Формируем бюджет

01 серпня 2006 о 06:04 - 1090

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Бюджетных средств в стране всегда не хватает, а значит и уровень налогов в Украине слишком низкий. Нет, вряд ли это можно назвать верным. Тогда по-другому: бюджетных средств в стране всегда не хватает, значит не туда, не так и не те их распределяют. Насчет «не те» можно поспорить – сами выбирали депутатов, а вот остальное вполне исправимо. Ведь мало иметь деньги – надо еще уметь их раскладывать по кучкам: это – на еду, это – на одежду, это – на карманные расходы… Почему-то в Госбюджете зачастую эти самые «карманные расходы» во много раз превышают целевые, и вся семья (страна то бишь) сидит на голодном пайке, пока что-нибудь не «накалымит».

В Украине выполнение бюджета считается чудом. В шатких экономических условиях сложно что-либо распланировать хотя бы на месяц вперед. Стоит одному экономическому фактору поменяться, и в бюджете  – дыра. Именно поэтому большинство регионов Украины не создают долгосрочных стратегических планов, живя одним днем. Именно поэтому, возможно, они и не развиваются: занимаясь, скорее, выживанием и латанием бюджетных дыр, чем перспективами и тактикой.

А, например, в США уже почти полвека бюджет составляют программно-целевым методом. Разница между этим методом и постатейным невелика, она состоит в основном в том, что планирование бюджета осуществляется не на краткосрочную перспективу – 1 год, а заглядывая на шаг вперед – на 3-5 лет. К тому же, в отличие от традиционного бюджета, распределение которого направлено на поддержание сети бюджетных организаций, программно-целевой метод направляет финансы на развитие и преумножение самих себя, с наиболее эффективной отдачей. То есть бюджет призван не только удовлетворять потребности страны и региона/города, а и развивать их, с целью таким образом укрепить и величить поток денежных средств в казну.

Программно-целевой метод (ПЦМ) составления бюджета применяется также в Канаде, Австралии и в большинстве стран ЕС. Некоторых успехов достигли Казахстан и Россия. Украина же, нацелившаяся на Евросоюз, просто обязана освоить этот метод. Помочь украинским местным органам самоуправления взялось американское Агентство по международному развитию USAID. Проект «Реформа местных бюджетов в Украине» стартовал в феврале 2005 г. В планах на три года – улучшение управления местными бюджетами в 140 городах Украины.

До Днепропетровской области проект добрался в июле этого года. 13-14 числа в отельно-туристическом комплексе «Самара» г. Новомосковска собрались представители 11 украинских городов, в основном управленцы днепропетровских органов власти, отвечающие за формирование местных бюджетов. Множество вопросов было поднято и рассмотрено на протяжении двух напряженных дней слушаний по «Реформе местных бюджетов в Украине».

Вот и посмотрим при составлении местных бюджетов на 2007 год, готова ли Украина к новым стратегическим методам управления, стоит ли ей спешить в ЕС. Или повременим пока с Европой, совершенствуя собственные наработки в сфере экономики. Ведь если основная казна из «карманных расходов» переместится в более важные графы, то, простите за каламбур, мы сразу же это почувствуем по собственным карманам. И стране «калымить» бы не пришлось!..

Татьяна Гонченко

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: