Если завтра мороз Выдержал ли Днепропетровск испытание холодом?

25 січня 2006 о 11:39 - 1009

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Уже неделю город живет в условиях, приближенных к боевым. А как иначе назвать морозы, от которых зашкаливает термометр? Плюс небывалый снегопад, укрывший землю полуметровым слоем. То, что является нормой для Сибири, для южного Днепропетровска, где и на лыжах покататься удается далеко не каждый год, стало настоящим стихийным бедствием. Впрочем, трагедии не произошло. Коммунальные службы не сидели сложа руки. Прежде всего, это относится к тепловикам, сумевшим поддержать нормальный температурный режим в городских квартирах. Но претензий к коммунальщикам у горожан все же хватает. Можно сказать, мороз преподнес нам показательный урок, из которого следует сделать выводы.

Вывод первый:

«слабым звеном» оказались дороги


Водители, которые вечером минувшего четверга по нескольку часов томились в пробках, произнесли множество нецензурных слов в адрес коммунальщиков. Главной претензией была такая: почему на улицах не видно снегоуборочной техники? Этот, казалось бы, элементарный вопрос на самом деле не так прост. Коммунальные службы готовы были приступить к расчистке дорог (техники и людей хватало), но не смогли – из-за массы автомобилей, припаркованных в запретных зонах. Застарелая болезнь обострилась в самый неподходящий момент. Представим себе, что дорожные службы все-таки начали расчистку. Тогда сотни легковушек оказались бы погребенными под снегом, а ширина проезжей части все равно не увеличилась. Оставалось дожидаться глубокой ночи, когда машины разъедутся, и лишь тогда приступать к работе. Ценой компромисса стали потерянное время и потрепанные нервы у сотен тысяч горожан.

Совершенно ясно, что из сложившейся ситуации есть только один выход – скорейшее строительство в центре города современных парковок с одновременным ужесточением контроля со стороны ГАИ. Ведь проблема стихийных парковок существует уже давно, и малейшего природного катаклизма достаточно, чтобы она выросла до размеров ЧП. Кстати, в Днепропетровске уже разработан механизм «рассасывания» пробок в центре города. Показательный тому пример – ситуация на улице Ширшова, о чем стоит рассказать подробнее.

Спрессованный снег не позволял машинам ехать

Небольшая центральная улочка знаменита тем, что на ней расположена областная Госавтоинспекция. Когда принималось решение о размещении этого уважаемого учреждения, машин в городе было мало и припарковаться на Ширшова можно было без труда. Сегодня положение кардинально изменилось. Машины буквально закупорили крайние полосы с обеих сторон проезжей части, из-за чего транспорт движется в лучшем случае в два ряда. Выход из ситуации предложила строительная компания «Алеф Истейт». В торгово-офисном здании, которое вырастет по адресу: ул. Ширшова, 5, предусмотрена вместительная двухъярусная парковка. Но прежде, чем приступить к строительству этого здания, компания должна завершить дом по ул. Ширшова, 14. А для этого нужно на три месяца установить подъемный кран, который «отрежет» от проезжей части 4,5 метра. Для перегруженной магистрали это крайне нежелательно. Выходит, тупик? К счастью, нет. Строительный инвестор, городские власти и ГАИ совместно разработали схему, выполнение которой способно удовлетворить всех и на время строительных работ даже увеличить пропускную способность улицы Ширшова, а после их завершения окончательно развязать проблему пробок. Суть в следующем. На месте будущей стройплощадки по Ширшова, 5 оборудуется временная автопарковка, пользование которой, по инициативе инвестора, будет бесплатным. Таким образом, улица расчистится от «лишних» машин, ширина проезжей части увеличится почти вдвое, и смонтированный кран не создаст особых препятствий движению. Этот пример показывает, что совместными усилиями строителей, властных структур и ГАИ можно найти выход даже из очень сложной ситуации.

Вывод второй:

будущее – за энерго-сберегающими технологиями


Мы уже говорили о героических усилиях работников городских тепловых сетей, сделавших все возможное, чтобы в квартирах днепропетровцев в эту лютую зиму было тепло. Но давайте задумаемся, какой ценой достигнуто это благополучие? По некоторым данным, около трети тепловой энергии теряется по пути от котельных до жилья. Еще одна треть вытекает сквозь окна советского образца, которыми оборудовано большинство домов старой постройки. Стандартная толщина стен в 2,5 кирпича тоже не способствует энергосбережению (даже в малоэтажных домах дореволюционной постройки стены толще). Панельные многоэтажки держат тепло еще хуже. Вот и получается, что до 75% драгоценного газа сгорает в топках впустую, обогревая атмосферу.

Разумеется, за один-два года реформу ЖКХ в миллионном городе не провести. Но цель, к которой нужно стремиться, не кажется такой уж недостижимой. Сегодня в Днепропетровске существуют десятки домов, прежде всего, построенных крупнейшими компаниями: НПО «Созидатель», «Центр-город», «Перспектива», «Алеф Истейт» и другими, где коммунальная сказка стала былью. С бурным ростом жилищного строительства счет таким домам пойдет уже на сотни.

Вот лишь несколько красноречивых параметров, позволяющих по достоинству оценить энергосбережение в новостройках. В подавляющем большинстве случаев здания оснащены крышными котельными, благодаря которым теплопотери минимальны. НПО «Созидатель» проводит также эксперимент по установке в квартирах двухконтурных газовых котлов, с помощью которых каждый жилец сможет программировать температурный режим самостоятельно. Например, снижать интенсивность отопления в дневной период (когда все находятся на работе) и повышать к вечеру. Экономия газа в этом случае может достигать 20%. Теплоизоляционные свойства стен современных зданий эквивалентны кирпичной кладке толщиной в 6 кирпичей! Окнам строительные инвесторы придают особое значение. НПО «Созидатель», например, практикует стеклопакеты с тройным остеклением. «Алеф Истейт» использует двойное остекление со специальным энергосберегающим покрытием. В любом случае, потери в новостройках в несколько раз меньше, чем в обычных домах. По мере неизбежного удорожания энергоносителей горожане смогут почувствовать разницу между первым и вторым типом жилья на собственном кармане.

А пока жильцам остается уповать на добросовестность тепловиков и своевременно рассчитываться за услуги. Низкая эффективность ЖКХ – тяжелое советское наследие. Для полноценной реформы местным властям необходима государственная поддержка. Например, такая, как в Польше, где установка металлопластиковых окон частично дотируется из госбюджета.

Вывод третий:

чисто там, где частный ЖЭК


Видно, поторопились городские депутаты, когда для удешевления коммунальных тарифов предложили исключить уборку снега из перечня обязательных ЖЭКовских услуг. Усыпили нашу бдительность прошлые мягкие зимы! Нынешняя напомнила – комфорт во многом зависит от того, кто обслуживает жилье. И действительно, все усилия по теплосбережению пойдут насмарку, если в доме не закрывается входная дверь или выбиты стекла в подъезде. Да и нырять прямо с порога в сугроб – занятие не из приятных. В частных ЖЭКах (а именно такие или им подобные структуры обслуживают жилье в большинстве днепропетровских новостроек) перечисленные проблемы исключены. Уже утром минувшей пятницы, едва ослабла метель, дворники приступили к расчистке дворов и подъездных путей. Мы уже писали, что благодаря эффективной организации труда плата за услуги частных ЖЭКов сопоставима с общегородскими тарифами, а количество и качество услуг – намного выше. Погодный катаклизм лишний раз подтвердил эту азбучную истину.

Вместо послесловия

Как ни кощунственно это звучит, но испытание холодом пошло городу на пользу. Оно напомнило, что системы жизнеобеспечения не беспредельны. Что резервов у коммунальных и транспортных служб маловато. И что лишь внедрение прогрессивных технологий, начиная от снегоуборки и заканчивая энергосбережением, сделает горожан менее зависимыми от капризов матушки-природы. И еще одно наблюдение. Ни одного серьезного сбоя на объектах, возведенных за последние годы крупными строительными компаниями, и на сетях, реконструированных с их участием, не произошло. Следовательно, чем больше в Днепропетровске новостроек, тем выше запас прочности нашего мегаполиса.

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: