О воспитании гражданственности

23 грудня 2005 о 10:46 - 1131

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Очень рада, что такую газету, как «Лица», интересуют проблемы образования и воспитания будущих граждан (статья «Убей в себе раба» от 30.11.2005)!

То, в каком обществе мы с Вами будем жить через 10 лет, зависит от того, в каком состоянии находится школа, где учатся наши дети. Ведь именно они станут гражданами будущего общества. Известно, что работающие родители в состоянии уделить своим детям всего несколько минут в сутки, остальное же время их воспитывают работники сферы образования.

Нам кажется, что наши дети должны быть смелыми, честными, умными, независимыми и т.д. Но те, кто больше всего находится рядом с детьми, навязывают им свой стереотип поведения. Больше всего с детьми находятся учителя. А это люди, которые очень не любят отказывать начальству – своему, чужому – все равно, демонстрируя покорность. И они работают, демонстрируя эту покорность, не обращая внимания, что их унижают, обводят вокруг пальца, заставляя работать все больше и больше за те же самые деньги, работают, вовсю демонстрируя безграничную преданность своему начальству. И оценивает их труд администрация не по тому, как они научили и воспитали детей, а по тому, сколько они денег сдали в фонд школы, какой ремонт сделали в своем кабинете и т.д. (Заметим, что материальное обеспечение учебного процесса и содержание помещения школы входит совсем не в учительские должностные обязанности). Все остальное не так важно. И педагоги прогибаются направо и налево, пытаясь угодить и Вашим, и нашим. Этого же требуют от учащихся: боязливости, покорности, учат отказываться от собственного мнения, а не отстаивать его.

Дети не хотят впитывать эту покорность, они свободны, они сопротивляются и ненавидят конформных* учителей и отсюда в школах такой высокий уровень агрессии. (*Комфортный тип – люди, предпочитающие попустительский стиль общения).

Вы скажете: конфликт поколений, так было всегда!

Да, но школа прошлого увлекала детей мечтой о светлом будущем, надеждой и предоставлением равных возможностей всем, а, кроме того, уважением и к детям, и к взрослым. Сейчас бал правят деньги. Будущим гражданам нужно или смириться со своей участью, либо научиться бороться за свое место под солнцем. Могут ли учителя этому научить? На самом деле, гражданственности нельзя научить даже с помощью самых красивых слов, воспитать ее можно только собственным примером.

Сложившаяся система в образовании давит на учителей. Чиновники от образования знают, что учителя безропотные, забитые существа, не способные защитить даже собственных детей! Они стремятся воспитать поколение людей, которые легко подчиняются, а преподаватели, которые демонстрируют детям стереотип рабской покорности, угодничества, страха, не могут не вызывать у них отвращения.

Дети свободны! Свобода – это состояние души, и если хоть в одной школе находятся люди, которые могут детям продемонстрировать свою независимость, стойкость, чувство собственного достоинства, – остается надежда, что мы будем жить в достойном обществе!

Корреспондент пишет, как председатель профкома не отдала печати, а с ней и власти, и председатель профкома при этом выступает в образе властной, амбициозной женщины. Думаю, это не совсем точно. Видимо, она до конца надеялась сохранить паритет двух сил в управлении школой: профсоюза и администрации. Если же профсоюз не упирается, то всевластие администрации перемелет любого, кто просто не так взглянет.

Последнее время просматривается стойкая тенденция убирать защитников общественных интересов руками тех, кого они защищали. Видимо, еще и в назидание тем, кто придет за ними. Мол, «Кого вы защищаете? Этих неблагодарных? Они от всех своих защитников открестились, и Вас сдадут без зазрения совести». Собрания, о которых идет речь в статье – со всеобщим порицанием и выражением единогласного «неодобрямса», – очень сильно пахнут 37-м годом. Ведь в наше время в школе так много людей сломленных, под давлением или по каким-либо личным причинам, отказавшихся от своего мнения, что, глядя на них, очень хочется вспомнить «Бараний марш» Бертольда Брехта: «И те, с кого давно на бойне сняли шкуру, идут в строю с живыми заодно».

Надеюсь, женщине, о которой идет речь в статье «Убей в себе раба», еще хватит сил побороться, что она еще «не выгорела дотла».

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: