Как нас обсчитывают в теплоснабжении?

29 червень 2004 о 07:22 - 1316

Для наглядности, убедительности и анализа тезиса, приведенного в заголовке, на обозрение читателя предлагаются три официальных документа о методике и программе расчета стоимости услуг у двух наиболее крупных теплоснабжающих организаций области.

На многочисленные письменные обращения в своем ответном письме №824 от 25.02.03 г. ОКП «Днепротеплоэнерго» детализирует содержание Программы расчета стоимости услуг теплоснабжения – в последнем абзаце, копия которого прилагается.

Также прилагается копия – арифметическое отображение этой Программы в ежемесячном уведомлении конкретному потребителю о стоимости услуг.

Для сравнения и анализа прилагаем вам для ознакомления копию ежемесячного уведомления о таких же услугах в Днепропетровских городских тепловых сетях.

Как видим из наименования показателей, они практически одинаковые, значит и Программа в обеих теплопоставляющих компаниях идентичная. Но, если сравнить оба уведомления, настораживает разница в величине коэффициента качества, который при расчете определяют и закладывают вручную с разным пониманием. Казалось бы, любой коэффициент имеет математическое обоснование от умножения или деления каких-то конкретных цифровых величин. Но…

– В ОКП «Днепротеплоэнерго» имеется «коэффициент качества» и даже равен 1,0 (единице), что гарантирует 100% оплату услуг. Хотя при качестве услуг в «Днепротеплоэнерго» коэффициент качества =1,0 равноценен издевательству над потребителями и откровенному жульническому обсчету, уголовно наказуемому. Пусть самый образованный и опытный специалист этого ведомства объяснит, как математически определяется величина коэффициента качества, тем более равная 1,0 (единице)!

– В «Днепротеплосетях» введение «коэффициента качества» объяснил (см. газету «Город и горожане» №47 от 06.12.02 г.) заместитель генерального директора по сбыту В. Безус в статье «Тепло – это товар»: «…Речь идет о том, что тепло, как товар, будет продаваться в зависимости от качества. Это мы теперь будем учитывать, и люди об этом будут знать. Не бывает такого, чтобы 15 дней топили со 100% эффективностью. Могут топить полдня. Мы хотим ввести понижающий коэффициент и четко указать потребителю это в квитанции, чтобы люди понимали, за что они платят, когда батареи полугорячие или полухолодные».

Итак, в уведомлении «Днепротеплосетей» добавилась среднемесячная температура, ведь, по словам В. Безуса, «норматив рассчитан, исходя из среднемесячной температуры для Днепропетровска –1 градус (минус), а в зависимости от ее изменения должен меняться и тариф. При повышении температуры мы сжигаем меньше газа, наши затраты на подачу тепла ниже, следовательно, с клиента мы должны взять меньше денег».

Но таких понижающих коэффициентов, которые должны быть отражены в договоре потребителя с теплопоставляющей компанией, еще несколько: они зависят от отклонений сроков начала и окончания отопительного сезона, непрерывности предоставления услуг, перерывов, отклонений за каждый градус и день от нормативных температур отопления и горячей воды.

И все эти понижающие коэффициенты в расчете стоимости не участвуют.

В «Днепротеплосетях» даже есть таблицы с коэффициентами «теплопотерь» в коммуникациях к каждому отдельному дому, чего нет в «Днепротеплоэнерго».

Но это свидетельствует только о добрых намерениях, так как объяснение, что невозможно «одинаково топить» (нагревать теплоносители), объясняет разную температуру тепоносителей на выходе с котельной.

Эти разные понятия сочетаются при желании определить близкую к расчетной температуру в квартирах домов. Но вся беда в том, что в обоих ведомствах основной показатель оплаты услуг – температура – вообще в расчетах стоимости услуг не участвует, так же, как все отклонения от нормативных показателей, установленных Правилами, утвержденными Постановлением КМУ №1497 от 30.12.97 г., и детализируемыми в Договорах о взаимоотношениях сторон, которых тоже нет.

Получается, что в обоих ведомствах, совершенно одинаковых по своему назначению, нет единой, обоснованной, прошедшей экспертизу соответствующих ведомств методики и программы расчета стоимости услуг теплоснабжения. Фактически используется ведомственная самодеятельность для откровенного обсчета населения – только в разных размерах. Притом, где качество хуже – коэффициент качества выше.

В Правилах п.42 указывается: «Исполнитель может отказать в удовлетворении претензий потребителя относительно отклоненных показателей в предоставленных услугах в соответствии с договором на основании регистрационных технических приборов, аттестованных и опломбированных органами Госстандарта».

Как при неизбежных разногласиях в определении качества предоставляемых услуг и, соответственно, их стоимости найти законные юридически и обоснованные технически решения спорных вопросов при фактическом отсутствии договорных отношений, с деталировкой ответственности сторон, и необъяснимом в наше время отсутствии технических приборов учета услуг, важнейшими из которых являются общедомовые счетчики?

Только счетчики могут достоверно определить фактическое время и фактическую температуру теплоносителей, дошедших до узлов управлений в подвалах домов. Только счетчики могут исключить время периодических дневных отключений домов от тепла и горячей воды, многочасовых остановок на ремонты в квартирах при неизбежном отключении домов, т. к. запорные вентили на технических этажах, практически везде, не работают.

Кроме этого, полагается дополнительно применять штрафные санкции из-за отклонений от нормативных показателей температуры, непрерывности услуг, соблюдения сроков начала и окончания отопительного периода и т. д.

Все эти детали, составляющие фактическую величину стоимости, именно фактически предоставленных услуг теплоснабжения определяет методика и программа расчета стоимости услуг.

Что достоверно в обоих ежемесячных уведомлениях о стоимости представляемых услуг?

– Площадь отапливаемых помещений в м2.

– Количество прописанных человек.

– Тариф (цена) в грн.

На этих трех показателях достоверность заканчивается. Далее следует отрицаемый п.42 Правил юридически и технически недоказуемый ручной визуальный «по потребности» учет, показатели которого невозможно ни доказать, ни опровергнуть, тем более за прошедшее время.

Есть умнейшая народная пословица: «В мутной воде хорошо ловить только рыбу»! В активно и постоянно замучиваемой теплотехнической воде научились, при совершенно примитивном и вызывающе преступном методе расчета, ловить деньги потребителей. Притом нагло, с измором, холодом и отсутствием горячей воды. Даже при отсутствии договорных отношений – с попытками судебных исков! Откуда такая наглость и безнаказанность?!!

Причин множество, которые перечисляем для всеобщего ознакомления и анализа:

1. Невмешательство всех уровней власти, включая юридическую, а также всех организаций, которым по статусу полагается проверять, согласовывать, утверждать и защищать права потребителей. Невмешательство, которое равнозначно поощрению, вседозволенности и безнаказанности.

2. Бесконтрольность всех выше перечисленных организаций, которые отучили постановщиков тепла, особенно ОКП «Днепротеплоэнерго», думать и считать фактические собственные затраты, не перекладывая их враньем и жульничеством на тощие кошельки большинства потребителей. Да еще – годами проверенная вера, что никто из выше стоящих органов власти, даже служивых клерков, не пойдет проверять фактическое состояние теплокоммуникаций, их готовность к очередному отопительному сезону. В результате технологически безграмотно построенные надземные трубопроводы с негодной и даже отсутствующей теплоизоляцией десятилетиями, вместо квартир, отапливают дворы.

Как фактически «экономятся» дефицитные энергоресурсы – газ и электроэнергия, на практике демонстрируется в центре города на благоустроенной Набережной Ленина №37 и №39, где сверхнормативный перерасход только газа составляет до 50%. Можно себе представить вид и состояние теплокоммуникаций на периферии и в менее посещаемых районах…

3. Технологическая безграмотность при строительстве надземных теплокоммуникаций при остающихся под ними добротных подземных теплотрассах из сборных железобетонных лотков, которые от времени не приходят в негодность.

Вместо легко заменяемых во дворах пришедших в негодность от времени и безграмотной эксплуатации труб и теплоизоляции, соорудили надземные теплокоммуникации с легко повреждаемой, несоответствующей нормам теплопотерь теплоизоляцией, с неизбежными сверхнормативными теплопотерями и перерасходами энергоресурсов. Куда в таком случае смотрит ГАСК (Госархстройконтроль)? Разве эта обезобразившая ранее благоустроенные дворы ведомственная самодеятельность соответствует проектным решениям «Днепрогражданпроекта»?

4. Теплоснабжение – это монопольная деятельность, которая ограничивается жесткими правилами, несоблюдение которых наказывается. Почему тогда не реагирует Антимонопольный комитет на полное несоблюдение всех пунктов Правил, утвержденных Постановлением КМУ №1497 от 31.12.97 г., включая отсутствие договорных отношений и автоматических приборов учета?

Особое недоумение вызывает вопиющий факт наличия в монопольных предприятиях откровенно негодной, практически жульнической ведомственной методики и программы расчета стоимости услуг, никем не проверенной, не утвержденной и не прошедшей простейшую экспертизу даже по здравому смыслу на достоверность результата.

Разве бывает в природе теплоснабжение идеальное по исполнению, теплокоммуникации без теплопотерь (тем более надземные)?

Разве бывает, тем более в «Днепротеплоэнерго», такое идеальное сочетание нормативных показателей услуг в точке разбора – квартире, при которых тариф оплачивается с коэффициентом качества =1,0 (единица) или 100% оплатой услуги?!

Даже в «Днепротеплосетях», где качество услуг значительно выше, такого не бывает. А в ОКП «Днепротеплоэнерго» практически всегда бывает…

Для убедительности всего два примера:

1. На общественных слушаньях по проблемам теплоснабжения 27.04.04 г. председатель домового комитета многоквартирного дома по ул. Набережная Победы, 58 заявил: «Жильцы дома вопреки сопротивлению «Днепротеплосети» добились установки общедомового счетчика и три года оплачивали услуги теплоснабжения в три раза меньше, чем в соседних домах».

То есть при тарифе 1,51 грн. за 1м2 площади фактически оплачивали 0,52 грн. Значит фактическая стоимость услуг относительно тарифа только 34%, а остальное 66% – откровенное вранье и жульничество.

Если учесть отклонения от нормативных показателей, то окончательная фактическая стоимость услуг не превышает 20%-25% тарифа. И это неоспариваемый факт.

2. В квартире потребителя Ковель Я.И. по ул. Набережная Ленина, 39 установлен с 01.02.03 г. счетчик горячей воды. Фактическая стоимость месячной оплаты, которая проводилась своевременно, уменьшилась в 2-3 раза. Но при контрольных замерах температуры в «точке разбора» – у крана в квартире – фактическая температура оказывалась +36С, +29С, +44С вместо нормативной – более +50С.

По выписке температур на выходе из журнала работы котельной за период с 15.10.02 г. по 15.04.04 г. (то есть за каждый день в течение полутора лет) не оказалось ни одного месяца, где среднемесячная температура горячей воды достигала бы нормативной. Практически уже на выходе из котельной «Днепротеплоэнерго» по ул. Ломаная, 4 температура была ниже +50С. Соответственно, с учетом фактического коэффициента теплопотерь 0,68, до квартир горячая вода доходила с температурой менее +40С, что согласно Постановления КМУ №1497 от 30.12.97 г. считается браком услуг и оплачивается, как холодная вода Горводоканалу.

Следовательно, незаконно насчитанные деньги за обогрев воды надо возвращать потребителям! Самое удивительное в этом факте, что оплата услуг за горячее водоснабжение «Днепротеплоэнерго» рассчитывалась по тарифу и неизменно насчитывалась с коэффициентом качества = 1,0 (единица), гарантирующем 100% оплату услуг.

Эти факты-примеры были озвучены на общественных слушаньях и опубликованы в печати, и какой результат?

Создается впечатление, что все властные и контролирующие структуры, имеющие пресс-службы, газет не читают, на общественных слушаньях не присутствуют, ни о чем не знают и поэтому не реагируют.

Или не хотят знать? Или знают и молчат? Ведь не все живут в элитных домах, оборудованных автономными теплопунктами, обеспечивающими нормальное обслуживание теплом и круглогодичное снабжение нормальной горячей водой.

ОКП «Днепротеплоэнерго» вообще отучил своих потребителей получать даже теплую воду. И все безнаказанно. Настоящая «каста неприкасаемых».

Почему в городе проводится конференция об энергосбережении – а рядом, во дворах современных домов стоят технологически безграмотные надземные теплокоммуникации, где в зимнее время над всей трассой стеной стоит пар, с неизбежным перерасходом более 50% дефицитного газа?

Там же стоят без утепления и камер вынесенные из подвалов узлы управления с чугунными задвижками, всем доступные, с риском крупной аварии от разморожения при остановке движения в трубах горячей воды по любой непредвиденной причине.

Почему в городе, насыщенной проектными и научными институтами, в двух одинаковых по назначению теплоснабжающих организациях действуют разные методики расчета стоимости услуг? К тому же, обе методики самодеятельные, недоработанные, а в «Днепротеплоэнерго», где качество услуг значительно хуже, вообще уголовно наказуемая – за откровенный, просто вызывающий обсчет своих потребителей.

Таких безответных вопросов множество, на которые никто не отвечает, даже те, кому по долгу службы и обязанности положено отвечать.

Сознательно создан юридический и технический тупик, фактический хаос, где, при отсутствии договорных отношений с ответственностью сторон и единственно достоверных приборов учета – счетчиков, творится беззастенчивый обсчет населения, который никто не желает остановить.

Где же суды и прокуратура? Вот об этом – действительно сенсационное сообщение, опубликованное в газете «ЛИЦА» №12 (305) от 24.03.04 г. в статье «Реформы ЖКХ и коммунальное благополучие граждан не пересекаются».

Выдержки на выступление заместителя губернатора – начальника областного ЖКХ Л.А. Турчина:

– «…заместитель губернатора сакцентировал на бесполезности и чрезвычайной хлопотности процессов обращения граждан в суд, выступил с идеей учреждения коммунального третейского суда…»;

– «Сегодня в суд ходить – это вы знаете, годами нужно ходить. Мы создадим свой коммунальный суд»;

– «… Подавать в суд жильцу квартиры – бесполезно, говорю вам ответственно».

Эти слова официального служащего – руководителя ЖКХ области прозвучали публично на общественных слушаньях в Доме союзов 20.03.04 г. Значит, в районные суды обращаться «бесполезно», остались областные и даже Верховный Суд. Кто-то должен навести элементарный порядок в нашем городе, если мы сами не в состоянии.

Разве, если создать дополнительную «правовую» надстройку – «свой коммунальный третейский суд», сразу в квартирах появится нормальная горячая вода, тепло и прекратятся обсчеты?

Какой здравомыслящий человек в это поверит?!

Уже прошла почти половина предотопительного периода и на практике совершенно ничего не делается. Нас опять поставят перед фактом, что надо подавать «любое» тепло, а о горячей воде даже не мечтать. И опять – пар над коммуникациями, наглое вранье, обсчеты и, естественно – неплатежи, и пустые разговоры на всех уровнях, создающие видимость хотя бы какой-то работы.

ДОО ВОО «Громадський контроль» призывает специалистов и неравнодушных потребителей прислать свои отзывы и предложения по проблемам качества услуг теплоснабжения, общедомовых счетчиков, учета и методов расчета стоимости услуг, а так же предлагаемых действий по преодолению коммунального монопольного беспредела.

Днепропетровское областное отделение ВОО «Громадський контроль»: адрес: 49008, г. Днепропетровск, ул. Шевченко, 32, комн. 202; тел.: (056) 744–16–33, 744–72–58; kucherenko@a–teleport.com.

Поділитися: