В поисках крайнего

04 вересня 2006 о 11:34 - 1056

Олена Гарагуц


Во второй половине августа руководители предприятий горно-металлургического комплекса Украины собрались в Днепропетровске для обсуждения  практически одного вопроса — подготовка к предстоящей зиме и планирование работы отрасли на 2007 год.

Руководитель департамента ГМК Минпромполитики, он же заместитель министра Владимир Грановский лишь подчеркнул, что возглавивший промышленную политику Украины Анатолий Головко — уже 9-й министр за 12 лет его работы в аппарате, и он надеется на успешное сотрудничество, учитывая металлургический опыт главы ведомства — предыдущую работу на Никопольском и Запорожском заводе ферросплавов, а также запорожским вице-губернатором.

Хотя если во главу угла назначения на пост министра промполитики ставить управленческий опыт, то службой на вторых ролях у хозяев вышеназванных предприятий и в ОГА могут козырять еще с десяток не менее опытных топ-менеджеров.

К шапкозакидательским планам металлургов по части выплавки свыше 36 миллионов тонн чугуна в 2007 году и достижения прироста в 11% заместитель министра отнесся с иронией. По его мнению, такие планы нереальны, ибо нет никаких гарантий, что под эти объемы поставят нужное количество сырья, а железнодорожники справятся с повышенными объемами перевозок, да и покупателей на такое количество продукции может просто не найтись.

Тем более что китайцы, как и предсказывали эксперты еще пять лет назад, все больше и больше завоевывают мировой рынок металлопродукции. Кроме того, снизился экспорт в Россию и вообще в страны СНГ — примерно на 7-8%.

Поэтому, как считает Грановский, правильнее всего было бы планировать прирост в следующем году примерно на уровне 1,5-2%.

Владимир Грановский с тревогой отметил, что зимние запасы лома и сырья на металлургических предприятиях составляют лишь 30-40% от необходимого, и предупредил, что у нового-старого премьер-министра Виктора Януковича весьма жесткий подход к тем, кто не сумеет подготовить промышленность к зиме. Примерно так же считает руководитель ПХО «Метал­лургпром» Василий Харахулах. По его словам, июль отрасль отработала стабильно, за 7 месяцев этого года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого, достигнут прирост на 7-9%.

Тем не менее, поставки сырья на ряд предприятий находятся на грани срыва. Правда, по разным причинам. Мариупольский меткомбинат (ММК) им. Ильича не сошелся в цене с поставщиками, у Алчевского меткомбината — недофинансирование.

Хотя тот же ММК успешно продолжает импортировать руду из России, а  украинские монополисты железной руды продолжают «гнать» ее на экспорт. Что же касается недофинансрования, то страдает этим не только алчевские металлурги. По этой причине падают поставки металлолома из-за, мягко говоря, неудовлетворительных расчетов с «металлоломщиками». Василий Харахулах даже подчеркнул, что «о сумме долга металлургов неприлично и говорить».

Далее Василий Сергеевич отметил, что газ хоть и не подорожал, но от повышения тарифа никто не застрахован, поэтому сегодня крайне важно не только готовиться к зиме, но и, пусть постепенно, переходить на производство без использования «голубого топлива».

За первое полугодие удалось снизить себестоимость продукции на 2 миллиарда гривен, но при этом чистая прибыль предприятий упала на 3,2 миллиарда, а цены на мировом рынке одновременно снизились на 10-15%, и при планировании на 2007 год надо обязательно учесть эти факторы.

Владимир Грановский  грустно добавил, что рентабельность отрасли упала примерно на 4%, несмотря на прирост объемов экспорта на 6%. «Прирост будет, — заверил Василий Харахулах, — но надо серьезно готовиться к следующему году, договариваться с поставщиками и железнодорожниками, учитывать, что грядут очередные, как выразился глава «Металлургпрома», «бизнесовые игры».

Собственно, «игры» поставщиков и потребителей давно известны. Руководитель «Укррудпрома» Юрий Путря отметил, что в отрасли наблюдается устойчивый прирост объемов выпуска продукции, особенно по сравнению с провальным прошлым годом. Особых успехов достигли Северный, Центральный и Ингулецкий горно-обогатительные комбинаты.

В то же время, остаются старые проблемы с железнодорожным транспортом: несмотря на неоднократное увеличение тарифов, «Укрзализныця» за последние три года так и не приобрела ни одного вагона, поэтому уже сегодня есть трудности с перевозками железорудного сырья, вагоны либо подаются не вовремя, либо в неисправном состоянии.

«Ситуация усугубится уже осенью, когда «Укрзализныця» начнет тотальную транспортировку урожая-2006, трудности только умножатся, — уверен глава «Укррудпрома». Если металлурги намерены резко увеличить объемы производства, то «железнодорожный» фактор надо обязательно учитывать».

По-прежнему важным остается  вопрос сохранности грузов — несмотря на проведенное недавно совещание в Киеве с участием представителей МВД, разворовывание остается на прежнем уровне, о чем неустанно твердят фирмы-поставщики металлолома. Под занавес Владимир Грановский опроверг муссируемые россий­скими СМИ слухи о якобы радиоактивности украинского металлолома, считая их частью «торговой войны» России против Украины.

Виктор Рогов

Поділитися: