НА СМЕНУ ЭКЗАМЕНАМ ИДУТ ТЕСТЫ

20 вересня 2006 о 11:55 - 1122

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


6 сентября этого года «Лица» опубликовали интервью с начальником Главного управления образования и науки облгосадминистрации Виктором Сыченко, в котором шла речь о положении дел в средней школе. Сегодня мы продолжаем беседу с Виктором Владимировичем. На сей раз разговор пойдет о высшем образовании.

– Виктор Владимирович, какие специальности в днепропетровских вузах пользуются наибольшей популярностью у абитуриентов?

– К сожалению, по-преж­нему наиболее популярны специальности экономиче­ского и юридического профиля. Я говорю «к сожалению» потому, что на рынке труда подобных специалистов предостаточно, зато ощущается нехватка в представителях других профессий. Сейчас и высшие учебные заведения, и профессионально-технические училища работают над тем, чтобы радикально, в соответствии с требованиями рынка труда изменить перечень специальностей, которым они обучают. Для этого мы тесно сотрудничаем с организациями работодателей, с теми предприятиями и учреждениями, которые являются заказчиками кадров. Необходимо учитывать их требования к тем специалистам, которые придут работать.

В этом году в ПТУ нашей облас­ти уже появились новые направления, и они начали готовить специалистов отельного бизнеса, жилищно-коммунального хозяйства и т.д. Всего пролицензировано 85 новых специальностей!

Аналогичная работа проводится и в высших учебных заведениях.

В этом году в Днепропетровской области студентами-первокурсниками стали 32 тысячи еще недавних абитуриентов.

Существенно увеличен прием на дневную форму обучения за счет государственного бюджета с образовательно-квалификационным уровнем «бакалавр». Сегодня таковых 64% (в прошлом году был 61%, а в среднем по Украине этот показатель составляет 54%). Объемы приема по образовательно-квалификационному уровню «младший специалист» выросли на 3,1% и составляют 67% (58% по Украине). В том числе, надо отметить, в этом году количество молодых людей из села, поступивших в вузы, выросло, по сравнению с прошлым годом, на 10,7%.

– Обучение в вузах подорожало?

– Для абитуриентов контрактной формы обучения по-прежнему самыми дорогими являются специальности юридического и экономического направления. Но наше управление такими расценками не занимается – это прерогатива вузов.

– Активно обсуждается тема сокращения числа военных кафедр в вузах…

– В этом году военные кафедры не закрываются. Как будет в будущем – посмотрим. Но думаю, что к этому вопросу подойдут взвешенно.

– Как идет процесс перехода на Болонскую модель образования?

– Несмотря на то, что Украина присоединилась к Болонскому процессу лишь в 2005 году, подготовка наших вузов к европейским стандартам началась давно. Уже внедрена система кредитно-модульного образования, а ряд университетов и академий с привычных семестров перешли на триместры и четвертьместры. Но есть и проблемы, о которых необходимо сказать.

Моя позиция состоит в том, что огульное внедрение всех положений Болонской декларации, без учета законодательных и ментальных особенностей нашей страны, не целесообразно. Так, на сегодняшний день Болонская декларация предусматривает отказ от образовательно-квалификационного уровня «специалист». Хотя во многих странах Европы, в том числе во Франции, не отказываются от этих позиций. И нам отказываться сегодня тоже нельзя, хотя бы по той причине, что большинство людей с высшим образованием имеют этот уровень.

Еще одна проблема: наш диплом по-прежнему не признается странами, которые подписали Болонскую декларацию. Поэтому надо еще многое менять и реформировать. Но я считаю, что в этом процессе мы должны вы­брать свой, индивидуальный путь, перенимая при этом и опыт других стран.

К примеру: западноевропей­ские университеты готовят более узкоспециализированных специалистов, чем наши вузы, за счет уменьшения числа гуманитарных и общеобразовательных дисциплин. Это, я думаю, является приемлемым путем и для украинского образования.

– А что надо сделать для того, чтобы дипломы наших университетов котировались на Западе?

– Главное – популяризировать образовательную работу украинских вузов за рубежом. Допустим, Днепропетровский национальный университет имеет партнерские связи с
30-ю зарубежными вузами. То же самое у других высших учебных заведений нашей области – 10-20 зарубежных партнеров есть у каждого. В результате – вузы нашей области в мире знают, их уважают. А когда такое уважение будет еще большим и достигнет определенной критической точки, украинские дипломы признают во всем мире. И чтобы этого достичь, нашим специалистам надо как можно больше демонстрировать свои знания за рубежом, изучать иностранные языки.

– В этом году выпускники школ проходили тестирование. В случае успешной сдачи им обещали беспроблемное поступление в вузы. Как этот эксперимент прошел в Днепропетровской области?

– Первый блин оказался не комом. У нас в области очень организованно прошло независимое тестирование 2.800 выпускников средних школ Днепропетровска и Новомо­сковского района. Эксперимент оказался успешным. Не было сбоев при поступлении в высшие учебные заведения абитуриентов, которые приносили свои сертификаты о прохождении внешнего независимого тестирования на знание украинского языка, истории и математики.

Если оценивать качественный уровень тестирования, то он соответствует среднестатистическим показателям по Украине по экзаменам.

Разумеется, еще требуют усовершенствования сами тесты. Но таким образом мы сокращаем коррупцию и нивелируем разрыв между стандартами, которые предъявляет средняя школа к своему выпускнику и требованиями, которые предъявляют вузы. А этот разрыв есть, и весьма существенный. Это хорошо извест­но абитуриентам и их родителям.

– В следующем году тестирование будет обязательным?

– На сегодняшний день нет каких-либо распоряжений на этот счет. Позиция Министерства образования и науки Украины состоит в том, что поскольку эксперимент прошел успешно, в следующем году тестирование должны будут пройти 50-80 процентов выпускников школ. Насколько это будет так, станет ясно к концу учебного года.

Юрий Галин

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: