Кто защитит предпринимателя?..

19 липня 2006 о 08:05 - 1672

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


После того, как в прошлом году Президент Украины Виктор Ющенко подписал указ об отмене регуляторных актов, препятствующих развитию хозяйственной деятельности, предприниматели вздохнули с облегчением. Наконец-то они хоть немного освободятся от ига государственной регуляторной политики. Однако, по словам главы общественной организации Днепропетровского координационно-экспертного центра по вопросам регуляторной политики Алексея Литвинова, в 2006 году реформа регуляторной политики несколько утратила свой прежний пыл и чиновники «местного разлива» снова начали разрабатывать и принимать регуляторные акты сомнительной рациональности и необходимости.

Так, например, рассказывает Алексей Владимирович, в скором времени вступит в силу регуляторный акт, согласно которому предприниматель, если у него работает 4 и более человек, в обязательном порядке должен будет трудоустроить хотя бы одного инвалида. Казалось бы, хорошо, что чиновники пытаются бороться с безработицей среди инвалидов, но в Днепропетровской-то облас­ти инвалидов меньше, чем предпринимателей, у которых числится означенное количество сотрудников. Получается, выполнить требование данного регуляторного акта всем субъектам хозяйствования никак не удастся, а это значит, что те, которые не успеют оформить к себе на работу инвалида, будут выплачивать штрафы.

Отслеживать появление и препятствовать введению подобных регуляторных новшеств – главная задача Днепропетровского координационно-экспертного центра по вопросам регуляторной политики. Вместе с тем, данный центр уже второй год подряд проводит в Днепропетровской области независимый общественный мониторинг выполнения требований Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» (такой же мониторинг проводится в Донецкой, Запорожской, Черкасской и Кировоградской областях). Основной его целью является независимая объективная оценка деятельности органов государственной власти, с учетом зависимости развития предпринимательства, в частности малого бизнеса, на определенной территории от соблюдения и надлежащего выполнения требований действующего законодательства местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Иными словами, эксперты центра контролируют соблюдение государственной регуляторной политики местными управленцами.

Следует отметить, что результаты послед­него мониторинга показали – в текущем году уровень выполнения государственной регуляторной политики органами власти значительно сократился. Об этом свидетельствует и некая изолированность обычных граждан от регуляторной деятельности властных структур, и состояние информационной открытости местных органов государственной власти.

Что касается первого факта, то в соответствии с законодательством Украины каждый гражданин имеет право выносить на рассмотрение регуляторных органов свои предложения и поправки относительного того или иного регуляторного акта (в течение 1 месяца от момента его официального обнародования – авт.). К тому же должностные лица этих регуляторных органов не имеют права беспричинно отказать гражданину в рассмотрении и/или внесении его предложений в текст регуляторного акта. Однако для того, чтобы внести свои предложения в регуляторный акт гражданину, по меньшей мере, необходимо с ним ознакомиться. В этом-то и заключается вся загвоздка: чаще всего регуляторные органы не обнародуют должным образом разработанные ими акты, из-за чего украинцы лишаются своего законного права участвовать в регуляторной политике государства, сетует г-н Литвинов. Существуют и другие чиновничьи уловки. Например, после обнародования регуляторного акта не указывается по какому адресу (электронному адресу, факсу, телефону) гражданин может направить свои предложения и поправки. Возможно, это делается и неумышленно, но регулярность подобных «недочетов» порой наводит на противоположные выводы, считает Алексей Владимирович.

Кроме того, как уверяет Литвинов, регуляторные органы обязаны аргументировать вводимые ими в действие регуляторные акты. Причем, аргументировать по 16-ти (!) пунктам, что в практике встречается очень редко. Зачастую, чиновники ограничиваются 4-9-ю обоснованиями, видимо, по их мнению, этого рядовому гражданину/предпринимателю и так достаточно.

Состояние информационной открытости местных органов государственной власти тоже обещает желать лучшего. По словам эксперта, планы регуляторной политики обнародованы только на официальных сайтах Днепропетровского горсовета и Днепропетровской облгосадминистрации. В других же городах, а также районах и селах нашего региона, такого не наблюдается.

P.S. За помощью в общественную организацию Днепропетровского координационно-экспертного центра по вопросам регуляторной политики можно обращаться по адресу: г. Днепропетровск, ул. Волынская, 7/88, или по телефону: (056) 744-42-24, или по e-mail: science@vidr.dp.ua.

Виктория Корж

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: