Пусть меня научат…

20 вересня 2006 о 11:53 - 1110

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


В Туркменистане существует интересный закон о запрете поступления в вуз сразу же после школы. Сначала выпускники два года пробуют себя в различных профессиях, ищут то, что больше понравится, а потом уже идут учиться.

В Украине такой закон был бы кстати. Для теперешних выпускников никуда не поступить сразу же по окончании школы – страшный позор и ужас. Студенты соревнуются в крутости вуза и специальности, и поступают лишь бы куда, совсем не обращая внимания на то, нравится ли им вы­бранная профессия и знают ли они вообще о ней что-либо.

Далеко за примерами мне ходить не нужно – половина моих одноклассников, не поступив на желаемый факультет, стали студентами какой-нибудь «метрологии телекоммуникаций» либо «инженерами газообеспечения». Даже не подозревая, что на самом деле подразумевает под собой такая профессия. Впрочем, работать по специальности многие даже и не думают. Хочется иметь хоть какую-то «корочку», на пять лет уйти от ответственности, прикрываясь учебой, а потом уже – «посмотрим, как получится».

Что в итоге? Потеря времени (5 лет впустую!), сил, нервов, напрасный труд преподавателей, и перспектива в дальнейшем переучиваться на желаемую профессию. А ведь около 80% (!) выпускников вузов работают не по специальности. Заканчивая учебу в 20-21 год, люди выходят в мир материально зависимые от родителей и, зачастую, поступая на работу, сталкиваются с известным выражением: «Забудь то, чему тебя учили в вузе».

Обсудить эту тему 12 сентября в Диораме «Битва за Днепр» собрались активные студенты различных вузов города, и  под названием «Профессиональная ориентация и переориентация молодежи» прошло заседание второго дискуссионного клуба от AIESEC (о первом мы писали в прошлом номере «Лиц»). Экспертами тут были люди неслучайные, те, кто в свое время столкнулся с аналогичной проблемой.

Один из них – Константин Емельянов, председатель юго-восточного представительства издательского дома «КоммерсантЪ». Химик-технолог по образованию, он перепробовал множество профессий, пока совершенно случайно не столкнулся с той, которая действительно заинтересовала. Теперь он журналист и издатель.

Вторым экспертом была представитель Днепропетровского центра социальных исследований Анна Колохина, которая тоже на собственном опыте столкнулась с проблемой профессиональной переориентации.

Проблема, безусловно, намного важнее, чем кажется. Прежде всего, обучение специалистов, которые никогда не будут работать по специальности, грозит нехваткой профессионалов в этих сферах. Что, в принципе, сейчас и происходит – предприятиям требуются высоко­­­­­­­­ква­лифи­цированные специалисты, а таковых не хватает. Вот и остаются важные (и даже высокооплачиваемые!) вакансии подолгу открытыми. И даже если студент, обученный «случайной» профессии, все же пойдет работать по этому направлению, то едва ли у него возникнет желание расти и развиваться, т.е. вряд ли он в таком случае станет профессионалом. А кто же при таком раскладе экономику будет поднимать?

УПК (учебно-производственные комбинаты, такие популярные когда-то) давно уже закрыты, а оставшиеся – явно не справляются с возложенной на них задачей сориентировать выпускника на конкретную интересующую его профессию. Психологи­ческие консультации в школах и тесты на профориентацию среди школьников давно ушли в историю. Проводятся они разве что в частных специализированных заведениях, которых в городе совсем небольшой процент. Государство, не считая это проблемой, не предпринимает никаких действий касательно профориентации молодежи. А это – большое упущение.

Что делать? В первую очередь, нужно сломать множество стереотипов. Во-первых, среди учеников – о том, что не поступить в вуз после школы – это стыдно. Ведь, выделив себе хотя бы год на практику в различных сферах, можно выбрать нужную профессию и уже потом с удовольствием осваивать ее в вузе. С удовольствием, а не из-под палки, как это зачастую происходит у студентов. Во-вторых, это родительский стереотип – мол, «вот Вася поступает на международную экономику. Какой молодец Вася! Не то, что ты…». Ведь в результате такого давления рынок труда получает не влюбленного в профессию психолога (эколога, журналиста, ветеринара), а очередного «штампованного» экономиста, которых и так явный переизбыток (по статистике на одну вакансию – 25 желающих).

Не бойтесь ломать свои стереотипы! Не бойтесь искать себя! Ведь вуз – это не отсрочка от безработицы, а мастерская специалистов. А специалисты стране необходимы.

 

P.S. Координаты AIESEC в Днепропетровске:

пр. Гагаріна, 4, оф. 324;

тел.: (0562) 41-01-78; dnipropetrovsk@aiesec.net;

http://www.aiesec.dp.ua/.

 

Татьяна Гонченко

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: