Если мы будем видеть, как делаются выборы, – нас не обманут

30 вересня 2004 о 09:40 - 946

Время, когда нас или снова надуют, или когда мы, вовремя и с пользой для себя, сумев в этом разобраться, выберем своим Президентом того, в котором меньше всего сомневаемся, неумолимо приближается.

Уже созданы территориальные избирательные комиссии (ТИК), т.е. появились объекты для общественного контроля, в частности, за прозрачностью их деятельности.

В комиссии территориального избирательного округа №36 (г. Павлоград), куда мы приехали со спецкором газеты «Лица» А.Забродько, эта деятельность, как, следует ожидать, и в других ТИК, только начинается, так что скрывать что-нибудь от кого-либо было нечего.

Мы беспрепятственно попали в помещение ТИК, расположенное в здании горсовета, получили исчерпывающие ответы на свои вопросы от председателя комиссии Ф.Ф.Губайдуллина, узнали о первых трудностях в работе, не предвещающих членам комиссии спокойной жизни.

Сейчас на первом месте в ТИК стоит подготовка к созданию участковых избирательных комиссий (УИК), с которыми и будут иметь дело избиратели в стремлении выразить свою волю и в заботе об учете этой воли без каких-либо извращений.

Согласно Закону «О выборах Президента Украины» (далее – Закон), УИК должны быть образованы соответствующей ТИК не позднее чем за 35 дней до дня выборов.

Прозрачность этого этапа избирательного процесса состоит в возможности (предусмотренной в п.9 ст.28 Закона) присутствовать без приглашения или разрешения на заседании ТИК при обсуждении и постановлении решения об образования УИК не только членам комиссий, кандидатам на пост Президента Украины и их доверенным лицам, представителям и наблюдателям, но и официальным наблюдателям от иностранных государств и международных организаций и представителям СМИ.

ТИК может принять решение о разрешении присутствия на заседании и других лиц, а также о лишении права присутствия на заседании тех допущенных на него лиц, которые «неправомерно препятствуют его проведению».

Кроме этого, публичность и открытость этого этапа должна обеспечиваться доведением до сведения граждан решений ТИК по всем УИК через печатные СМИ, «или, при невозможности, обнародуются иным способом».

Недостатком Закона в этой части следует признать то, что он не только не регламентирует, каким образом заинтересованные лица, кроме приглашенных, могут «догадаться» о дне и времени проведения заседания ТИК, но и не обязывает ТИК известить их о нем.

Не исключает злоупотреблений право ТИК лишения права присутствия на заседании лиц, которые «неправомерно препятствуют его проведению». И дело не в том, что из этой формулы однозначно следует, что «правомерно» можно препятствовать проведению собрания с начала до конца. Хуже этого смыслового абсурда его неконкретность: что следует подразумевать под словом «препятствуют»? Например, возражение при возмущении хамством комиссии – это препятствование проведению собрания или право на защиту от злоупотребления властью? Или, например, кто и на основании чего определяет, правомерно препятствие или нет?

Например, на предыдущих выборах (31.03.02), видимо, очень небезопасной их «дирижерам» казалась кандидат в депутаты Г.В.Кучеренко. И вот, после того, как суд отменил одно постановление окружной комиссии о вынесении Кучеренко предупреждения (а это было чревато отменой регистрации кандидата), эта комиссия тут же выносит ей второе предупреждение – «у зв’язку з незаконним втручанням кандидата … Кучеренко Галини Василівни у роботу окружної виборчої комісії під час засідання…, що перешкоджало виконанню членами комісії своїх повноважень…». Согласно протоколу этого заседания, все «воспрепятствование» состояло в двукратном требовании предоставить ей слово для пояснений.

Если бы на этом заседании присутствовали наблюдатели, пресса, то руководители комиссии вряд ли осмелились бы на такое самодурство.

Следовательно, все мы должны находить посильную возможность (время) и формы своего участия в этом процессе, чтобы каждый винтик и каждая операция избирательной машины была у всех на виду.

Поділитися: