ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕФОРМА И БУДУЩЕЕ УКРАИНЫ

05 квітня 2004 о 09:40 - 983

Население Украины уже устало от дискуссий на тему предстоящей политической реформы. Но еще раз обсудить эту тему заставляет ее необычайная важность. Ведь от результатов голосования парламентом законопроекта о внесении изменений в Конституцию зависит сценарий развития событий в Украине в последующие 10 лет.

Рассмотрим варианты развития событий в случае внесения поправок в Конституцию и в случае не принятия поправок. Если законопроект конституционной реформы не набирает необходимого количества голосов, политическая система остается неизменной. В этом случае усилия финансово-промышленных групп будут нацелены на завоевание должности президента. Результатом предвыборной гонки может стать начало гражданской войны, так как занять пост президента Украины для лидера любой финансово-промышленной группы означает получить в «собственность» административные рычаги, позволяющие контролировать всю жизнедеятельность страны. Для двух десятков групп, имеющих относительно небольшую разницу в «весовых» категориях, пост президента будет целью, ради которой они могут пожертвовать всем.

Фактически действующей власти не удалось договориться о едином кандидате на пост президента. И причиной этого является именно объем полномочий президента, предусмотренный действующим законодательством Украины. Ведь кроме пути физического устранения сместить президента Украины с занимаемой должности невозможно. В то же время организовать преследование любого лидера, ставшего на пути у президента, для главы государства не представляет ни какого труда. Как пример, можно привести Павла Лазаренко, главной виной которого перед режимом был переход в оппозицию к президенту.

Тема прихода к власти представителя оппозиции даже не может обсуждаться по той простой причине, что народ Украины не пойдет на революционные баррикады. Да и лидеры существующей в Украине оппозиции не способны на решительные действия.

Второй вариант – это принятие поправок к Конституции. При этом должность президента теряет всю свою привлекательность для финансово-промышленных групп, так как властные полномочия президента переходят к премьер-министру. Но премьер-министр утверждается в должности Верховной Радой Украины. И для его свержения достаточно лишь проголосовать определенному количеству народных депутатов. При отстранении от власти премьер-министра отсутствует процедура импичмента, преодолеть которую в Украине невозможно. Таким образом, будет сохранен гражданский мир, и политическая система в Украине станет подобной системам лидирующих в экономическом развитии европейских государств. Только в случае принятия поправок к Конституции у оппозиции есть реальный шанс занять пост президента. Надо признать, что наиболее реальный кандидат от оппозиции на пост президента в случае правильного ведения предвыборной кампании имеет шанс на победу. Это будет неплохая стартовая позиция для предстоящих парламентских выборов 2006 года.

Комплекс изменений политической системы Украины предполагает принятие закона о выборах народных депутатов Украины и депутатов местных советов на пропорциональной основе. Это означает повышение роли партийных органов в политической жизни страны. В новейшей истории независимой Украины формирование структур политических партий не получило широкого развития не сколько из-за отсутствия идеологии, поддерживаемой широкими слоями населения, сколько из-за отсутствия необходимости опоры на региональные политические элиты у политических лидеров всеукраинского масштаба. Ведь избираться от политических партий можно было лишь в Верховную Раду. И то только половина ее избирается по партийным спискам. Местные партийные ячейки необходимы были лишь для придания партии видимости всеукраинской организации. Ведь кроме 5-10 наиболее крупных партий, остальные около 150 партий не имели и не имеют действующих региональных представительств.

Итак, положительным результатом принятия пропорционального избирательного закона будет вовлечение широкого круга населения в политическую жизнь, преодоление политической апатии и безразличия граждан к судьбе своей страны. А положительным результатом перехода от президентской к парламентской форме правления станет ограничение возможности утверждения авторитарного режима отдельной личности, возможность учета при принятии решения по наиболее принципиальным вопросам не только мнения фаворитов президента, но и мнения политико-экономических групп, а также представителей политических партий.

Поділитися: