ТРАНСПОРТНЫЙ БИЗНЕС СЕГОДНЯ НЕПРИБЫЛЬНЫЙ!

29 березня 2006 о 08:56 - 1893

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


ООО «Автотранспортное предприятие-32» – одно из крупнейших в Днепропетровской области. Регулярно на линию выходит более 200 грузовых и пассажирских автомобилей этой фирмы, которые обслуживают как жителей Днепропетровска, так и пригорода. На предприятии работает около 500 человек. При этом оно занимается не только пассажирскими перевозками, но и другими видами деятельности.
– Одним из таких направлений является развитие альтернативных источников топлива, – говорит директор ООО «АТП-32» Роман Гонтарь. – С недавнего времени мы активно применяем в качестве топлива метан, что позволяет существенно удешевить стоимость перевозок. И сегодня только использование альтернативных видов моторного топлива позволяет сдерживать рост цен.

С недавних пор мы не только сами применяем газ на своих машинах, но и занимаемся переоборудованием авто под его использование. Недавно построили метановую автозаправку, которую планируем ввести в эксплуатацию в мае. В нее предприятие инвестировало серьезные средства. Мы и дальше намерены развивать это направление, так как последние тенденции на мировом рынке свидетельствуют: жидкие топлива растут в цене быстрее газообразных. Хотя метан из Туркмении и России подорожал, рынок газа все равно стабилизируется быстрее, чем нефтепродуктов, ибо газа на рынке значительно больше.
Кроме того, наше предприятие начало производить строительные материалы. Причем, ведется эта работа с привлечением в производство последних ноу-хау. Так, создали экспериментальный цех, в котором создаем искусственный гранит (такого нет нигде в Украине). Так как транспортный бизнес сегодня не прибыльный, приходится развивать новые направления…
– Роман Викторович, автобусы АТП-32 были одними из немногих, которые вышли на маршруты в период сильных зимних морозов…
– Да. Это потому, что у нас достаточно хорошая техническая база – мы не жалеем средств на обслуживание машин. У предприятия огромные боксы, и АТП-32 – одно из немногих в области, которое их отапливает. Поэтому даже в сильные морозы мы работали в нормальном режиме.
– Как Вы оцениваете ситуацию с пассажирскими перевозками в Днепропетровске?
– Тендер, который был проведен 1,5 года назад для отбора перевозчиков, прошел, на мой взгляд, достаточно объективно. Но подготовка к нему была непрофессиональной. Маршруты, которые выставили на конкурс, не были до конца продуманы руководством управления транспорта горисполкома, о чем я неоднократно заявлял.
После конкурса же воцарился хаос – многие из перевозчиков не признали его итогов. И это уже связано с дисбалансом различных законодательных актов: Закон «О транспорте» противоречит Закону «Об автотранспорте». Оба они имеют расхождения с Законом «О местном самоуправлении». Неразбериху добавляют различные регуляторные и нормативные акты. В итоге мы имеем хаос на дорогах.
Чтобы удешевить пассажирам проезд или хотя бы оставить его в нынешних рамках, надо этот хаос прекратить. Тогда появится желание у перевозчиков заниматься инвестициями в покупку новых автобусов.
– Появление альтернативной «Частной сети» перевозчиков как-то влияет на работу победителей тендера?
– Альтернативная маршрутная сеть в связи с тем, что она работает на параллельных маршрутах, уменьшает выручку моего предприятия и других фирм, которые выиграли конкурс и заключили договор на перевозку с заказчиков услуг – горсоветом. Из-за уменьшения выручки мы не можем даже на ближайшую перспективу строить план развития предприятия. В рамках законодательного поля сегодня невозможно запретить альтернативную маршрутную сеть. В итоге – страдает пассажир, как их, так и наш, ибо противостояние сказывается, в первую очередь, на качестве перевозок. Чтобы этого не было, перевозчик должен быть уверен в своем будущем. В том, что через месяц-два на его маршруте не станет конкурент, в результате чего доходы сократятся в 2-3 раза, а это, в свою очередь, не позволит выплатить кредит, взятый на покупку нового транспорта. В противном случае, мы вновь вернемся в те времена, когда на маршрутах ездили старые «РАФики» и «Газели», и от этого не станет лучше ни горожанам, ни властям города.
– Когда планируется проведение очередного тендера?
– Сейчас облгосадминистрация хочет выставить на конкурс пригородные и межобластные маршруты. Но я думаю, что это скоропалительное решение. Оно в итоге приведет к той ситуации, которую мы имеем сегодня в Днепропетровске. Сначала надо выработать алгоритм борьбы с «теневыми» перевозчиками, покончить с ними, а потом уже проводить тендеры.
– Одно время были большие дискуссии по поводу выведения на маршруты города «Богданов». Эти автобусы себя оправдали?
– Кому-то они нравятся, кому-то – нет. На одних маршрутах необходимы автобусы большей вместимости, на других – меньшей. Например, на 59-ом маршруте у нас были микроавтобусы, которые перевозили пассажиров за 1,5 гривны. Потом поставили большие автобусы и снизили цену до 1 гривны, но, как это ни парадоксально, находятся люди, которые обращаются к нам и в горисполком с требованиями возвращения на линию микроавтобусов с прежней ценой перевозок! Хотя для большинства горожан, чья семья регулярно пользуется «маршрутками», разница в 50 копеек весьма существенна.
– А какая цена наиболее оптимальна для перевозчиков?
– Цена проезда в транспорте на сегодняшний день занижена. Недавно я обратился в государственный Инженерный центр, который рассчитывает тарифы перевозок, и попросил выяснить себестоимость проезда на разных маршрутах. В итоге, перевозки на отдельных маршрутах, на которых у нас цена 1,5 гривны, реально стоят 2 гривны. Где же 1,25 – цена должна быть 1,5-1,7. Во многом она зависит не только от длины маршрута, но и от вида подвижного состава, работающего на нем. Если это «Спринтер», то цена должна быть выше – этот автобус стоит значительно дороже «Газели» (35 тысяч долларов и 8-9 тысяч соответственно) и в Украине не производиться. Его амортизация и запчасти тоже стоят немало. Тот же 99-ый маршрут, с учетом нашей 15-процентной рентабельности, должен работать по 1,5 гривны. А мы перевозим за 1,25. Практически предприятие прибыли не получает.
Не дает дохода и 120-ый маршрут «Победа – Центр». Цена на нем должна быть, с учетом 15-процентной рентабельности, 1,78-1,79, а мы работаем по 1,5 гривны.
– Так что, стоит ожидать повышение цены?
– Нет, не стоит. Мы понимаем и нынешнюю политическую ситуацию в стране, и то, что уровень жизни населения не очень высокий. Хотя, если опять будет сезонное повышение цен на топливо, то никакими силовыми решениями мы не заставим ездить автобус без горючего. И если водителю не платить зарплату, он тоже за руль не сядет.
За последние годы в Днепропетровске произошли определенные изменения в сфере транспорта. Задуманные преобразования хороши, вот только их выполнение оставляет желать лучшего. Кроме того, необходимо скоординировать работу автотранспорта и электротранспорта. Посмотреть, где они дублируют друг друга, и от какого-то вида отказаться, а чему-то отдать предпочтение. Необходимо уделять больше внимания развитию электротранспорта.
Вторым вектором приложения усилий в транспортной сфере должна стать работа по приведению в порядок дорог. Каждый год у нас начинаются кампании по их улучшению, и каждую весну по ним невозможно ездить. У меня, к примеру, постоянно не хватает средств на ремонт автотранспорта, «пострадавшего» от езды по нашим дорогам. Рессоры меняем чуть ли не ежедневно! Как известно, у нас две беды – дураки и дороги. Давайте избавимся для начала от одной – сделаем, хотя бы, дороги. Может быть, тогда и все остальное наладится.

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: