино. Хотя многие фильмы о природе не выдерживают никакой критики с точки зрения формирования экологической культуры. Например, такой документальный сериал, как «Совершенные убийцы», рассказывающий о хищниках, старается подражать дурным вкусам зрителей, привыкшим к современным боевикам, где хищники выставлены этакими машинами по убийству, а не просто существами, которые убивают только потому, что хотят есть.

Нельзя обойти стороной и средства массовой информации. Сюжеты об экологии сводятся, в основном, к техногенным катастрофам, часто игнорируя то, что происходит в самой природе. Это является ещё одним показателем отстраненности экологического сознания, когда проблемы экологии сводятся не к проблемам естественных экосистем как таковых, а к проблемам санитарно-гигиенической безопасности. А некоторые сюжеты по новостям можно назвать открытой антиэкологической пропагандой. Например, по нашим телеканалам не раз в радужном свете показывали сюжеты о «славных» охотниках среди наших политиков, которые убивают и получают от этого удовольствие. Общество же на подобные сюжеты реагирует спокойно, почему-то продолжая высмеивать в анекдотах такое бескровное хобби одного известного политика, как пчеловодство. Разве это не является диагнозом для такого общества?

В массово коммерциализированном и политизированном обществе люди только и делают, что суетятся вокруг коммерции и политики, забывая очень часто о самом главном: природа без нас может существовать, а мы без неё – нет. Наверное, ни только не читали, но и не слышали о пире во время чумы. Никакие экономические вливания, никакие научно-технические новшества не спасут планету от экологической катастрофы, пока каждый человек не проникнется экологическим сознанием и культурой. А времени с каждым днём остаётся всё меньше…      

Алексей Бурковский

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: