К вам пришел налоговый инспектор

07 жовтня 2005 о 08:08 - 1548

Сегодня в Украине вести бизнес непросто. Предпринимателям не хватает многого: дешевых кредитов, неизменных правил игры, устойчивого спроса на производимую продукцию, и т.д., и т.п. Однако, большинству бизнесменов не хватает знаний. Какие льготы предоставляет государство малым предприятиям? Какую систему налогообложения выбрать? Как вести себя с представителями контролирующих органов? Ответы на все эти вопросы знает директор Центра образовательных программ Издательско-Консалтинговой Компании «Баланс-Клуб» М.Н. Чумасова, которая в рамках программы развития малого и среднего бизнеса Днепропетровской облгосадминистрации, организовывает и проводит бесплатные семинары для предпринимателей. К сожалению, формат газетной статьи не позволяет подробно осветить все темы, поднимаемые на семинарах. Поэтому, мы выбрали одну, без сомнения, интересную многим: как же следует вести себя главному бухгалтеру и директору предприятия, чтобы без потерь пережить проверку налогового инспектора?

Готовимся

Один из неприятных моментов в жизни любого бухгалтера – получение уведомления о том, что через 10 дней следует ожидать начала плановой проверки налоговых органов. Для того, чтобы без потерь пережить этот сложный период, важно сразу осознать: не происходит ничего экстраординарного. К вам придет такой же человек, как и вы, и будет выполнять свою работу. Однако, некоторую подготовительную подготовку провести необходимо. Всем службам предприятия, которые могут быть каким-то образом задействованы в проверке, разъясните, что сотрудникам запрещается разговаривать с проверяющими, отвечать на их вопросы, предоставлять документы без особого разрешения на то главного бухгалтера. Общаться с налоговиками должны два человека: главный бухгалтер и руководитель предприятия.

Если проверяющие изъявили желание посетить (с целью проверки), например, склад, базу, торговую точку вашего предприятия, то все это они могут сделать только в сопровождении либо главного бухгалтера, либо уполномоченного им сотрудника.

Для того, чтобы максимально ограничить контакты проверяющих с сотрудниками фирмы, выделите для них отдельное помещение на все время проверки.

Заранее узнайте телефон доверия вашей районной налоговой, по которому вы сможете сообщать о любых нарушениях и случаях превышения полномочий со стороны проверяющих. Учтите, превышение полномочий сегодня рассматривается как коррупционные действия.

Встречаем гостей

Итак, ответственный момент наступил, и к вам на фирму пришли, скажем, три человека.

Но вы уже во всеоружии. У вас есть журнал регистрации проверяющих (он утвержден приказом Государственного комитета Украины по вопросам предпринимательства №18 от 10 сентября 1998 года), в который вы вежливо просите их записаться. Пришедшие должны указать цель и характер (плановая или внеплановая) проверки, свои фамилии, номера служебных удостоверений, а также предъявить направление на проверку. Согласно этому приказу вы имеете право не допустить к проверке лицо, отказывающееся от записи в журнале регистрации проверок. Если человек настаивает на проведении проверки без записи в журнале, вы можете по телефону сообщить об этом руководству вашей налоговой инспекции. Если и после этого проверяющие категорически отказываются регистрироваться, звоните по номеру 02 и громко (так, чтобы слышали незваные гости) заявляйте, что к вам на предприятие пытаются под видом проверяющих проникнуть неизвестные граждане, которые не предъявляют служебные удостоверения и отказываются регистрироваться в журнале проверок. Очень хорошо, если вы сможете записать на диктофон ваш спор по поводу регистрации.

Помните, что проверка длится не более чем 20 рабочих дней для «больших» предприятий, и 10 – для «малышей». В журнале проверяющие должны отметить время начала и время окончания проверки. Никаких отговорок, типа «В понедельник я у вас не была по объективным причинам, поэтому хочу продлить проверку еще на один день», не может быть.

После того как ваши проверяющие зарегистрировались, проводите их к директору, ознакомьте с графиком работы предприятия, покажите, где находятся туалетные комнаты, расскажите, где поблизости можно поесть. Подобная забота в самом начале проверки поможет создать более благоприятные человеческие взаимоотношения и убережет вас от лишних придирок.

Проверочные будни

Если в процессе работы у проверяющих возникают вопросы, они могут задать их главному бухгалтеру, попросить у него те или иные документы. Однако, это не значит, что вы должны выполнять их требования в ущерб выполнению своих повседневных обязанностей. Согласно ст. 11-2 Закона №509 «О государственной налоговой службе»: «Проведение проверок органами государственной налоговой службы не должно нарушать нормального режима работы налогоплательщиков».

Помните, что с проверяющими вы должны вести себя, как минимум, на равных.

Если вы не уверены, насколько правомочен задаваемый вам вопрос или требование предоставления документов, скажите, что вы не готовы ответить прямо сейчас. Освежите в памяти законодательные нормы, посоветуйтесь с юристом или обратитесь за советом в консалтинговую фирму. Не давайте возможность проверяющим воспользоваться вашей растерянностью.

От вас могут потребовать письменные разъяснения по тому или иному вопросу. Соглашайтесь предоставить их после запроса в письменной форме. Главное – ничего не бойтесь. Если вы чувствуете, что закон на вашей стороне, уверенно отстаивайте свои интересы.

Если проверяющие хотят провести инвентаризацию на складе, они могут это сделать в присутствии главного бухгалтера или уполномоченного им человека.

Проверка завершена. Что дальше?

Когда проверка завершена, очень внимательно прочитайте акт. Лучше не в присутствии проверяющих. Проверьте, все ли даты указаны правильно, все ли проверяющие указаны в акте.

Если в проверяемый период на предприятии менялись директор или главбух, это тоже должно быть указано: «Проверка проводилась за такой-то период. Ответственными за финансово-хозяйственное состояние на предприятие были: с такого-то по такой-то период директор Иванов и главный бухгалтер Петров, а с такого-то по такой-то – директор Иванов и главный бухгалтер Сидорова». Если этого не сделать, последний главный бухгалтер будет отвечать за ошибки, которые совершены не им.

Если проверяющие обнаружили у вас какие-то нарушения, которые указывают в акте, ссылаться они имеют право только на статьи ЗАКОНОВ, ДЕКРЕТОВ, УКАЗОВ ПРЕЗИДЕНТА, имеющих статус закона, а не на Приказы или письма ГНАУ.

Внимательно перечитайте все пункты закона, на которые ссылаются проверяющие. Возможно, на самом деле вы все делали правильно. Например, вы отнесли на валовые расходы деньги, потраченные на оплату мобильной связи. Проверяющие расценили это как нарушение. Вы можете смело доказывать им, что мобильная связь – неотъемлемая часть хозяйственной деятельности налогоплательщика и действовали вы в соответствии со ст. 5 Закона Украины «О налогообложения прибыли».

Согласно Закону Украины «О системе налогообложения», главный бухгалтер и руководитель предприятия ОБЯЗАН подписать акт. Я рекомендую подписывать каждый лист этого документа. Если вы не согласны с некоторыми заключениями или доводами проверяющих, подпишите акт и поставьте пометку «С разногласиями». Получив решение о применении финансовых санкций, вы в течение 10 календарных дней можете его оспорить в апелляционном или судебном порядке. И я вам рекомендую обязательно воспользоваться этой возможностью. Важное дополнение: подав жалобу в суд, обязательно в письменной форме уведомьте об этом налоговую инспекцию вашего района.

Помните, что закон, если его внимательно читать, может стать вашей лучшей защитой!

P.S. Подробнее о Центре образовательных программ ИКК «Баланс-Клуб» вы можете узнать на сайте www.balance.ua.

Поділитися: