Нужно созидать и строить!

22 травня 2006 о 15:51 - 1190

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Есть ли на Днепропетровщине  «проблема русского языка»?

Конечно же, ее нет!

Выйдите на центральный проспект, в любое скопление людей, и преимущественно вы услышите живую русскую речь.

Есть ли на Днепропетровщине «проблема украинского языка» или его невосприятие?

Ее тоже нет!

Попробуйте попасть в театр одного актера «Крик» Мельника! Билеты на новые постановки раскуплены за две недели вперед. Народ готов весь спектакль стоять в проходах, когда уже заняты иные места. А ведь все спектакли Мельника идут на украинском языке! Хотя в очереди за билетами на спектакль, в основном, переговариваются по-русски. И зачастую едут на спектакли из других областей. Из той же Запорожской, Харьковской, Донецкой… Потому что к искусству высокому и прекрасному, созданному на понятном языке, тянутся ВСЕ!!!

Дворец спорта «Метеор». Концерт группы «Океан Эльзы». Многотысячный зал, заполняя зрительные места и обширный танцпол, щебечет по-русски. Начало. Оглушительный, но очень качественный звук! И с середины концерта зал, подпевая по памяти на украинском языке, начинает заглушать Вакарчука! Он во многих местах просто дирижирует поющим залом!!! Подавляющее большинство зрителей все тексты его песен знает наизусть. Им нравится петь по-украински!

Почему же тогда вопросы языка в Восточной Украине становятся предвыборным оружием партий? Почему эти, зачастую запутанные юридические конструкции, поддерживаются избирателями? Разве избирателя волнуют именно понятия «второй государственный» или «региональный»? НЕТ! Избирателя волнуют нерешенные или плохо решаемые конкретные проблемы его насущной жизни!!! Проблемы, порожденные не единым государственным языком, а чиновничеством, безответственностью отдельных народных депутатов и отсутствием гармоничной языковой политики в целом!

 

Что же произошло? Для молодого украинского государства украинский государственный язык являлся и является одной из основных функций государственности – средством самоидентификации. Кроме того, – и это очень важно! – украинский язык был тем неугасающим светом, тем знаменем в многовековой борьбе – за независимое украинское государство!

Потому возрождение, развитие украинского языка действительно являются приоритетными. Образование, искусство, масскультура – это цементирующие стержни украинского языка. Как и расширение коммуникативной и познавательной функций языка.

Если бы не одно но… Каким образом это делалось и делается!

Сначала приведу принципы, на которых, как мне кажется, должна была строиться языковая политика.

1. Желание самоидентифицироваться возникает из гордости за прошлые, нынешние и будущие дела своей Родины. Потому эта функция языка должна была успевать за нарастающей потребностью к выражению такой гордости, но никак не опережать эту потребность!

2. Ничему человек не сопротивляется более, чем насилию. Месть ни в одной из светлых Вер не является добродетелью.

3. Создавая одно благо, нельзя разрушать иное благо.

4. Украина – многонациональная страна. И многообразие культур народов есть достояние всей Украины.

5. Государство должно существовать для народа, а не наоборот!

 

Мне представляется, что первый пункт расшифровывать ни к чему, потому начну со второго. Нам приводят примеры Гарибальди и Италии. Примеры Франции. Только не вспоминают, в какое время и какими методами действовали эти страны.

Может, вопрос насилия в ином? В политтехнологии образа врага? И такой «долгоиграющий враг» был найден в образе русского языка? Очень похоже! Но не стоит смешивать российскую империю, приводя примеры притеснения при ней украинского языка, и собственно русский язык. А месть – это зло!

Ведь у Украины и украинского народа есть реальные враги, мешающие строить и созидать:

r Превалирование потребительства над духовностью;

rпревалирование «трофей­­ничества» над творческим началом;

rпораженчество, заранее настраивающее народ, что нужно выбирать лишь из каких-то известных миру систем.

Вот они, реальные украинские враги!!!

На третьем пункте языковой политики хочется остановиться подробней, потому что он касается образования и культуры. Что произошло со средней школой в Восточной Украине? Есть Закон об образовании. А было ли и есть ли достаточное количество учителей естественных наук, свободно владеющих украинским языком? Не было и до сих пор не хватает! Многие хорошие учителя не смогли перестроиться и ушли из школы. Они не могли допустить ситуации, когда будут запинаться и мучительно искать нужное слово вместо того, чтобы учить. Потому, что для них, как клятва Гиппократа для врача, незыблемым было понятие «фундамент любой Школы – это авторитет и профессионализм Учителя». Кто пришел на их место? За редким исключением, серость. Для которых понятия «Учитель», «Знания» стали вторичными, и они, не испытывая никаких угрызений совести, формально выполняют Закон о языке. Зачастую слабо зная свой предмет, они разговаривают на одном им известных «новоязе», вызывая тем самым невосприятие украинского языка у учащихся. Это провокация против украинского языка, а общее снижение уровня школьного образования – катастрофа!

Хватает ли в восточноукраинской школе хороших украинских филологов? Тех, кто по-настоящему может донести детям всю красоту и многообразие украинского языка? Вопрос риторический.

Потому основное внимание нужно уделить подготовке учителей, подготовке персонала для дошкольных учреждений. Чтобы не было для еще маленького ребенка шоком обучение на украинском языке, когда он его ни дома, ни в садике (яслях) не слышал. Эту миссию смогут исполнить лишь те, кто от своего рождения говорит по-украински. А поддержку этим молодым одаренным преподавателям и воспитателям должно дать в их подготовке к этой миссии государство!

 

О квотировании времени теле-радиоэфиров на украинском /русском языках и смешно и грустно говорить. Я общался со многими друзьями из Львова. Их так же, как и меня, раздражает бездарный перевод многих русскоязычных фильмов, ставших в какой-то мере уже классикой. В высокохудожественном кино слова и интонации актеров зачастую не менее важны, чем визуальный ряд. Настоящий перевод – не меньшее творчество, чем создание нового произведения!!! А подобные недавние решения о переводах в широкоэкранном кино только усугубляют и дополняют эту картину. Тем более что ответственность за этот шаг чиновники переложили с себя на владельцев кинопроката. Объем статьи не позволяет мне больше останавливаться на примерах. Поверьте – их масса!

Сокровищницу украинской культуры составляют шедевры, написанные как на украинском, так и на русском языках. Гоголь, Булгаков, даже некоторые произведения Шевченко созданы на русском. В этом плане вынесение русской литературы в раздел иностранной представляется очень сомнительным. Полезно посмотреть на языковой путь относительно молодого государства Израиль. Когда оно создавалось, то по понятным причинам не мог быть государственным употребляемый в Европе язык идиш – очень близкий к немецкому языку. Был воссоздан иврит! И только спустя 50 лет израильтяне осознали, что потеряли часть своей культуры. Того же Шолом-Алейхема. Стали создавать кружки и клубы по изучению идиш. Может, не стоит повторять весь чужой путь и чужие ошибки?

17 мая состоится заседание горсовета. На повестке дня – языковой вопрос. Учитывая результаты выборов, предвыборные обещания создавшейся коалиции в горсовете, вероятно решение о «региональном языке».

 

Уважаемые депутаты! Вы ведь таким образом принимаете решение только для себя самих. В регламенте ВР депутаты для себя явно прописали, например, возможность выступать на русском языке. Но и прописана обязанность секретариата – перевести на государственный язык. Кроме того, создадутся правовые коллизии с собственно Хартией о языках в аспекте ратифицированных ВР пунктов, в судебной системе. Встанет вопрос, что выполнять: ваше решение или соответствующие законы Украины?

Вместе с тем, уже имеющиеся правовые нормы позволяют решать обозначенные конкретные вопросы. Просто этим никто не занимался ранее. Так займитесь! Да хотя бы определите на нашем местном уровне реальное соотношение школ с украинским и русским языками обучения, исходя из потребности людей и наличия преподавательского состава! По остальным вопросам тоже сформулируйте конкретные и развернутые законодательные инициативы. Направьте их в ваши центральные партийные органы. Давайте не бояться конкретных проблем, давайте дискутировать и принимать взвешенные и гармоничные решения!

У нас больше нет времени и возможности воевать! Нужно созидать и строить! Тогда обоснованно появится гордость за свои дела и намеченный дальнейший путь!

Сергей Мазин,

общественная организация

«Антикриминальный выбор»

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: