НОВЫЙ ПОРЯДОК “Некоторые вопросы, связанные со взиманием налога

07 квітня 2004 о 13:23 - 934

С 1 апреля 2004 года должен вступить в силу некий документ за номером 359, названный Кабмином и НБУ “Некоторые вопросы, связанные со взиманием налога на добавленную стоимость”. Речь пойдёт, как читатель уже догадался, о НДС-спецсчетах. И это уже не шутки. Причем, не шутки настолько, что “механизм использования НДС-счетов… фактически ограничивает законные права плательщиков налога и предусматривает запрет на свободное распоряжение налогоплательщика средствами, которые находятся на этих счетах” (Американская торговая палата в Украине). Попросту: средства, которые предприятие-плательщик могло бы использовать как оборотные, будут зависать на спецсчетах – и, видимо, надолго. Причём, как известно, во всём мире только Болгария использует отдельные счета для оборота НДС. Введение подобного механизма в России отложено на неопределённый срок – после масштабной и предметной дискуссии. У нас же – без дискуссий, без разговоров, быстро-быстро, шнелль-шнелль – наступает Новый Порядок. Украина, конечно, страна уникальная, но всё-таки имеет место вопрос: почему такая спешка, и почему именно так задуман механизм?

Немного истории. Вообще-то в законе, который действует до наступления “нового порядка” по поводу способа возмещения переплаченного НДС из бюджета, говорится: возвращать автоматически. В 2001-м году было принято специальное постановление, рассказывающее о том, как отдавать НДС, который государство задолжало экспортёрам: только тогда, когда жаждущий денег производитель товаров и услуг принесет справку из налоговой – о том, что он чист, легален и т.д. и т.п. Вот тут-то, на этапе получения такой справки, начинается лафа для налоговой и затраты для плательщика налога. Кто когда-нибудь пытался получить Очень Нужную подпись – знает, о чём речь.

Официальные мотивы нынешних новаций вкратце таковы: многие нехорошие сволочи делают фиктивный экспорт, давая таможенникам деньги и получая от них за это дружбу и отметки о том, что товар-продукция покинул территорию Украины. Получив таможенный документ на этот, никуда не двинувшийся с Родины или вообще несуществующий товар, нехорошие сволочи шли получать от государства возмещение НДС. Либо, как ещё один способ содрать с державы не причитающиеся тебе деньги, сделать вид, что ты – всего лишь экспортёр-комиссионер, а настоящим владельцем товара назвать фиктивную компанию-однодневку… Так давайте, говорят авторы постановы, загоним все расчёты по НДС на один, отдельный банковский счёт, и там всё будет видно и прозрачно. Тут, как кажется вашему автору, самое время усладить читателя цитатой из протокола общероссийской конференции “Правовые аспекты введения НДС-счетов”. Шершавый язык протокола иногда имеет преимущества перед любым красноречием: “Предлагаемые ограничения неадекватны целям борьбы с уклонением от уплаты НДС, поскольку значительно ухудшают положение добросовестных плательщиков… На сегодня существует значительный арсенал средств борьбы с уклонением от уплаты НДС, и далеко не все существующие средства используются эффективно – в частности, уголовно-правовые средства защиты гражданских отношений в сфере налогообложения”. И всё в том же духе. Одним словом, русские подумали и на НДС-счета перейти не рискнули. Решили более эффективно использовать “уголовно-правовые средства”. Наши власти, отроду такие средства использующие только для получения нужного им результата от конкретного хозяйствующего субъекта, тоже подумали (в меру отпущенных им способностей) – и родили постанову №359. Там много интересных пунктов, но нам сейчас представляется наиболее занятным именно пункт седьмой. Интересен он, в частности, тем, что даёт золотой ключик к ответу на вопрос: зачем всё это надо?

Что же написали в пункте 7 постановы №359? А вот что: предприятия, у которых объёмы экспорта не менее 250 млн. грн. в год, а балансовая стоимость основных фондов – не менее 100 млн. грн., для получения права на компенсацию НДС должны представить только второй экземпляр налоговой декларации. Никаких дополнительных проверок не предусмотрено. Авторы постановы вроде как говорят: мы, мол, и не подозреваем, что компания, которая поставляет экспорта на 250 млн. грн., может быть нечестной однодневкой, она – честная, она как жена Цезаря – вне подозрений по определению, и никакой справки об этом ей не надо. Ладно, действительно сложно представить “бабочку” с оборотом в 100 млн. грн. в год. Далее – для такой компании основанием для получения возврата НДС служит, по постановлению №359, не справка, а декларация №2. Но по всем существующим нынче нормам (которые никто не отменял) для получения возврата нужна не декларация №2, а декларация №5. Итак – схема знакома до воя: сначала создаются противоречия в нормативной базе, а потом на этих противоречиях “ловят за руку” тех, кого хотят поймать.

А теперь – о золотом ключике, открывающем великий секрет ужасной тайны: зачем понадобилось устраивать свистопляску с НДС-счетами. Надо знать, что компании с объёмами годового экспорта в 250 млн. грн. составляют 60% от числа всех экспортёров. И отсюда – самый главный цимес рассматриваемого нами мероприятия: если сегодня на бюджетных компенсациях стрижет купоны одно ведомство, а именно – налоговая служба, то после вступления в силу постановы № 359 около 60% экспорта переходит из сферы интересов ГНА в сферу интересов Казначейства. Проще говоря – от Кравченко к Азарову-Петрашко. Таков политический (он же – персональный) смысл Нового Порядка.

От политического смысла перейдем к экономическому эффекту. Эффект обещает быть неслабым: в Украине около 17 млрд. грн. оборотного капитала, начиная с 1 апреля 2004 года, становятся НЕ оборотными – они попросту морозятся на спецсчетах.

С другой стороны – клиенты банков (они же – плательщики НДС) вынуждены будут компенсировать отвлеченные на спецсчета оборотные средства за счёт бОльших объёмов кредитов, взятых в банках: кредитные ставки вырастут, вырастет, соответственно, цена товара конкретного производителя, а в итоге – индекс потребительских цен (ИПЦ) в целом по стране. Так… Глядим в свежее послание Кучмы Верховной Раде: там в конце есть такие таблички, занимательные для тех, кто понимает. В табличках находим цифирьки: рост ИПЦ на один процент ведет к уменьшению оборотных средств в целом на 0,8%. Обратное тоже верно: если из обращающихся на потребительском рынке 120 млрд. грн. изъять через НДС-счета 17 млрд. грн., то “в среднем по больнице” цены вырастут минимум процентов на 10. Подчеркнем, нарываясь на тавтологию – 10% роста цен только за счет счетов. И люди, которые такое придумали, написали и подписали, собираются что-то там выиграть на президентских выборах?! И бабки раздерибанить, и выборы выиграть…

Есть ещё ряд “мелких” вопросов, обещающих крупные ответы. Например: а что делать, если компания – плательщик НДС – рассчиталась за нечто купленное наличкой, живыми деньгами, заплатив, естественно, в цене купленного и налог на добавленную стоимость? Ведь это обстоятельство никак не отразится в НДС-счете компании? Нет ответа. Так может вообще выведем наличку из оборота, а?.. Или такое: что, например, произойдет с нашим любимым аграрным сектором, который, как известно, платит НДС в особом режиме? Вроде бы (а что можно тут сказать наверняка?) спец-режим для села остаётся в силе, но при наличии у селян НДС-счетов… Умом такое не понять, но сельских бухгалтеров жаль безумно.

Итак, подобьём бабки (хотя ваш автор и не Казначейство). Всячески ущемить добросовестного плательщика НДС, устроить несусветную толкотню в налоговой и банках, куда народ ринется (никуда не денется) открывать счета, откусить кусок оборотных средств у предприятий, подтолкнуть вверх цены и инфляцию, поставить банковскую систему под угрозу разбалансирования, окончательно запутать бухучёт в аграрном секторе…

И всё это – только для того, чтобы от г-на Кравченко направить “золотую акцию” в деле небезвозмездного возмещения НДС в сторону г-на Азарова?!

Не нравится? Что ж, есть и вторая версия, простыми словами: “там” все страдают клиническим идиотизмом. Поясняю, что в данном случае определение “идиотизм” не является оскорблением, а является оно описанием способа действий. В сумме обеих изложенных версий и получается новый порядок взимания НДС.

От ред. Пока верстался номер, в совместном Постановлении №407 от 31.03.04г., Кабмин Украины и НБУ заявили о переносе срока введения НДС-счетов с 1 апреля на 1 мая 2004г.

Поділитися: