ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕФОРМА И БУДУЩЕЕ УКРАИНЫ

05 квітня 2004 о 09:40 - 987

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Население Украины уже устало от дискуссий на тему предстоящей политической реформы. Но еще раз обсудить эту тему заставляет ее необычайная важность. Ведь от результатов голосования парламентом законопроекта о внесении изменений в Конституцию зависит сценарий развития событий в Украине в последующие 10 лет.

Рассмотрим варианты развития событий в случае внесения поправок в Конституцию и в случае не принятия поправок. Если законопроект конституционной реформы не набирает необходимого количества голосов, политическая система остается неизменной. В этом случае усилия финансово-промышленных групп будут нацелены на завоевание должности президента. Результатом предвыборной гонки может стать начало гражданской войны, так как занять пост президента Украины для лидера любой финансово-промышленной группы означает получить в «собственность» административные рычаги, позволяющие контролировать всю жизнедеятельность страны. Для двух десятков групп, имеющих относительно небольшую разницу в «весовых» категориях, пост президента будет целью, ради которой они могут пожертвовать всем.

Фактически действующей власти не удалось договориться о едином кандидате на пост президента. И причиной этого является именно объем полномочий президента, предусмотренный действующим законодательством Украины. Ведь кроме пути физического устранения сместить президента Украины с занимаемой должности невозможно. В то же время организовать преследование любого лидера, ставшего на пути у президента, для главы государства не представляет ни какого труда. Как пример, можно привести Павла Лазаренко, главной виной которого перед режимом был переход в оппозицию к президенту.

Тема прихода к власти представителя оппозиции даже не может обсуждаться по той простой причине, что народ Украины не пойдет на революционные баррикады. Да и лидеры существующей в Украине оппозиции не способны на решительные действия.

Второй вариант – это принятие поправок к Конституции. При этом должность президента теряет всю свою привлекательность для финансово-промышленных групп, так как властные полномочия президента переходят к премьер-министру. Но премьер-министр утверждается в должности Верховной Радой Украины. И для его свержения достаточно лишь проголосовать определенному количеству народных депутатов. При отстранении от власти премьер-министра отсутствует процедура импичмента, преодолеть которую в Украине невозможно. Таким образом, будет сохранен гражданский мир, и политическая система в Украине станет подобной системам лидирующих в экономическом развитии европейских государств. Только в случае принятия поправок к Конституции у оппозиции есть реальный шанс занять пост президента. Надо признать, что наиболее реальный кандидат от оппозиции на пост президента в случае правильного ведения предвыборной кампании имеет шанс на победу. Это будет неплохая стартовая позиция для предстоящих парламентских выборов 2006 года.

Комплекс изменений политической системы Украины предполагает принятие закона о выборах народных депутатов Украины и депутатов местных советов на пропорциональной основе. Это означает повышение роли партийных органов в политической жизни страны. В новейшей истории независимой Украины формирование структур политических партий не получило широкого развития не сколько из-за отсутствия идеологии, поддерживаемой широкими слоями населения, сколько из-за отсутствия необходимости опоры на региональные политические элиты у политических лидеров всеукраинского масштаба. Ведь избираться от политических партий можно было лишь в Верховную Раду. И то только половина ее избирается по партийным спискам. Местные партийные ячейки необходимы были лишь для придания партии видимости всеукраинской организации. Ведь кроме 5-10 наиболее крупных партий, остальные около 150 партий не имели и не имеют действующих региональных представительств.

Итак, положительным результатом принятия пропорционального избирательного закона будет вовлечение широкого круга населения в политическую жизнь, преодоление политической апатии и безразличия граждан к судьбе своей страны. А положительным результатом перехода от президентской к парламентской форме правления станет ограничение возможности утверждения авторитарного режима отдельной личности, возможность учета при принятии решения по наиболее принципиальным вопросам не только мнения фаворитов президента, но и мнения политико-экономических групп, а также представителей политических партий.

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: