Ленин возвращается?

06 квітня 2004 о 13:50 - 1072

“Из всех видов искусств

важнейшим для нас является кино”.

В.И. Ленин

Вспоминаю, как в конце прошлого года Ю.В. Тимошенко ходила в кино. Тогда она посещала ленту “Матрица: Революция”, впечатлениями от просмотра которой поделилась с читателями “Украинской правды”. Как отметила тогда Юлия Владимировна, сюжетная линия трилогии “начала напоминать… перипетии украинской политики”. С этим можно согласиться, а можно и нет. Но, так или иначе, хочется дать Юлии Владимировне, так же, как и другим почитателям современного киноискусства, совет: срочно посмотрите немецкую ленту “Good bye, Lenin!” – ассоциации с Украиной гарантированы.

Современная Германия – это страна едва ли не фатальная для международного имиджа Украины. Собьем немецкий пассажирский самолет – точно будет фатальная. А так, к господину Бакаю в Баден-Бадене, бывало, гости приедут, как все борзописцы и борзовещатели сразу к важным гостям цепляются и отдыхать не дают, паскудники. А тут еще в украинском посольстве в Германии какой-то дедуля машину и мобилу одолжил. И снова – шумиха подымается такая, что даже госпожа Витренко советует тому деду застрелиться. Но почему? Вроде бы у того дедули в квартире ремонт был, и он, выходит, стройматериалы из Германии домой в Киев возил. По крайней мере, так по телевизору говорили. А телевизоры в Украине, как известно, не врут – ну, просто никогда. Вот спросите при случае господина Джангирова – он вам подтвердит. Но о телевизорах позже, вернемся-ка к фильму.

Когда-то, как смогут узнать из ленты младшие и вспомнить старшие зрители, существовало две Германии. Одна была Федеративной Республикой, а другая, по крайней мере по названию – Демократической. Та, которая Федеративная, была страной загнивающего капитализма. Она загнивала на западе от своей тезки. И еще одним немалым куском загнивала в самом центре социалистической соседки. Кусок тот назывался Западным Берлином. А рядом с ним был расположен просто Берлин (который не называли Восточным только потому, чтобы не вспоминать лишний раз о существовании Западного), где и разворачиваются события ленты.

Живет себе в Берлине простая семья Кернеров: отец, мать Кристиана, дочка Ариана и сын Алекс. Живет, по-видимому, по-социалистически неплохо. Но в особенный для Алекса день – день первого полета гражданина ГДР Зигмунда Ена в космос (26.VIII.1978), обнаруживается, что отец убежал на запад. Это настолько потрясло фрау Кернер, что она месяц не разговаривает. А затем, чтобы забыть измену, становится ярой коммунисткой-идеалисткой и направляет все свои силы на перестройку “социалистической Отчизны”. Чем, собственно, и занимается до 7 октября 1989 г. – дня 40-летия ГДР. Но вечером того дня она случайно видит, как полицаи и “Штази” разгоняют демонстрацию, арестовывая в том числе и Алекса, и впадает в кому. Находясь в коматозном сне, Кристиана не видит, как председатель СЕПГ (Социалистическая единая партия Германии) Эрик Хонеккер идет в отставку, как падает Берлинская стена и граница между двумя Германиями, и как радостная в эйфории свободы толпа скандирует “Прочь Штази!”…

Наверное, не только мне с кадрами погрома счастливыми немцами офиса “Штази” в голову полезла ассоциация с недавно объявленной деКГБизацией Украины.

Так вот, пока мать спит в коме, а немцы выбрасывают портреты Хонеккера, участвуют в первых демократических (да еще и по пропорциональной системе) выборах и меняют свои “деревянные” на дойчемарки, Алекс устраивается на новую работу, где его напарником становится немец из бывшего Западного Берлина – Дэнис, режиссер-аматор. И Алекс встречает свою Любовь – медсестру Лару, ухаживающую за фрау Кернер. Время течет и, наконец, мать просыпается. Но есть проблема: ее состояние таково, что любые волнения для нее фатальны. И такими волнениями для нее, без сомнений, будут новости о том, что она проснулась в новой стране. Она упорно строила социалистическое государство – а теперь живет в капиталистическом. В больнице этой новости от нее скрыть не смогут. Поэтому Алекс решает забрать мать домой. Для этого ему приходится построить социализм в отдельно взятой комнате. Портрет Че Гевары, книжки с коммунистической пропагандой, старая мебель… Все, некогда выброшенное на помойку вместе с коммунистической идеологией, должно вернуться.

Чтобы не дать матери доступа к новостям, Алекс выламывает из телевизора антенну и замыкает его исключительно на видеомагнитофон, для которого готовит специальные кассеты. Вам ничего такие методы не напоминают? У нас тоже так делают: “Континенту” выламывают антенну, а “Шансону” все подвозят новые кассеты. «Стоял я раз на стреме, держался за карман, как вдруг ко мне подходит незнакомый мне граждан… »– ну на какой “Свободе” вы услышите такой шедевр? Правда, Алекса оправдывает его цель. Что именно оправдывает Виктора Медведчука и его верного помощника Сергея Васильева – можно только догадываться. Не скажу наверняка о “Шансоне” и кассетах, но то, что под руководством этих господ выламывают антенны, наверное, никто не сомневается. Ну разве что влюбленный в Истину и уже упоминавшийся выше господин Джангиров. Его, кстати, еще будет повод вспомнить. Но несколько позже.

Фрау Кернер, находясь в покое социалистической квартиры, понемногу выздоравливает. И хочет посмотреть ТВ. Нормальное желание. Но где же достать новости из “ее” ГДР, когда страны уже месяцев десять как нет? Элементарно: под рукой у Алекса (читай В.Медведчука) есть Дэнис (трудно не увидеть в нем С.Васильева). С его помощью делается компиляция из старых новостей, которые выдаются за современные. В Украине делают несколько иначе: новые сюжеты все-таки снимают, потом делают несколько копий и развозят по всевозможным “интерам” и “плюсам”. А там уже профессиональные и незаангажированные журналисты накладывают свои профессиональные и незаангажированные голоса и выпускают в эфир репортажи, конечно – профессиональные и незаангажированные. Какие же еще?

Но какие бурные ассоциации будут у тех же украинских журналистов, когда они увидят название дезинформационной передачи, которую Денис с Алексом готовили для фрау Кернер! Вы только представьте: “Актуальная камера”! Назвали бы еще «Камера важная и актуальная»! А темы там какие, какие темы: ФРГ устраивает провокации на границе с ГДР, ФРГ захлебывается от наркомании и безработицы, ФРГ блокирует конституционную реформу и водится с Березовским… Нет, последнее, вроде бы, не из фильма. Я уже, простите, немного путаюсь между “Актуальными камерами” украинского и ГДРовского ТВ.

Ошибается тот, кто думает, что все единогласно поддерживают Алекса в его ретро-экзерсисах. Оппозицию составляет его девушка – Лара. Вот только, если в Алексе мне явно видится Медведчук (это при том, что Алекс вообще-то парень добрый, да еще и арийского происхождения), то в Ларе я Оксану Марченко не вижу ну никак, хоть обе – привлекательные брюнетки. Мне, знаете ли, с тем Лариным неприятием сладкой лжи ассоциируется персона Александра Зинченко, все еще сидящего на месте Шуфрича в Президиуме ВР. Не подумайте обо мне ничего плохого, господа, но я просто не могу представить, как очаровательная Оксаночка устраивает Витюле сцены по поводу недостаточно объективного освещения деятельности оппозиции на УТ-1!

Нетрадиционно решают Алекс с Денисом экономическо-маркетинговые проблемы. Увидела, было, случайно фрау Кристиана рекламный плакат “Кока-колы”, начала волноваться: капиталистическая зараза на нашей стене! Выход нашелся быстро: “Кока-кола” в новостях объявляется “социалистическим напитком”, рецепт которого капиталистические акулы просто украли у лейпцигского завода безалкогольных напитков. И у нас недавно тоже, как оказалось, коалицию демократических сил вовсе не “Наша Украина” предлагала, а “большинство”. И не просто предложила, а еще и образовала. И пусть никто не переживает о том, что в коалиции есть “Демократические инициативы”, а демократии нет. Такие мысли – антигосударственная ложь и провокация!

Апофеозом новостийного творчества Алекса и Дениса становится выпуск “Важной и актуальной камеры”, где они наконец отправляют на пенсию Эриха Хонеккера, а его преемником назначают… первого немецкого космонавта Зигмунда Ена. Как и мечтал всю жизнь Алекс. Поэтому, если завтра-послезавтра господа Васильев с Медведчуком покажут нам в новостях, что их босс идет в отставку и назначает “преемником” первого космонавта независимой Украины, а теперь народного депутата и члена большинства Леонида Каденюка, – не удивляйтесь. Это ребята воплощают в реальность космические мечты детства. По крайней мере, два подготовительных шага уже ими сделано – помните, недавно Президент заявил в “Эпицентре”, что новым, уже где-то двадцатым или тридцатым, вектором украинской внешней политики станет вертикальный, то есть космический вектор – на Луну и Марс? Вот-вот, все там будем. Ну и то заявление, что каждый член большинства – потенциальный кандидат от власти…

А политологи еще теряются в догадках – кто же станет украинским Путиным? Господа политологи, чаще смотрите европейское кино и собирайте информацию о Каденюке. Новогодний подарок нам уже сделать не успеют, но есть еще в стране немало праздников. Например, 12 апреля – День Космонавтики. Тогда и полетим крепить международный имидж государства на Марсе!

По-видимому у кого-то могло создаться впечатление, что лента “Прощай, Ленин!” исключительно о политике? Да ни в коем разе! Она о том, как защищаться от политики, как не придавать ей слишком много веса в жизни. И о том, что жить вообще, по большому счету, стоит как можно дальше от политики. Смог ли донести до зрителя эти идеалы режиссер – каждый должен решить сам.

Поділитися: