Гонки по вертикали

18 липня 2006 о 11:16 - 2290

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Отсутствие горячей воды в квартирных кранах, больницах, школах и вузах, кучи мусора во дворах, ставшие на вечный прикол лифты в многоэтажках, многотысячные митинги  против заоблачного взлета цен на все и вся, включая коммунальные тарифы, – особая примета Украины сегодня.

Воду, правда, можно нагреть, мусор, вспомнив забытые субботники, убрать, а возросшие цены на «коммуналку» просто игнорировать. С лифтами, точнее доставкой себя любимого, навьюченного провизией, на 6-ой, 7-ой, 9-ый и выше этажи – гораздо сложнее. Более того, иногда и опасно для жизни.

Лифт на эшафот

«Бегом от инфаркта», – девиз и комплекс гимнастики, разработанный несколько десятилетий назад академиком Николаем Амосовым, ныне вынуждены вольно-невольно выполнять все, от мала до велика, там, где шахты лифтов покрыты многомесячным, а то и десятилетним слоем пыли и паутины.

В Днепропетровске, который мало чем отличается от других мегаполисов Украины (за исключением разве что Киева), малоэффективность, скромно говоря, реформирования жилищно-коммунальной сферы и абсурдность некоторых законодательных актов привели к массовым забегам по многометровой вертикали пациентов больниц и населения жилых домов. Например, в многоэтажном главном корпусе днепропетровской областной больницы им. Мечникова, где лечатся свыше полутысячи сердечников и инвалидов, из шести лифтов который год работают, в лучшем случае, три. В городских больницах положение еще хуже.

У стариков и даже людей среднего возраста «прихватывает» сердце во время или аккурат после восхождения к своей квартире. Несколько лет назад имел место случай, когда жена сердечника, поднимаясь на шестой этаж с лекарствами и провизией для мужа, сама угодила в реанимацию из-за острой сердечной недостаточности. А что говорить об инвалидах на костылях и протезах?

Между тем, износ оборудования лифтового хозяйства Днепропетровска, по самым скромным оценкам, составляет более 80%. Кроме того, после 25-ти лет эксплуатации лифт обязан пройти техническую экспертизу. По информации из хорошо осведомленных источников, за последние два года освидетельствование прошли не более 5% агрегатов, отслуживших четверть века. Причина очевидна – нет денег. Да и откуда им взяться, если, по утверждениям начальников ЖЭКов, проплаты населения крайне низки, а техэкспертиза только одного лифта стоит более 1,5 тысяч гривен.

Но случись ЧП, крайними без оговорок сделают ответственных сотрудников соответствующей службы, которым не миновать тюрьмы. Тьфу-тьфу, пока официально случаи падения кабин из-за технической неисправности в городе не зафиксированы.

Когда нет денег, приходится думать

По писаным правилам, ремонт лифта обязан оплачивать ЖЭК, Общество совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), кооператив или иное юридическое лицо. Индивидуальный договор жильца не только отдельно взятой квартиры, но и подъезда с соответствующей службой практически невозможен.

Хотя одно из семи существующих в Днепропетровске лифтовых приватных предприятий, ООО «Специализированное предприятие Лифтреммонтаж Днепр», рискнуло провести эксперимент, заключив с жильцами одного подъезда 16-этажной башни на Рабочей, 55 конкретный договор на обслуживание. Определились с тарифом: 450 гривен в месяц, 13 гривен с квартиры. Страсти разгорелись сперва нешуточные: «Как же так, раньше платили 8, теперь почти в два раза больше?!» Директор «Лифтреммонтаж Днепр» Дмитрий Кордыш лично показывал жильцам смету, разложив ее на составляющие. Люди согласились, поскольку договор предусматривает немедленную замену сгоревшего двигателя или другого механизма, без всяких оговорок типа «Нет запчастей» или «Механик заболел». Согласитесь, сэкономленная пятерка не стоит ежедневного межэтажного марафона. И не придется сбрасываться как минимум по 10-15 гривен с каждой квартиры на ремонт или замену неисправного или украденного двигателя. 

Здравая идея, тем не менее, рискует быть похороненной. Во-первых, чтобы договор заработал, 16-этажка должна быть снята с баланса печально известного финансовыми махинациями прежних директоров ЖКП «Південне». Но и это еще не все.

Горисполкомом  утвержден месячный тариф на обслуживание лифта в подъезде, скажем, 9-этажного дома – не более 150 гривен. Экономисты-чиновники исходили из определения базовой цены, не более: зарплата основных работников лифтовых предприятий и начисления на нее. В исполкоме «забыли» о закупке запчастей, накладных расходах, оплате энергоносителей и плате за аренду помещений. И если сложить это все вместе, получается «прожиточный» для специалистов лифтового хозяйства минимум – 270 гривен.

Даже существующие договора с ЖЭКами, предусматривающие ремонт лифтов подведомственных домов, говорят об  оплате собственно мелкого ремонта: настроить реле, что-то закрутить или подкрутить, поскольку жилконторы не имеют статей расходов на закупку лифтовых запчастей.

Идеальный выход из ситуации, по мнению Дмитрия Кордыша, установление реальной платы за обслуживание лифта и организация домовых комитетов или любой другой формы собственности совладельцев. И тогда объединения жильцов сами установят, кому и сколько платить, поскольку ныне действующее законодательство предусматривает оплату лифтов исходя из квадратных метров жилья, а не числа проживающих в нем. То бишь, «ездят» квадратные метры, а не люди.

О бедном лифтере замолвите слово

Пока же «Лифтреммонтаж Днепр», который обслуживает предприятия, учреждения и жилые дома Ленинского района Днепропетровска – более 250 тысяч человек, реально может ремонтировать ежемесячно 2-3 электродвигателя. Хотя на 850 лифтов района за этот же срок приходится минимум 6-7 сгоревших.

Между тем, в Киеве жители одного подъезда девятиэтажки платят на круг 400-450 гривен, позволяющие оперативно приобретать расходные материалы, перематывать обмотки электродвигателей. Когда же заканчивается 25-летний срок эксплуатации, в столице предпочитают сменить лифт, выложив за новый 140 тыс. гривен. Так спокойней.

Но даже собрать деньги – не значит решить проблему. Пассажирские лифты изготавливаются в Беларуси, грузовые – в России. Там же – комплектующие и запчасти, которые в Украине не производят.

Правда, днепропетровское общество слепых изготавливает классные кнопки вызова и кое-что из лифтовой электронной начинки. Но покупать их у своих – себе дороже. Дело в том, что инвалиды освобождены от уплаты НДС, который по определению ложится на плечи покупателя. Качественная и недорогая продукция в одночасье становится неконкурентоспособной.

И это еще не все. На самом благополучном лифтовом хозяйстве Днепропетровска, «Лифтреммонтаж Днепр», штат укомплектован на 40-45%. Поэтому  механикам  вместо положенных нормой 30 лифтов приходится обслуживать 70-80. Двойная нагрузка за одну зарплату в 800-900 гривен. Вот и едут специалисты на заработки в ближнее и даже дальнее зарубежье. Хотя, признался Дмитрий Евгеньевич, будь штат полным, зарплата стала бы «неполной»: едва-едва хватает на выплаты тем, кто еще не сбежал.

Дмитрий Кордыш впервые официально признал, что к разворовыванию узлов и деталей лифтов бывают причастны и сами работники, поскольку низкий уровень оплаты за труд провоцирует отдельных механиков конфликтовать с УК Украины. Но таких – считанные единицы.

Тем не менее, г-н Кордыш во главу угла всех проблем ставит именно воровство. Только за неполной месяц был вырезан подвесной кабель по двум адресам, деформирована балка, требующая только замены на новую, вскрыто машинное помещение и украден с 10-го (!) этажа электродвигатель весом более 100 кг! «Пока будут воровать, – подытожил Дмитрий Евгеньевич, – лифты будут «лететь». Пройдитесь по Курчатовскому рынку, запчасти – на любой вкус. Откуда?»

Сейчас «Лифтреммонтаж Днепр» пытается разработать собственную маркировку на узлах и механизмах, представляющих наибольшую ценность. Чем выгодно отличается от днепропетровского горсовета, депутаты которого больше озабочены выборами своего секретаря, хотя давно уже пора создать городскую программу развития лифтового хозяйства, и не только. Напомню, созданное в 2002 году коммунальное предприятие «Днепролифт», вместо погрязшего в долгах и обвиненного в сокрытии доходов «Днепропетровсклифта», спустя четыре года повторяет судьбу предшественника.

Но, судя по тому, с какой помпой на днях мэр Днепропетровска Иван Куличенко вручал солидные денежные премии и чествовал жителей отдельных домов, за собственные средства благоустроивших прилегающие и внутридомовые территории, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Таки так.

Виктор Рогов

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: