ИСКУССТВО ХОДИТ ЗА ЛЮДЬМИ …а не люди за искусством

28 квітня 2004 о 06:46 - 981

Человеку свойственно интересоваться своим прошлым. При чём не только тем, какая мода и какие взгляды были в то время, когда его родители пешком под стол ходили, не предпринимая при этом жалких попыток согнуться, переборовши радикулит. Основная часть населения Земного шара с удовольствием посещает музеи, тащит туда своих отчаянно упирающихся детишек, пытаясь внушить им благоговение перед величественными черепками миски пещерного человека. И с не меньшим удовольствием рассуждает об искусстве, едет на край цивилизации, чтоб увидеть уникальные полотна многолетней давности, приобретает на аукционах за баснословные деньги те картины, которые ещё можно купить. Ведь сейчас ни один музей в здравом рассудке не выпустит свои сокровища даже погулять в турне, разве что фотографию в рамочке предложит…

Действительно очень интересно посмотреть на вполне реальные плоды рук человеческих, а когда ещё представишь, сколько им лет… дух захватывает! Потому-то и ходят люди на выставки. Точнее ходили. А сейчас выставки сами ходят к людям

Не увидела бы своими глазами – не поверила бы. Неужели настолько упал интерес людей к искусству, что выставки привозят почти на дом: в школы, в другие учебные заведения, не выставляя их при этом ни в Историческом музее, ни в «Литературном Приднепровье»? Именно так: на прошлой неделе по местным учебным заведениям (по крайней мере, в моей школе, СШ № 22, это произошло 6 апреля – авт.) провезли коллекцию лазерных копий шедевров эпохи Возрождения, которые на 98,7% соответствуют оригиналам. За абсолютно смешную плату – 1грн – «золотой молодёжи» дали возможность посмотреть на восхитительные картины, настолько красочные, объемные и яркие, что казалось, только минуту назад кисти итальянских мастеров касались полотна… Плюс интереснейшая лекция о великих авторах представленных картин: Микеланджело, Рафаэле, Фра Беато Анджелико. Правда, за отведенные 45 минут экскурсовод успела рассказать не так уж и много, но видели бы вы, с каким жаром, с какой любовью она рассказывала об этих картинах!.. Возник вопрос: неужели вот это и все, кому ещё нужно искусство? Эта экскурсовод и ещё пару человек? Почему вместо того, чтоб в красивом зале выставить эту коллекцию высококачественных копий, их таскают по школам, и высокий дядя поднимает их повыше, чтоб «детишки» с мобильными телефонами на шеях с задних рядов могли рассмотреть вальяжно развалившегося Диогена на картине «Афинская школа» Рафаэля? Я сама, к моему стыду и позору, узнала, как пишется имя Фра Беато Анджелико, только когда открыла книжку «История итальянского искусства». Что было бы, если бы эту выставку просто представили в историческом музее, например? Человека три зашло бы: один в поисках туалета, второй – погреться, третий – просто заблудился бы… А так – привезли в школу: кто-то пошел ради интереса, кто-то из приличия, а кто-то – чтобы урок прогулять. И тем не менее, каждый из них вынес что-то для себя из посещения выставки. Кто-то, возможно, решит, что ему это просто не нужно, поспит тихонько, уткнувшись носом в кресло соседа спереди, прогуляет ненавистный урок. А кто-то пересмотрит свои жизненные ценности и поймёт кое-что. Чего никогда не понял бы, если бы эти картины висели в какой-то галерее. Просто потому, что не пришел бы.

Ведь нам некогда. Мы сдаём отчёты и кровь, получаем деньги и по голове, готовимся к выпуску и отпуску, вертимся, как белки в колесе, и наивысшим блаженством кажется вечерок в воскресенье, когда можно взять поп-корн и не мигая смотреть в ящик, давая отдых уставшим ногам. А ведь набивание желудка далеко не всегда способствует самосовершенствованию и интеллектуально-культурному росту. Очень многие люди, к сожалению, при упоминании Микеланджело вспомнят разве что мультик про черепашек-ниндзя… Раз уж мы не можем создать шедевр своими руками, познать истину, увидеть вещи в ином ракурсе (ведь едва ли кто-то станет отрицать, что великие художники эпохи Возрождения – люди совсем иного порядка, чем мы с вами; с абсолютно особенным внутренним миром и ценностями, отличными от наших), почему мы отказываемся воспользоваться плодами чужих поисков, чужого опыта, заглянуть в ДРУГОЙ мир? Я не знаю. И вряд ли кто-то сможет ответить на этот вопрос. Иностранцы толпами валят в музеи Украины, России, а вы когда в последний раз там были? Были ли вообще? Хочется сказать огромное «спасибо» тем, кто придумал и воплотил в жизнь эту идею с «кочующей выставкой», потому что всё-таки есть люди, которым это интересно и которым это нужно. Почаще бы так, может тогда Искусство найдёт отклик в сердцах большего количества людей, и не только старшего поколения,

А пока… создание компьютерной программы, читающей, как правило, мерзопакостным голосом текст вслух, убрало необходимость читать – зачем читать книги, если можно послушать? Компьютерные технологии совершенствуются день за днём, качество фотографий, представленных на интернет-сайтах, растёт. Зачем идти на выставку, если можно зайти на «чего-то там.ru» и всё увидеть. Вот только неизвестно, увенчается ли успехом попытка заглянуть в глаза «Сикстинской мадонны» с монитора компьютера. Возможности неограниченны, только вот мало кто использует Интернет для ознакомления с искусством и историей, а Микеланджело для многих все так же остаётся мутировавшей черепахой из городской канализации…

Поділитися: