Реформы ЖКХ и коммунальное благополучие горожан не пересекаются

29 березня 2004 о 09:51 - 861

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


«Наша песня хороша – начинай с начала» – такого девиза заслуживают очередные общественные слушания по реформе жилищно-коммунального хозяйства, прошедшие в минувшую субботу в облсовпрофе. Подобные мероприятия стараниями власть предержащих и вроде бы заинтересованных в успехе реформы лиц – представителей различных общественных организаций- движителей коммунального прогресса – постепенно превращаются в разряд дежурных, что называется, для галочки. Кстати, последние «старые песни о главном» были предложены вниманию горожан как раз накануне всенародно любимого праздника – Дня работника ЖКХ, так что были они как раз в тему.

Вновь, по сложившейся традиции, шла речь о необходимости создания и обеспечения благоприятных условий деятельности органов самоорганизации населения – домовых комитетов, обществ совладельцев многоквартирных домов, появления и прочного укоренения института управдомов, или, по определению зам.председателя облгосадминистрации–нач.облуправления ЖКХ Леонида Турчина, «хауз-мастеров».

Выступающие, чиновники и руководители общественных организаций, рапортовали о разрабатываемых и уже функционирующих программах, решениях или их проектах по улучшению сферы ЖКХ, проводимых круглых столах и конференциях, посвященных вопросам реформирования отрасли. В общем, присутствующая на мероприятии днепропетровская общественность могла лишний раз убедиться в кипучей деятельности всех служб и структур, так или иначе причастных к обсуждаемой теме. А если у кого и возникал закономерный вопрос: «Если все так хорошо, то почему же все так плохо?», то ответ на него находился в речах ораторов: «Сами, мол, виноваты – не самоорганизуетесь, не создаете, не участвуете…»

Как ни старалась, но не смогла, правда, эта общественность переварить выступление председателя городской организации «Гражданское действие», известного активиста движения за лучшую коммунальную жизнь Дмитрия Скобликова – уж слишком далеко ушел он от повестки дня. Складывалось впечатление, что тов. Скобликов, пользуясь случаем, решил обнародовать свою, не иначе как президентскую, избирательную платформу. В своем слове он затронул практически все злободневные темы, аж до борьбы с детской беспризорностью и немного, на закуску, прошелся по коммунальной сфере. Горожане дважды пытались захлопать выступление, но, вероятно, тот принимал аплодисменты как знак одобрения. Впрочем, слава Богу, Скобликов – не лидер Кубинской революции и свою речь вскоре таки закончил.

Понятное дело, не смог удержаться от того, чтобы выйти на трибуну, и главный созидатель по части реформ ЖКХ в области – наш Леонид Аркадьевич. Говорил он, как всегда, не спеша, размеренно, деловито. Сказанное им нет нужды повторять, поскольку со всем этим читатели «Лиц» могли ознакомиться и в прошлых номерах газеты (в частности, см. № 5 от 4 февраля – авт.). Честно признаться, корреспондент уже начал здорово скучать, как вдруг услышал из уст Турчина сенсационное заявление. Заместитель губернатора сакцентировал на бесполезности и чрезвычайной хлопотности процесса обращений граждан в суд, выступив с идеей учреждения коммунального третейского суда. Он справедливо заметил:

–Как бы это объяснить… Ну кто подаст в суд? Домовой комитет, не имея статуса юридического лица, простите меня, может только говорить. Он не имеет права подать в суд. Поэтому мы приняли решение о создании третейского суда. Сегодня в суд подать – это, вы знаете, годами нужно ходить. Мы создадим свой коммунальный третейский суд. То есть, если в договоре между вами и обслуживающей вас организацией будет написано: «все споры решаются в третейском суде», то решение будет выноситься буквально через два-три дня после подачи заявления. Решение третейского суда имеет право изменить только Верховный суд, оно будет иметь такую же силу, как и суда государственного. Если у нас это получится – облегчится правовая схема. Но, опять же, подавать в суд жильцу квартиры – бесполезно, говорю вам ответственно.

По словам Турчина, в третейский суд от имени всех жильцов дома будет подавать домовой комитет или общество совладельцев многоквартирного дома. Причем, уже, оказывается, имеется предварительная договоренность о том, что водоканал отвечает за подачу воды в квартирный смеситель, а теплосеть – тепла в радиатор. Это не значит, что ЖЭКи не будут заниматься эксплуатацией внутридомовых сетей, просто водоканал и теплосеть будут ответственными за подачу воды и тепла в квартиру, а нанимать для обслуживания сетей они могут любой ЖЭК или выполнять работы сами. И тогда, недополучая чего-либо или получая услугу ненадлежащего качества, домовой комитет или ОСМД будут подавать в суд на водоканал или теплосеть.

Эта радужная перспектива была тут же одобрена аплодисментами зала. Дело теперь только за реальным ее осуществлением.

Конечно, предложенная схема правовых отношений способна существенно облегчить участь жильцов, не обремененных навязчивым коммунальным сервисом. Непонятно только, почему Леонид Аркадьевич так настойчиво отговаривает от обращения в суд отдельно взятого жильца. Разумеется, дело это нелегкое, но ведь существуют прецеденты выигранных исков. Истец даже получает отсуженную денежную компенсацию за нанесенный ему некачественными коммунальными услугами моральный ущерб. Другое дело, сумма возмещения оказывается ничтожно малой по сравнению с предъявленной (возникают подозрения, что суд как будто испрашивает ответчика, сколько ему не жалко уплатить), а самое главное – проблемы, по которым подавались иски, как были, так и остаются: предоставляющая услуги организация как до суда, так и после – «палец о палец…». Кстати, а в третейском суде будет как-то иначе?

Не дело – госслужащему отговаривать жильца, отбивать у него охоту к отстаиванию своих интересов в существующей правовой схеме, сколь проблематичной она бы ни была. А если жильцы по каким-либо причинам не смогут сорганизоваться в домкомитет или ОСМД, что, они уже не заслуживают качественных услуг?

Что за совковое пристрастие к кучкованию, «колхозу»? Частная собственность и комфорт отдельно взятого потребителя – уже незыблемы и их надлежит всячески охранять и защищать, усиливая тем самым значимость личности и ее прав! Не к этому ли мы должны стремиться, приближаясь к высоким стандартам европейской цивилизации и ценностям, которые она в себе содержит.

Возвращаясь к мероприятию в Доме союзов…

Отдельные граждане выступили с резкой критикой в адрес руководства теплопоставляющих организаций по поводу не реагирования на многочисленные жалобы и заявления населения. Так, например, было высказано возмущение ночным отключением тепла и недостаточной температурой батарей в дневное время, а также перебоями в горячем водоснабжении.

Виновные в этом почему-то не нашли, что ответить. А ведь ответ лежит на поверхности: «Скажите спасибо, что хоть так, а ведь есть люди, которые годами зимуют без отопления и забыли, что такое горячая вода в кране». К слову, чем не «ноу-хау»: может, стоит расширить эту практику на весь город, а потом и область? Включая и элитное жилье! Представляете размеры экономии?! А люди все выдержат, живуч наш народ – не такое терпел и еще стерпит, не без «естественной» убыли, разумеется.

Депутат горсовета Шабалин в своем выступлении, в частности, упомянул, что каждому из его коллег на округ выделяется по 125 тыс. гривен. Сумма рассчитана, в том числе, и на коммунальную сферу. Это он к тому, чтобы не стеснялись обращаться, если у кого какая нужда есть. Айда!..

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: