БИЗНЕС БЕЗ РЕТУШИ

19 жовтня 2004 о 12:24 - 991

Многочисленная армия мелких и средних предпринимателей, едва встав на ноги, сталкиваются с тотальным беспределом, который творят чиновники всех мастей, включая депутатов различных уровней. Собственно, видно это даже невооруженным глазом. А если вооружиться, скажем, информацией, озвученной на днях днепропетровским журналистам экс-главой Госкомитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, ныне координатором Комитета общественного контроля Александрой Кужель, то нашим бизнесменам не позавидуешь.

Кому в Украине жить хорошо

Наши славные ревнители государственности, чиновники всех рангов, хорошо научившись строить благополучие свое на предпринимательских костях, пошли дальше. Нынче они сами активно коммерциализируются, создают свои «точки», которые граждане обойти никак не могут. Например, желающий получить загранпаспорт обязан предоставить в УВД справку о несудимости, которую выдает…

УВД. Причем, еще и заплатить за нее. Тариф услуги, разумеется, разный, в зависимости от сроков исполнения.

Но и это еще не всё.

Куда много больше возможностей «срубить» миллионные доходы у тех, кто имеет возможность провести через парламент «свой» закон. Поющий ректор, он же юный орел и нардеп Михаил Поплавский попытался пробить постановление, согласно которому дипломы парикмахеров и право на работу можно получить после обучения исключительно в его вотчине – университете культуры и искусств, заплатив при этом кругленькую сумму. Подсчитайте, сколько в стране парикмахеров и желающих ими стать! Другой нардеп, г-н Святош, требовал ввести таксофоны (не путать с таксометрами) стоимостью $400 в каждое авто извозчиков, лоббируя при этом интересы производителя этих самых счетчиков.

Есть и другие пути улучшения собственного благосостояния. Например, фискальный характер платных административных услуг, который поднял общую стоимость процедур ведения бизнеса в Украине до невиданных высот. Речь идет о внебюджетных источниках финансирования деятельности государственных органов, по сути, еще одной форме налога на предпринимательство.

Взять, например, уважаемые санэпидстанции (СЭС). Еще в

4-ом квартале прошлого года блюстители гигиены и борцы с эпидемиями Украины резко и безосновательно подняли стоимость своих услуг. Посмотрим, к примеру, на проведение экспертизы продуктов. Тариф проверки булочки или колбасы в прошлом году был на уровне 255,12 грн. и 163,16-175 грн. соответственно. В нынешнем – 2.059,6 грн. и 1.970 грн.! А чтобы получить выводы экспертизы, необходимо заплатить 393,6 грн. против прошлогодних 20,8. Экспертиза обследования земельных участков выросла в 4,5 раза, а проведение бактериологических анализов в 25 раз! Поэтому неудивительно, что рентабельность услуг СЭС бьет все рекорды – 1.000%. Но и этого, как оказывается, мало. Результаты социологического опроса, проведенного аналитическим центром «Академия», показали, что 11% опрошенных вынуждены давать взятки сотрудникам СЭС.

НДС глазами предпринимателя

Украинским бизнесменам весна нынешнего года хорошо запомнилась не только заморозками, но и беспрецедентной попыткой государства принудительно ввести НДС-счета. Миллионная армия предпринимателей, погоняемая кнутом постановления №359 Кабмина и Нацбанка, под угрозой грядущих финансовых санкций хлынула в налоговые инспекции и банки, затопив там коридоры и кабинеты. Готовность упомянутых служб, если оценивать по пятибалльной системе, оказалась крайне низкой – лишь с 1 мая налоговые службы, отвечающие за администрирование НДС, по оценкам предпринимателей, стали работать на 2 с плюсом, на 3 с минусом трудились налоговые подразделения, отвечающие за выдачу разрешений на открытие счетов. Банки оказались мобильнее, сработав на четверку и собственный карман.

Итогом непродуманного (или хорошо рассчитанного? – авт.) постановления стали финансовые потери 68% предпринимателей всей Украины, успевших открыть НДС-счета. Верхняя граница безвозвратных расходов оказалась на уровне примерно в 250 гривен, нижняя – около 20. «Рекорд» – 1.560 гривен, из которых 460 гривен пошло на открытие счета, ранее обещанного как бесплатный. Добавьте сюда нервотрепку, потерю времени от 20 минут до двух рабочих дней, что на юридическом языке означает упущенную выгоду.

Собственно, отмена этого постановления во многом обязана той же Болгарии, откуда была взята идея НДС-счетов. Когда идеологов нововведения ткнули носом в некоторые особенности болгарской финансовой системы, те сразу развернулись на 180 градусов. Дело в том, что по болгарским законам невозврат НДС в течение 10 дней увеличивает эту сумму вдвое. Представьте себе многомиллионные долги государства по возврату НДС, которые накапливаются годами, умноженные на два…

Грустная социология

Коррупционные отношения с органами власти и неформальная плата за их административные услуги в той или иной форме стали повседневной реальностью нашей жизни. В тройку лидеров 2003 года вошли налоговая служба (46%), органы министерств здравоохранения (21%) и образования (14%).

При этом неотъемлемым элементом коррупции стало создание представителями контролирующих организаций ситуаций, провоцирующих предпринимателей идти на нарушение законодательства, что подтвердили 77% опрошенных. «Чемпионами» провокаций стали сотрудники органов МВД (53% ответов), налоговой инспекции (46%) и налоговой милиции (38%). В МВД, в свою очередь, активно используют провокации против предпринимателей управления по борьбе с экономическими преступлениями (21%) и по борьбе с организованной преступностью (12%).

Не отстают от контролирующих органов и разрешительные. 21% опрошенных в своей повседневной деятельности дают «на лапу» работникам органов местного самоуправления, 17% – в органы приватизации и аренды имущества.

Практика показывает, что самая распространенная сумма взятки (40%) «плавает» в пределах 500 гривен. Что же касается многотысячных «гонораров» в у.е., то о них можно догадываться, узнавая о не совсем правильно проведенной приватизации или, скажем, покупки земли за бесценок.

Аналитический центр «Академия» совместно с Комитетом общественного контроля сегодня занимается урегулированием проблемы платных административных услуг. Безусловно, без поддержки предпринимателей трудно эффективно решить этот вопрос, поскольку даже минэкономики не владеет полным объемом информации в отношении видов и стоимости платных админуслуг, которые навязываются бизнесу. Причем, зачастую таких, которые не предусмотрены законодательством. Свое видение проблем любой предприниматель (анонимно, разумеется) может высказать, отправив свои ответы на вопросы по нижеуказанным адресам:

АНКЕТА

1. Перерахуйте, будь ласка, які саме види послуг і за якою ціною вам доводилося отримувати протягом 2003-2004 років від таких органів чи служб:

– органи державної пожежної служби;

– санепідемстанція;

– органи з енергозбереження;

– органи держархітектури і будівництва;

– органи місцевого самоврядування та комунальні служби;

– служби газозабезпечення;

– органи землевідведення;

– інші органи і служби.

2. Яку суму у вашому балансі за минулий рік склала офіційна плата за платні адміністративні послуги, які ви отримали?

3. Яку суму у вашому балансі за минулий рік склала загальна (офіційна і неофіційна) плата за платні адміністративні послуги, які ви отримали?

4. Вкажіть, будь ласка, на рахунки яких саме структур (органів, служб, підприємств, установ тощо) ви перераховували кошти за платні адміністративні послуги (вкажіть назви, адресу та реквізити)?

5. Вкажіть, які ще платні супутні послуги вам нав’язували (і хто саме) разом із основною платною адміністративною послугою?

6. Опишіть (стисло), як, на вашу думку, необхідно врегулювати проблему комерціалізації державного управління у сфері платних адміністративних послуг?

Просимо вас надсилати інформацію Аналітичному центрові «Академія» в електронному або паперовому варіанті за такими координатами:

–т/ф.: (044) 239-21-90, т./ф. 442-92-54,

–електронні адреси: koordinator@academia.org.ua, analit@academia.org.ua, web@academia.org.ua;

–поштова адреса: 03062, м. Київ, просп. Перемоги, 65, оф. 311, АЦ «Академія».

Поділитися: