Волонтеры в Минобороны: раскрыли преступные схемы

24 березня 2015 о 08:55 - 9500

Avataradmin


Волонтеры в Минобороны: раскрыли преступные схемы

В министерстве волонтеры столкнулись с жуткой бюрократией.

Участники «Волонтерского десанта» в Минобороны представили президенту Петру Порошенко 6 масштабных реформ военного ведомства. Хотят реформировать работу департамента госзакупок, ввести новые стандарты вещевого и продовольственного обеспечения, внедрить систему электронных торгов и принципы логистики по стандартам НАТО, а также улучшить жилищное обеспечение военных. Часть общества надеялась, что назначение волонтеров в министерство поможет: мол, люди они к бюрократии не привыкшие и добровольно помогающие армии и беженцам, а значит, могут изменить работу ведомства к лучшему. Но вот прошло 100 дней, тема утихла, а конкретных шагов не видно. «Сегодня» узнала, что делают волонтеры, получившие должности.

 «ТЯНУЛИ НА СЕБЕ ВОЙНУ». Волонтеры начали помогать армии еще во время аннексии Крыма. Как пояснил главный редактор сайта «Информационное сопротивление» Юрий Карин, почти всех военнослужащих из Крыма эвакуировали именно волонтеры, а не государство: «Семьям искали машины, а подразделениям – автобусы».

Когда началась война на Донбассе, волонтеры занялись обеспечением бойцов, часто, как говорится, «голых и босых», питанием и имуществом – генераторами, медикаментами, одеждой, средствами индивидуальной защиты и личной гигиены. «Похоже, это был первый в истории случай, когда волонтеры тянули на себе войну. Дело в том, что имеющаяся в украинской армии, в законах, система аутсорсинга оказалась не готовой к таким условиям», – пояснил Юрий Карин.

Оценив достижения волонтеров, Министерство обороны привлекло их на помощь. Правда, некоторые усматривают в этом пиар-ход и возможность неудачи свалить на «непрофессионалов»: мол, вот пустили невоенных в ведомство – и все развалилось. Осенью при Минобороны был создан Совет волонтеров, который возглавил Давид Арахамия. Совет начал набирать новых специалистов, проверяя их перед приемом на работу на детекторе лжи. 5 октября помощником министра обороны (тогда – Валерия Гелетея) по вопросам вещевого обеспечения был назначен известный волонтер Юрий Бирюков. Продолжив работу под руководством нового министра, Степана Полторака, Бирюков привлек еще нескольких известных волонтеров. Ощущают ли солдаты на «передке» какие-либо результаты их деятельности?

 ДОКУМЕНТЫ НЕ ГОДЯТСЯ. Военнослужащие в зоне АТО уверены: армия оказалась не готовой к войне, прежде всего в вопросах материального обеспечения: «Любой офицер Вооруженных сил, по сравнению хотя бы с бойцом пограничной службы, выглядел бедно. Ведь вМВДи погранслужбе хотя бы раз успели поменять форму, а в армии этого не произошло». Один из офицеров из зоны АТО пояснил, что нормы довольствия и вещевого обеспечения в войсках по-прежнему идут по режиму мирного времени: «Взять, например, такую вещь, как тактические очки, наколенники и налокотники. Не было их в нормах довольствия! Из-за этого, например, пострадали наши ребята, которые заходили в Луганский аэропорт. В среднем, каждому из них приходилось падать на землю по 40 раз. Естественно, они поразбивали себе локти и колени». По словам этого же офицера, камуфляж также выдается бойцам в режиме «мирного времени» – то есть приблизительно раз в год: «Но вы поползайте в нем в окопах. После первого же обстрела ему хана!»

Именно поэтому, придя в Минобороны, волонтеры первым делом занялись обеспечением войск, инициируя ряд изменений в соответствующие документы. «У нас есть определенные нормы вещобеспечения. Они подробно описаны в положении… Там есть незначительные вариации между родами войск, есть отдельная страница по миротворческому контингенту. Но нет и намека на то, что стрелку нужны одни подсумки, а гранатометчику другие. Что снайперу нужен еще и маскировочный костюм. И многое-многое другое там не учтено. Положения эти мы сможем менять – «добро» от министра и президента на это есть», – пояснял Юрий Бирюков.

 КОРМЯТ ПО-ДОМАШНЕМУ. «Сейчас еды на «передке» хватает. После назначения волонтеров в Минобороны ее начали привозить значительно больше. Одежды тоже, – говорит офицер. – Я не могу говорить обо всем фронте, но я побывал в нескольких подразделениях, и везде одна и та же картина. Волонтерская помощь важна еще и в моральном плане. Солдату важно знать, что о нем заботятся, а те продукты, которые привозятся на передовую – фрукты, соленья, сладости – напоминают бойцам о том, чем они привыкли питаться дома». Кроме того, по словам бойцов, начали появляться специальные средства индивидуальной защиты, например наколенники, а также тепловизоры. Часть из этого всего по-прежнему привозят волонтеры и родные, другое оборудование присылает Минобороны.

 УКРАИНСКИЕ «НАТОВЦЫ». Кстати, военные рассказали, откуда у сепаратистов появился миф, будто в боях на стороне ВСУ принимают участие военнослужащие стран НАТО: «Бойцы получили камуфляж из Германии илиСША, а спороть нашивки с флагами ума не хватило». Многие солдаты специально не носят форму нового образца: «Подходишь к таким и спрашиваешь: у тебя что, формы нет? – Есть, – слышится ответ. – Но я ее берегу. Вдруг домой поеду, надо ведь прилично выглядеть».

Запасливость солдат часто становится причиной паники в соцсетях. Например, кто-нибудь сфотографирует бойца, вышедшего из блиндажа в шлепанцах, и публикует фото в Facebook с комментарием, что «солдаты опять ходят босыми». «Потом выясняется, что парень просто отправил обувь домой. В Краматорске я сам видел, как один боец в отделении «Новой почты» заботливо заворачивал для отправки пару совершенно новых ботинок. Кому и зачем он их отсылал – неизвестно», – рассказал офицер.

 КОРРУПЦИЯ НА ЦВЕТЕ ФОРМЫ. Большую роль в обеспечении солдат новой формой сыграл участник «Волонтерского десанта» Константин Лесник. «Когда он пришел в Минобороны, то очень возмутился тем, что раскраска камуфляжа принадлежит не армии, а какому-то физлицу, которому отчисляютсяденьгиза использование, – хитрая схема наживы. Костя подарил нам собственные разработки камуфляжа и нового покроя», – сообщил один из служащих Министерства обороны.

Сейчас Константин Лесник разрабатывает новые образцы летней формы одежды для ВСУ, а недавно бесплатно передал в распоряжение Минобороны права на коммерческое использование камуфляжной расцветки «Варан». Расцветка «Варана» напоминает кожу рептилии. «В этом году «Варан» пойдет в экспериментальную носку для частей спецназначения и ВДВ. А в следующем году, возможно, станет основной расцветкой ВСУ»,

 – пояснил Юрий Бирюков.

Расцветка “Варан”. Форма напоминает кожу рептилии

 ЧИНОВНИКИ НАПРЯГЛИСЬ. Заслуга в обеспечении армии всем необходимым принадлежит не только «десанту» в Минобороны. Артиллеристы, например, до сих пор благодарят айтишников из волонтерского движения «Армия SOS», которые разработали баллистический калькулятор, работающий на планшетах с программным обеспечением Android. «В современном артиллерийском бою, где счет идет на секунды, нельзя пользоваться древними таблицами, поэтому за баллистический калькулятор для арты «Армии SOS» большое спасибо!» – говорят военные, отмечая, что обычный порядок принятия такой системы на вооружение занял бы много месяцев, если не лет.

Именно недостатки системы усложняют работу волонтерам из Минобороны. В одном из интервью Давид Арахамия заявил, что около 70% штата министерства «враждебно относятся к инициативе привлечения волонтеров»: «В первую очередь – из-за непонимания того, что эти люди конкретно будут делать и как. Во-вторых, многие видят в них опасность раскрытия преступных схем, в результате чего они могут понести наказание».

Юрий Карин привел еще один пример инерционности государственной машины. По его словам, гособоронный заказ был принят только в феврале, а не в первые минуты 2015 года: «Из-за этого только в марте оборонные предприятия начали получать заказы на ремонт бронетехники. Что это, как не вредительство? Из-за этого волонтеры и оборонные предприятия вынуждены ремонтировать технику за свои средства».

Источник в Минобороны пояснил, что волонтеры, пришедшие на работу в министерство, не представляли, с каким бумажным монстром им придется столкнуться и сколько нужно потратить времени и сил, чтобы внести изменения хоть в какое-нибудь постановление или циркуляр: «Они полагали, что поддержки власти достаточно, поэтому у них горели глаза. А следовало настраиваться на тяжелую, кропотливую работу. Поэтому многие их обещания сейчас отдают популизмом. Они спешат отчитаться перед обществом, которое требует немедленных успехов и побед. Но в сложившейся ситуации, если у них получится реализовать хотя бы 50% из заявленных изменений, – это будет уже очень большим успехом».

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: