ВСЕУКРАИНСКИЙ ЛОХОТРОН или Куда идут деньги за парковку автомобилей

27 вересня 2006 о 13:06 - 1655

20 мая 1993 года Декретом Кабинета министров Украины «О местных налогах и сборах» органам местного самоуправления было предоставлено право устанавливать некоторые виды налогов и сборов, их граничный размер и порядок исчисления. Конечной целью такого нововведения было укрепление бюджетов местного самоуправления.

К таким сборам было отнесено и взимание платы за парковку автомобилей.

Ст.3 Декрета было установлено, что ставка сбора за парковку автотранспорта устанавливается из расчета за один час парковки, и ее предельный размер не должен превышать 3-х процентов необлагаемого минимума доходов граждан в специально оборудованных местах и 1-го процента — в отведенных местах. То есть, на сегодняшний день это 51 или 17 копеек соответственно.

И хотя Декрет не разъясняет, какое место парковки следует считать «специально оборудованным» или «отведенным», тем не менее, думаю, что верным будет определение, данное в решении Киевского городского совета №9а от 17.05.94 г., что «специально оборудованные места — это места для парковки автотранспорта, размещенные за пределами полос движения проезжей части дорог и имеющие разметку, оборудованные дорожными знаками, специальными техническими устройствами (ограждением, въездными и выездными барьерами, шлагбаумами, помещениями для охранников и т.п.), которые могут использоваться для предотвращения похищения автотранспорта; отведенные места — это места для парковки автотранспорта, определенные дорожными знаками, которые могут иметь дорожную разметку и быть оснащенными устройствами для контроля времени парковки».

Казалось бы, такой размер платы за парковку, учитывая количество этих самых автомобилей, должен был бы пополнять тот самый местный бюджет и в то же время быть необременительным для владельцев автомобилей.

Местные советы приняли соответствующие решения, определив правила организации парковки транспортных средств на улицах населенных пунктов, а также порядок расчетов за парковку (сбор за парковку автотранспорта на территории г. Днепропетровска введен решением сессии городского совета XXII созыва 09.06.99 №11 «Про введення збору за парковку автотранспорту у м. Дніпропетровську» — ред.). Осталось только ждать пополнения местной казны.

Но не тут-то было. Деньги, конечно, потекли. И поверьте — немалые. Вот только куда? Но уж точно не в бюджет.

Если внимательно прочесть ст.3 Декрета, то видно, что плата устанавливается за 1 час парковки. А «Инструкцией по использованию форм документов строгой отчетности» (зарег. Минюстиции 5.10.95 г. за №389/925) установлена и форма квитанций, по которой производится расчет за парковку. Таких квитанций две: ПО-ПА1 и ПО-ПА2.

Форма ПО-ПА1 применяется для расчетов при сроке парковки от 10 до 40 минут. На форме в правом нижнем углу в рамке печатным способом указывается — 30 минут.

А форма ПО-ПА2 применяется для расчетов при парковке свыше 40 и до 70 минут.          На форме в правом нижнем углу в рамке печатным способом указывается — 60 минут.

В квитанции исполнитель заполняет месяц, день, час и минуту начала парковки — путем зачеркивания соответствующих цифр. В корешке квитанции в строке «Время» проставляются цифрами час и минуты начала и конца парковки. Заполнение форм и расчеты с потребителями выполняются по окончании паркования.

То есть, парковка до 10 минут вами вообще не должна оплачиваться! Если же вы простояли на месте парковки более 10 минут, то вам придется платить за каждые полчаса из расчета 50% от 17 или 51 коп., и оплату вы должны произвести после окончания парковки.

Что же происходит в большинстве случаев на самом деле? Вы остановились в месте парковки. К вам тут же устремляется представитель организации, уполномоченной заниматься сбором средств за парковку (далее — «парковщик»), и предлагает вам оплатить 1 или 2, а то и 3 гривны за парковку вашего железного коня. Сумма сбора, как правило, зависит от города и места расположения парковки (чем ближе к центру, тем дороже). При этом вам предлагают произвести оплату сразу же и не зависимо ни от времени, которое ваш автомобиль будет простаивать, ни от характера места парковки (отведенное или специально оборудованное). При этом в квитанции, которую вам, может быть, и выдадут, будет указана сумма сбора за 1 час парковки — 17 или 51 коп. — и стоимость услуг (остальная сумма). То есть, фактически большая часть уплаченной вами суммы составляет оплата каких-то гипотетических услуг, которые вам якобы предоставляет парковщик. Но там не будет указано, ни какие это услуги, ни почему вы обязаны их оплачивать.

Хочу стразу заметить, что даже если какие-то услуги и предоставляются: уборка территории, помощь в постановке автомобиля на площадку или что-то еще, то принимать такую услугу и оплачивать ее — это ваше право, а не обязанность. Такие услуги уже не являются обязательными, а являются договорными и попадают в сферу регулирования Гражданского кодекса, статья 627 которого предусматривает, что стороны являются свободными при заключении договора.

Поскольку рядовому обывателю такие тонкости, как правило, неизвестны, а по своей природе мы не очень-то и любопытны, то лица, осуществляющие сбор за парковку, фактически «обирают» нас, т.к. местному бюджету идут мизерные крохи по сравнению с тем, что оседает в карманах парковщиков.

Или, может, нам нравиться быть обманутыми?

Олег Коваленко, юрист

Поділитися: