Колбаса с туалетной бумагой или Как отстоять свои потребительские права

07 грудня 2005 о 09:52 - 1207

Было бы неплохо, если бы рост цен сопровождался соответствующим ростом качества – тогда бы, может, мы, как потребители, не так сильно возмущались по поводу дороговизны на магазинных прилавках. А пока, при немалой стоимости товаров, колбаса с туалетной бумагой, сосиски с костями и консервы из протухшей рыбы все равно встречаются. Обиднее всего, что за свои же деньги мы добровольно портим свое драгоценное здоровье – есть же все равно что-то надо, а попробуй разбери, что придаст тебе сил, а что положит на больничную койку. Часто дело тут таится в подделке покупаемого нами товара.

Назовем масло маслом

По словам Натальи Зикратой, начальника Днепропетровского областного управления по делам защиты прав потребителей, наиболее подверженными подделке за последнее время оказались печень трески, мясные консервы и масло.

Кстати, о масле: согласно «свежему» законодательству, этим термином называется только обычный молочный продукт без всяких добавок, а все его разновидности, будь то «легкое» или с добавлением растительных жиров, – это уже совсем не масло. Как теперь будет называться привычный нам продукт – это на усмотрение изготовителей. Оставшиеся в продаже наименования будут реализованы под старым названием, пока не закончится их сертификация, а уже в начале следующего года потребителей будет ждать нечто новое. В общем, к середине 2006 года увидите масло с растительными добавками – знайте: это либо подделка, либо нелегальная продукция. Стоит задуматься перед покупкой!

Что дороже: здоровье или телевизор?

Как отличить настоящий товар от поддельного, – об этом знает любой добросовестный покупатель: существуют и критерии упаковки, и цена должна соответствовать товару, и т.д. Но иногда некачественная продукция выявляется уже после ее покупки, вот тогда свои права приходится защищать настойчиво, особенно если товар дорогостоящий либо принес вред здоровью. Сперва следует обратиться к управляющему точки, где он был приобретен. Можно сделать попытку обратиться к продавцу, однако в большинстве случаев это приводит к бурному конфликту: ну кто же легко признает свою неправоту?

В этой ситуации покупатель имеет право на:

1) возврат денег,

2) обмен товара,

3) ремонт товара,

4) замену на равноценный товар, либо на другой с доплатой. Причем, выбор тут всегда предоставлен потребителю. Если же Вы хотите вернуть свои деньги, а Вам предлагают обменять продукт на другой, смело ссылайтесь на статью 14 Закона Украины «О защите прав потребителей». Опять отказ? В этом случае, прежде чем идти в соответствующее Управление, следует написать владельцу торговой точки два заявления о некачественном товаре: один экземпляр отдать ему, а второй, получив подпись о получении, оставить себе.

Теперь перекресток: можно пойти путем государственным либо общественным. Первый приведет к Управлению по защите прав потребителей, второй – в общественное Объединение по защите прав человека (одним из подобных в Днепропетровске является объединение «Адвокат»). Обе организации разберутся, что к чему, проведут необходимые проверки, виновных накажут и добьются возмещения Ваших убытков.

По статистике областного Управления, за этот год ими было рассмотрено 1.231 заявление потребителей. Половина из них по поводу непродовольственных товаров, 32% – сферы услуг, 4% – по торговому обслуживанию. Только 8,5% заявлений связаны с продуктами питания. Такая небольшая цифра, видимо, говорит о том, что, т.к. стоимость какого-либо продукта занимает небольшую долю в бюджете, человек думает: «Да ладно – не буду же я морочиться ради несчастных 10-15 грн.». Когда речь идет о стиральной машине, на которую деньги копились больше года, или о новом телевизоре, о котором давненько мечталось – вот тогда «игра стоит свеч». Однако, когда вопрос заходит о здоровье, никакой телевизор уже не нужен – «лишь бы не болело»!

Выбираем судью сами

Если второй этап не удался, а в дураках оставаться обидно, приходится отстаивать свои права в суде. Однако у большинства простых смертных одно только слово «суд» вызывает дрожь в коленках. Да и не зря вызывает – гонорары адвокатам, судебная волокита и собственные нервы в результате оказываются дороже отвоеванной компенсации. Хотя есть еще один выход, называется он «Третейский суд».

Такая разновидность суда на Украине пока в новинку – Закон о нем вышел только 11 мая 2004 года, однако на Западе судиться «по-третейски» уже привыкли. Суть в том, что без всякой волокиты и временной задержки, выбранный вами судья (или несколько судей – по выбору сторон), решит спор и вынесет решение, обязательное для выполнения каждой стороной. Критерий к судье предъявляется один: его должны утвердить обе конфликтующие стороны, т.е. обе стороны должны в этом человеке не сомневаться, отдаваясь полностью на его решение. Еще одним плюсом третейского суда является невозможность апелляции. Тем, кто прошел через обычный гражданский суд, вероятно знакома ситуация, когда после вынесения решения пострадавшая сторона подает на апелляцию, и снова процесс ведется годами. Решение же третейского судьи оспариванию не подлежит и обязательно к выполнению. Такая вот интерпретация негосударственного суда на законных основах. В Днепропетровской области таких судов уже пять и, т.к. люди к такой системе еще не привыкли, их вполне хватает для рассмотрения всех дел.

Однако, как бы не упрощался процесс отстаивания прав потребителей, намного приятней все-таки не попадать ни в соответствующее Управление, ни уж тем более в суд. А для этого важно быть грамотным покупателем и не хватать первый попавшийся товар, ведясь на его дешевизну либо яркую упаковку. Жизнь у каждого одна и глупо было бы с ней расстаться (либо значительно укоротить) из-за одного поддельного или некачественного продукта питания.

Поділитися: