2019 метров под землей

20 вересня 2004 о 11:45 - 1026

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Первый закон Хеопса: Ничто никогда не строится в срок и в пределах сметы.
«Законы Мэрфи»

Весной прошлого года министр транспорта и связи Георгий Кирпа туманно пообещал днепропетровцам: «Мы сварим метро, но надо конкретно определиться». «Определились» министр и тогда еще губернатор Николай Швец закончить первую очередь днепропетровского метрополитена к 2007 году…

В августе 2003 года правительство Украины приняло решение о выделении средств для продолжения строительства Харьковского, Донецкого и Днепропетровского метрополитенов. Собственно, «продолжение строительства» днепропетровского метро предполагает открытие всего одной станции в самом центре областного центра, рядом с Центральным универмагом (извините за тавтологию – авт.). Чтобы дотянуть ветку метро от «Вокзальной» до ЦУМа длиной 2.019 метров, требовались (в ценах 2002-го года) 185 миллионов гривен и 4 года кропотливого труда. Ежегодно планировалось осваивать 45 миллионов, именно такие суммы обещал Минфин. Правда, по словам Владимира Яцубы, правительство согласилось выделять эти деньги на достройку днепропетровской подземки при условии, что еще 15 миллионов «область найдет сама». Экономя на всем, «сократили» ранее забитую в план строительства метро станцию близ парка им. Глобы и вывели довольно жесткий срок сдачи в эксплуатацию: конец 2008 года.

Между тем, за последние 6 лет развалились мощные днепропетровские специализированные СМУ и отряды, без работы остались сотни опытных профессионалов, которые по тем или иным причинам (кто-то нашел другую работу, кому возраст не позволяет, изменилась психология) к прежней профессии не вернутся. Одновременно с «вымиранием» опытных кадров на достройку первой очереди днепропетровского метрополитена ежегодно выделялось из бюджета Днепропетровска несколько миллионов гривен. Пик финансовых вливаний из городской казны в несостоявшуюся «достройку», а фактически на откачку воды, пришелся на прошлый год –13 млн. гривен. Хотя, по мнению опытных специалистов-проходчиков, гораздо целесообразнее было просто затопить никому ненужные выработки до лучших времен, а когда они настанут – просто откачать воду и начать работы. Так, между прочим, подсказывает мировой опыт.

На прошлой неделе на представительном совещании с участием губернатора, его замов, днепропетровского мэра и группы промышленных генералов днепропетровский «Метрополитен», заказчик строительства, обросший сразу тремя генеральными подрядчиками – «Днепрометростроем», «Кривбассшахтопроходкой» и «Днепротрансстроем», озвучил результаты своей трудовой деятельности.

Последняя, мягко говоря, не радует. Из запланированных на 2004 год 320 метров проходки пройдено всего 129. Понятно, что сложнейшая геологическая структура днепропетровского грунта – архитвердые скальные породы, оползни и подземные водопады – вносят свои коррективы.

Впрочем, есть и другие, вполне субъективные причины. Нынче проходка осуществляется привычным буро-взрывным способом: забурил шурф–взорвал–убрал породу–закрепился и снова забурил… Скорость при таком методе, разумеется, сродни черепашьей. Поэтому многие специалисты, дабы ускорить процесс проходки, настаивают на приобретении горного механизированного щита. Такой комплекс, например, германский «Вирт», способен крошить гранитные породы с приличной скоростью, проходя в месяц 220-300 метров. Но аналог «Вирта» отечественные машиностроители пока не создали, а немецкий, по самым скромным подсчетам, стоит свыше десяти миллионов евро. Откуда взять деньги, даже на более дешевый и маломощный отечественный щит, если в год на постройку выделяется максимум 60 «лимонов» гривен?

Впрочем, специалисты НИИ «Днепрометропроект» поднатужились и за 800 тысяч гривен сумели удешевить за счет внедрения новых технологий и материалов стоимость проекта достройки на 25 миллионов гривен. По большому счету – это капля в море, поскольку с каждым днем цены на трубы, горючее, электроэнергию и прочая, прочая растут, как на дрожжах. Например, цена насосно-компрессорных труб, которые изготавливаются исключительно предприятиями «Интерпайпа», подорожала за последние несколько лет почти в четыре раза. Более того, «Интерпайп» требует за их отгрузку 100-процентную предоплату. Банки в кредитах отказывают или предлагают под грабительские проценты. Владимир Яцуба, правда, пообещал договориться с банкирами под 3-4% годовых, но только на проходческие работы. Что весьма сомнительно, поскольку июньская договоренность с группой «Приват» о стабильной цене на ГСМ лопнула в третью годовщину американской трагедии – 11 сентября стоимость всех марок бензина на днепропетровских АЗС подскочила в среднем на десять копеек за литр.

Поэтому, то ли с целью сэкономить средства, то ли еще по каким-то причинам, с 13-го ствола (за «Асторией») проходка вестись не будет, а на 11-м (за военторгом) работы ведутся только с 8 до 22 часов, поскольку грохот ссыпаемой породы мешает жильцам близлежащих домов нормально почивать. Более-менее готовы только два – 12-ый и 14-ый (напротив «Детского мира»). А ведь из каждого пройденного ствола можно вести проходку сразу в двух направлениях. Иными словами, чем больше стволов, тем быстрее проходка.

А пока нет должного фронта работ – не осваиваются даже выделенные на нынешний год средства: из выделенных на 2004 год 40 млн.гривен к первому сентября освоили не более 18-ти. Причем достаточно парадоксально: при стабильно низких физических объемах кривая освоения выделенных средств постоянно растет. На временные сооружения «Днепрометрострою» по плану требовалось 250 тысяч гривен, но израсходовали 750 тысяч, на изоляцию ствола просили 170 тысяч, потратили 507 тысяч. Зато на тампонажные работы, предшествующие проходке, планировали 300 тысяч, а освоили всего пятнадцать. Забавно, но, получив на собственно проходку 600 тысяч гривен, «Днепрометрострой» пробил в основном тоннеле пока… ноль метров. Правда, начальник упомянутого хозяйства Василий Савченко уверял губернатора, что свои 130 метров тоннеля к Новому году пройдёт.

Тем не менее, по указанию губернатора начаты поиски организаций, которые смогут ускорить двухкилометровую проходку. Тем более что Президент лично пообещал Владимиру Яцубе выделить на 2005 год 50 миллионов. Но и это не панацея, поскольку требуется определенное количество людей для каждого забоя. Последних, увы, еще предательски мало, но с другой стороны, куча лишнего народа тоннели быстрее не пробьёт. Одновременно создается комиссия для проверки правильного расходования бюджетных средств генподрядчиками. То-то смеху будет. Сквозь слезы…

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: