О корпорации «Жилищно-коммунальное хозяйство»

04 травня 2006 о 08:17 - 1007

 

Пока кипели избирательные страсти, вдруг как-то неожиданно обнаружилось, что многие из нас стали «пленниками» ЖКХ. Зато именно благодаря бездарно проведенной кампании по заключению договоров с потребителями, управление ЖКХ города показало, с одной стороны, что оно не руководит процессами в своем «доме», а с другой — полностью скомпрометировало не только договорные отношения, но и вызвало полное неприятие жителей города своей организации как «враждебного класса». Однако, если «корпорации ЖКХ» нет никакого дела до сохранности наших домов, то спасение наших домов должно стать нашим, жильцов кровным делом. Поговорим о высоких материях жилищно-коммунальной реформы, исходя из «опыта» договорной кампании.

Признаюсь честно, когда я готовил «Рекомендации по заключению договоров с ЖЭКами», я преследовал две цели: показать гражданам их гражданские и жилищные права как собственников жилья и потребителей жилищно-коммунальных услуг в полном объеме, а во-вторых, это был проверочный тест для ЖКХ. Результат превзошел все ожидания. Он дал богатейшую пищу для размышлений о практических путях, методах, формах жилищно-коммунальной реформы. Ни одно из изученных мною постановлений, приказов, законов, методичек и прочей «теории» не дало мне в практическом смысле того, что я получил из «опыта» договорной кампании и моего эксперимента.

С учетом того, что в городской совет пришел новый корпус депутатов, и их независимо от партийной принадлежности должно объединить с городским головой Куличенко И.И. общее дело на благо города и горожан, пришло время «собирать камни». Поэтому я хочу предложить конкретные направления начала реформирования жилищно-коммунальной реформы в нашем городе, в дополнение к уже написанным в предыдущих публикациях, как ответы на вопрос: «С чего начать?»

Итак, первое. Большинство граждан города стали собственниками квартир уже давно, но только сейчас они ощутили себя не квартиросъемщиками или арендаторами, а полноправными хозяевами своих квартир. Однако затянувшийся «подростковый период» в становлении их как собственников показал полную несостоятельность или неосведомленность их в своих жилищных и гражданских правах.

К сожалению, и «корпорация ЖКХ» оказалась полностью неготовой к кампании по заключению договоров с потребителями. Граждан нужно было научить, разъяснить, убедить подписать договора в целях сохранности их же домов. Деньги надо научиться зарабатывать, за них надо бороться! Весь состав «корпорации»: УЖКХ с ЖЭО и ЖЭКами и во главе с начальником г-ном Привалихиным В.В. — должен был встречаться с людьми и рассказывать им, убеждать их, выйти из своих кабинетов к народу! И результат был бы совсем иной. А что получили в результате запугивания и шантажа невыдачей справок? Около 10% от общего количества собственников, да и то не факт, что все они будут платить.

Второе. До тех пор, пока у жителей города не будет инструментов контроля за количеством и качеством предоставляемых ЖЭКами услуг, контроля за расходованием финансов, действенных и реальных механизмов реализации договорных отношений, ЖЭКи будут обречены на вымирание. Этим эффективным инструментом могут и должны стать органы самоорганизации населения (домовые комитеты, ОСМД и т.д.). Сегодня в городе имеется около 450 ЖСК и по 100 ОСМД и домовых комитетов. А надо — более 7 тысяч! Ведь эту работу должно было организовывать управление ЖКХ. Не смогли или не захотели? А все равно придется этим заниматься. Но, учитывая, с одной стороны, длительность процесса, а с другой —  необходимость обеспечения поддержания и сохранности жилых домов и приучения жильцов платить за оказанные реальные услуги, то возникает целесообразность на переходный период организовать городскую структуру с минимальным штатом в центральном офисе и внештатным активом в районах с задачами: проведение контрольно-претензионной работы, координация работы по организации органов самоорганизации населения, методического центра по договорным отношениям, защита прав граждан как потребителей жилищно-коммунальных услуг и т.д.

Третье. «Корпорация ЖКХ», являясь многоголовым драконом, т.к. в его «зубах» наши дома и финансы, он заказчик и исполнитель, распорядитель финансов и сам себе контролер, рассматривает и отвечает на жалобы на себя (!), стала полностью не контролируемой реально никем — ни плательщиками, ни властями, где уже давно живут не по законам, а «по понятиям». Вместо организации жилищно-коммунального процесса, в корпорации сильно увлеклись бизнесом по распродаже коммунальной собственности территориальной громады и прав на эту собственность. Уже ни для кого в городе не секрет сумма «зеленых», за которую жилые помещения переводятся в нежилые. Зачем бегать за копеечной квартплатой, когда тысячи долларов сами плывут потоком за раскуроченные квартиры первых этажей и подвалов?

Только к дворникам эти деньги не попадают! Необходимо срочно отделить «мух от котлет» и наделить правами контроля за деятельностью «корпорации ЖКХ» с соответствующими полномочиями уже упоминавшуюся новую городскую структуру. Расходы на эту структуру окупятся большей собираемостью денег как в городской бюджет, так и коммунальную отрасль.

Четвертый вывод состоит в необходимос­ти начала организации рынка исполнителей жилищно-коммунальных услуг и услуг по управлению домом или группой домов, при этом необходим пересмотр перечня услуг, отмена тарифов и оплата за конкретную работу альтернативным частным предприятиям, эффективность чего подтверждена многолетней практикой существующих жилищно-строительных кооперативов.

В-пятых, статистика калькуляций предоставленных жителями города договоров подтверждает полное отсутствие энергосберегающих технологий в «корпорации ЖКХ». Ведь многомиллионные долги за электроэнергию появились не у жильцов, а у ЖЭКов — вследствие наплевательского отношения к своим обязанностям и к жильцам, перекладывания своих долгов на плечи граждан по статье «Освещение мест общего пользования». Ведь, в соответствии с нормами затрат электроэнергии в местах общего пользования (лестничные клетки), они, затраты эти, меняются в зависимости от календарного месяца, уменьшаясь к июню почти в два раза по сравнению с январем. В большинстве же калькуляций расходы на освещение заложены с двойным запасом и неизменно, как будто люди живут уже не в квартирах, а на лестничных площадках!

Мы не будем рассматривать статьи калькуляции тарифа, т.к. это тема отдельного разговора, и не на одну газетную страницу. Речь о том, что без энергосберегающих технологий и оборудования домов приборами учета все разговоры о коммунальной реформе останутся пустым звуком, а «корпорация ЖКХ» будет продолжать паразитировать за наш счет.

Поэтому городскому совету необходимо заложить в городской бюджет статью на оборудование домов приборами учета. Начать с домов, где зарегистрированы ОСМД и домовые комитеты. Пусть не все и не сразу, но начинать это надо! И это будет еще одним дополнительным стимулом для организации домкомов и ОСМД. Как вариант, эти работы частично можно профинансировать за счет выделяемых депутатам «коммунальных» денег.

И наконец: для того, чтобы начать действительные перемены в этой отрасли, пришло время сменить капитана, т.е. начальника УЖКХ, пересмотреть основную команду на капитанском мостике. Пора закрывать кормушку по обогащению узкого круга чиновников в коммунальной корпорации и начать делать Управление ЖКХ открытым для людей, цивилизованным и демократическим, очищенным. Очень много придется поработать оставшимся специалистам, чтобы вернуть доверие горожан. Горожане пойдут навстречу городской власти в поддержке коммунальной отрасли, если увидят, что новая власть тоже хочет навести порядок в ЖКХ. Настало время делам, а не словам!

Разумеется, это — не исчерпывающий перечень направлений и дел по наведению порядка и реформированию ЖКХ. Слишком запущена отрасль, слишком много в ней разворовано. Но нам жить в нашем городе, нашим детям и внукам. Кроме нас никто это не сделает лучше. Мы достойны жить в лучших условиях. Я в это верю.

Василий Сухов

Поділитися: