Кушать подано!

29 травня 2015 о 13:21 - 11208

Avataradmin


Кушать подано!

В Днепропетровской области действует сеть заведений для людей, нуждающихся в присмотре. За престарелыми и инвалидами ухаживают в гериатрических пансионатах (ГП) – их 4 в области. За людьми с нарушением умственного развития и психическими расстройствами присматривают в психоневрологических интернатах (ПНИ), коих в области 9. Все они – коммунальные заведения облсовета. 

Подопечных (так правильно называть постояльцев этих заведений) должны обеспечивать жильем, одеждой, обувью, постельным бельем, круглосуточным медобслуживанием, слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями, лекарствами и многим другим.

Криничанский психоневрологический интернат (нажмите, чтобы увеличить)

А еще, людей должны кормить четыре раза в день, с учетом возраста и состояния их здоровья. Объемы питания во всех гериатрических пансионатах и психоневрологических интернатах должны быть одинаковыми. Но это не означает, что и меню у них одинаковое.

К примеру, в Днепропетровском гериатрическом пансионате по понедельникам на завтрак должны подавать: 205 г рисовой каши (10 г сливоч. масла), 100 г консервы «Сардины», 100 г салата из свеклы, 30 г твердого сыра, 130 г хлеба, 200 мл кофейного напитка. «Второй завтрак» должен состоять из 150 мл яблочного сока.

В Зеленопольском психоневрологическом интернате завтрак понедельника выглядит так: 205 г ячневой каши (10 г сливоч. масла), 20 г вареной колбасы, 20 г твердого сыра, треть вареного яйца, 100 г салата из квашеной капусты, по 100 г пшеничного и ржаного хлеба, 200 мл чая. «Второй завтрак» – 150 г фруктового сока и 35 г печенья.

Учитывая, что суточные нормы питания установлены для всех равные, что все ГП и ПНИ пользуются идентичными сборниками рецептов и что средние цены на продукты по области примерно одинаковы, то и стоимость питания, казалось бы, должна быть на одном уровне.    

Что же происходит на самом деле?

Запланировали «депутатское» питание

Разница в стоимости питания может достигать 30 грн. за день! В чем причина – непонятно. Может, руководство некоторых интернатов закладывает какие-то «дополнительные» траты?  

Стоимость питания в каждый из дней недели отличается друг от друга из-за разности меню

К примеру, в Зеленопольском психоневрологическом интернате на питание одного подопечного в этом году запланировали, в среднем, 44 грн. 8 коп. в день, в Верховцевском – 44 грн. 11 коп., а в Стародобровольском психоневрологическом интернате (г. Кривой Рог) чуть больше – 49 грн. 60 копеек.

В Криворожском ПНИ определен самый щедрый расчет питания в области – 69 грн. в день. Добавив 10 грн., можно повторить меню столовой Днепропетровского горсовета. «Интернатовское меню» депутату обойдется в 78 грн. 17 копеек.

На эти деньги слуга народа на завтрак съел бы макароны, тефтели с рисом в томатном соусе, салат из свежей капусты, хлеб и чай без сахара. На обед позволил бы себе борщ украинский со сметаной, картофельное пюре, биточек в луковом соусе, салат «Витаминный», хлеб и компот. В полдник – съесть сдобу с повидлом и кефир. На ужин: капуста тушеная, оладьи печеночные, каша пшеничная, хлеб и чай без сахара.

Цены по состоянию на начало марта (нажмите, чтобы увеличить)

При этом, столовой не помогают из местного бюджета для сохранения относительно невысоких цен. Очевидно, что и контроль за качеством продуктов, и весом выдаваемых блюд здесь на порядок выше.

В распоряжении «Лиц» оказался расчет стоимости питания в Ильинском психоневрологическом интернате на 2015 год. Здесь подсчитали, что годовое питание обойдется в 4,6 млн грн. (в среднем 54 грн./день на человека). Цены на продукты – ниже средних розничных по области (закупаемые объемы – оптовые). 

У интерната имеется подсобное хозяйство, которое снабжает фирму-кормильца говядиной, бараниной, субпродуктами и молоком. К примеру, за год передадут 15.430 литров молока по цене 7,87 грн./л. Причем, в рассчете питания на 2015 год интернат указал, что нужно закупить 13.400 л молока по цене 9,84 грн…

Реально – покушают вдвое дешевле

Расчеты сумм на питание, произведенные ГП и ПНИ, «разбились» о департамент социальной защиты населения области. Это та структура, которая непосредственно выделяет на питание деньги. Сколько выделят – столько и будет стоить дневное меню.

«Мы спланировали «ожидаемую стоимость» (во сколько обойдется питание по расчетам руководства интерната – авт.). Думали, нам больше выделят, а выделили меньше», – говорит Оксана Крюкова, заместитель директора Стародобровольского интерната.

В этом интернате изначально рассчитали, что питание будет стоить чуть больше 49 грн./чел., но в конечном итоге стоимость снизили до 40,4 грн.

«Мы планировали, чтобы питание было такое (на 4,4 млн грн. – авт.), но на момент раскрытия предложений, у нас уже были деньги, которые нам выделили. У нас 9 февраля уже был «постійний кошторис», где была выделена определенная сумма нам на питание…», – сказала бухгалтер Васильковского психоневрологического интерната Анна Беставашвили.

Стоимость питания в Васильковском интернате «срезали» примерно вдвое. В интернате посчитали, что один день питания будет обходиться в 64 грн. 60 копеек, а из департамента соцзащиты ОГА выделили намного меньшую сумму.

В Васильковском ПНИ – самые низкие цены питания в области (нажмите, чтобы увеличить)

Похожая ситуация и в Криворожском психоневрологическом интернате, где, напомню, изначально посчитали, что стоимость дня питания обойдется в 69 грн. Здесь не знают, как можно «втиснуться» в выделенные департаментом деньги:

«Мы проводили расчеты на 60 грн., а нам дали 31,95 грн., а потом добавили 1,4 грн.», – говорят сотрудники.

«Питание нормальное. Конечно, исходя из этих денег. Четырехразовое», – рапортует директор интерната Григорий Гудим.

Григорий Гудим

«По нормам же ж уже не получится, денег просто не хватит», – дополняет его заместительница.

Вообще, стоимость ряда договоров на питание, заключенных с фирмами-кормильцами, спустя некоторое время после проведения конкурсов была снижена – в связи с фактическим выделением денег департаментом соцзащиты населения Днепропетровской ОГА.

С Криворожским ПНИ получается следующая ситуация. В документах в открытом доступе указано, что на питание в Криворожском интернате потратят 6 млн грн., а фактически им выделили три «с хвостиком». Правда, позже добавили еще немного. То есть, насчитали одну сумму, потом обрезали, потом добавили. За конечными цифрами договора и не угонишься…

Такие же манипуляции, гипотетически, возможны и в других заведениях, что накладывает тень на прозрачность финансирования системы питания.

Департамент соцзащиты населения Запорожской облгосадминистрации, к примеру, более открыт в вопросе закупки продуктов питания. На сайте департамента публикуются хоть какие-то данные о закупках для организации питания.

Заведения соседней области, – судя по тому, что они закупают продукты, а не услуги, – кормят своих подопечных сами, не обращаясь за услугами к частным фирмам. 

«Та какое мясо? Уже забыли, что это»

Бизнес на питании достаточно специфический. Можно «делать деньги» даже тогда, когда кажется, что цена питания – ниже некуда, а предприятие-кормилец работает на энтузиазме.

Осведомленный источник, работающий в одной из коммунальных столовых, рассказал, каким образом снижают стоимость блюд.

«Все зависит от состава сырья (из которого приготавливают блюда – авт.), – сказал он. – Еще, снижение стоимости происходит благодаря «похудению» порции».

А ведь манипуляции с сырьем и весом блюд в интернатах и пансионатах могут быть эффективнее, чем в общественных столовых.

Во-первых, ГП и ПНИ – заведения закрытого типа, соответственно, постороннего контроля меньше, а во-вторых – у подопечных просто нет выбора. Приходится есть то, что дают.

«…Та какое мясо?! Уже забыли, что это. Давали, до войны этой б… А сейчас – из макаронов «котлеток» налепят. Вместимость котлеты – тесто. Какое мясо?!

Борщ? Щи – одна капуста, она чё-ё-ё-ёрная. Картошки начистят, одна в воде, чернеет.

Чай пью. Но они что, дадут сладкий чай? Сахар покупаем сами», – рассказал подопечный одного из психоневрологических интернатов области. Мужчина добавил, что одних подкармливают родственники, других – пенсия.

Житель гериатрического пансионата тоже сразу проговорился, что, в связи с войной, питание ухудшилось. Но потом исправился и похвалил «кухонный цех».

«Надо отметить классное приготовление. Не просто там: поджарили, отбросили, положили…, – хвалит сотрудников кухни мужчина. – Ну, тут «ни дать ни взять», ни одного отравления, ничего».

По максимуму

Три года назад в системе организации питания в ГП и ПНИ произошли изменения. Заведения освободили от обязанности кормить своих подопечных, переложив эту функцию на частные фирмы. Теперь в задачу пансионатов и интернатов входит только проведение конкурса по поиску «кормильца» и заключение с ним договора.

Выбирают по одному критерию – «Цена»: фирма, которая предложила самое дешевое питание, получает работу.

Взгляните на результаты проведенных в этом году конкурсов. В половине протоколов указано, что фирмы, которые боролись за предоставление услуг по питанию, предложили одинаковые до копейки суммы.

Это возможно потому, что еще до начала конкурса пансионат или интернат просчитывает, сколько он готов  потратить на питание. Именно на эту сумму и «равняются» фирмы. Победителя, в таком случае, выбирают по принципу, кто предлагает еду с большей энергетической ценностью.

Протоколы с результатами второй половины конкурсов демонстрируют конкурентную борьбу. Судя по ним, стоимость услуг питания, предлагаемая фирмами-участниками в каждом конкурсе, отличается друг друга и даже ниже той суммы, которую ожидают тратить интернаты и пансионаты. Неужели, принцип конкуренции сработал и фирмы, ради победы в конкурсах, действительно пытались как можно дешевле предложить свои услуги?

Причина, кажется, совсем в другом: конкурсный комитет уже на момент проведения конкурса знал, что на питание им выделят меньше, чем рассчитывалось. Поэтому и фирмы, которым досталась работа, по-видимому, «угадали». Об «урезанных» траншах на момент проведения конкурсов знали, по крайней мере, в двух психоневрологических интернатах – Стародобровольском и Васильковском. О них упоминалось выше.

Один из моих собеседников удивляется системе отбора предприятий-кормильцев. Говорит, что «фиксированную» цену интернаты и пансионаты устанавливают сами. 

«Они (руководство ГП и ПНИ – авт.) выставляют цену, допустим, 30,46 грн. Если ниже (цена – авт.), то говорят – вы не выполняете условия тендера. Получается, что все участники ставят одну и ту самую цену. Они потом вычисляют, кто победил…

В меню указывается, сколько идет граммов крупы и по какой цене, сколько масла. И вот они так хитро делают, что гречка, допустим, по 18 грн. (по их расчётам должна стоить – авт.), а кто-то поставил по 19 грн., – рассказывает источник из сферы общепита и удивляется. – Как они считают?».

Это делается специально под того, кто должен победить, уверен источник.

Маски сброшены

Услуги питания психоневрологическим интернатам и гериатрическим пансионатам Днепропетровской области предоставляют две группы предприятий. Между ними прослеживается некая иерархия.

Первоначальная картина стоимости питания по данным из «Вестника госзакупок». К сегодняшнему дню ситуация поменялась в сторону снижения стоимости договоров с рядом интернатов

В тех пансионатах и интернатах, где по итогам конкурсов средняя стоимость питания составляла ниже 42 грн./день, выиграло ООО «Арт-Синтез», либо ООО «Мика груп».

Их объединяет один юрист на двоих – Вячеслав Чёрный.

«У меня в производстве несколько предприятий. Я не ограничиваю свою деятельность только этими двумя предприятиями (ООО «Мика груп» и ООО фирма «Арт-Синтез» – авт.). У меня еще есть другие предприятия и физические лица», – говорит он.

Учредителями «Мика груп» являются Захар Каменецкий и Валерий Мищенко. Они действительно занимаются бизнесом в сфере поставок питания – представляют кейтеринговую компанию (доставка обедов) «Драйв аппетит» в Днепропетровске.

А «Арт-Синтез» зарегистрирована в том же доме, где и «Драйв аппетит».

В офисе «Драйв аппетит» сказали, что директор ООО фирма «Арт-Синтез» в больнице (нажмите, чтобы увеличить)

В феврале 2013 года на конкурсные торги, проводимые Днепропетровским гериатрическим пансионатом, ООО фирма «Арт-Синтез», ООО «Мика груп» и предприниматель Валерий Мищенко подали на участие в конкурсе на услуги питания документы, которые имеют одинаковые особенности оформления и изложения. Тогда участники были даже оштрафованы – за антиконкурентные действия.

В текущем году эти две фирмы не «светились» в одних и тех же конкурсах на услуги питания, а, как бы, подменяли друг друга.

В тех ГП и ПНИ, где по результатам конкурсов средняя стоимость питания выше 42 грн., выиграло ООО «Региональная кейтеринговая компания».

Это «темная лошадка» конкурсных торгов. О предприятии и его хозяевах поначалу не было известно  практически ничего.

Кое-что удалось найти в Интернете на сайте, где работодатели ищут сотрудников.

«Одна из крупнейших компаний на рынке коллективного и социального питания в Украине с 2010 года», – пишет о себе предприятие.

В Интернете о ней упоминается в основном как о работодателе, ищущем поваров и кухонных рабочих.

Странно, но в прошлые годы «одна из крупнейших компаний» не упоминалась СМИ и госорганами.

Директор компании – Рудик Ирина Викторовна. К сожалению, поговорить с нею не удалось. Хотя есть  интересный нюанс: человек с такими же фамилией, именем и отчеством недавно работал замначальника отдела торговли и ресторанного хозяйства управления в Днепропетровском горсовете. По данным источника, в 2014 году она уволилась с занимаемой должности.

Все пути «Региональной кейтеринговой компании», как оказалось, ведут к достаточно известному и крупному предприятию – ООО «Авика». За свою немалую историю фирма фигурировала в разных скандалах.

Например, предприятие обвиняли в том, что в апреле 2014 года оно закупило тюльку для учреждений исполнения наказаний Днепропетровской области – втридорога.

Но с кем связана учредитель предприятия Алиса Осипенко? По данным издания «Наши гроши», в конце девяностых было создано производственно-коммерческое предприятие «САВА». Тогда (и до недавнего времени) фирма была записана на Общественную организацию «Военнослужащих и военных пенсионеров». Учредителями последней является Михаил и Светлана Ларины, а также Евгений и Ирина Михайловна Шевченко. Эти люди, так или иначе, были причастны к созданию целой группы днепропетровских предприятий по предоставлению услуг питания по всей стране.

Так вот, по некоторым данным, Алиса Осипенко является родственницей Евгения Шевченко.

Кроме того, на сегодняшний день Ирина Михайловна Шевченко (Ларина) записана учредителем ООО «Мокша-Сервис».

«Региональная кейтеринговая компания» и «Мокша-Сервис» зарегистрированы в этом здании (нажмите, чтобы увеличить)

Это предприятие расположено в одном здании с «Региональной кейтеринговой компанией». Интересно, что до 2013 года предприятие Алисы Осипенко было зарегистрировано там, где сейчас зарегистрирована «Авика».

Сейчас учредителем «Авики» значится Наталья Дишук. Три молодые девушки – Алиса Осипенко, Ирина Шевченко и Наталья Дишук – были записаны учредителями предприятий примерно в один период времени.

«Авика», как сообщают «Наши гроши», была и остается ключевой тендерной фирмой группы «днепропетровских».  

Два осведомленных источника признались, что если бы ни «некие обстоятельства», то предприятий-участников в конкурсах по поиску фирм-кормильцев было бы больше. А не всего лишь две группы предприятий…

Антон Филиппов

Расследование проведено при содействии Проекта поддержки журналистских расследований SCOOP.

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: