НА ПУТИ К ПРАВОСУДИЮ

25 березня 2004 о 07:41 - 941

Олена Гарагуц


Уровень развития демократии в государстве находится в прямой зависимости от степени доступа населения к средствам правовой защиты интересов. Демократия невозможна в коррумпированном и нигилистическом государстве.

Основным средством защиты прав и интересов как физических, так и юридических лиц в демократическом правовом государстве являются суды и правоохранительные органы. Наше правительство с завидной периодичностью декларирует кампании по борьбе с коррупцией. Результат этих компаний очевиден – он равен нулю. Согласно оценкам психологов, около 5% людей склонны к взяточничеству, около 5% не будут брать взятки ни при каких условиях, а 90% относятся к категории колеблющихся. Как раз на эти 90% и должны быть направлены усилия борцов с коррупцией.

Рассмотрим роль вознаграждения за труд должностных лиц в деле борьбы с коррупцией в судах и правоохранительных органах. Работники правоохранительных органов и судов наделены властными полномочиями. Зачастую решение вопросов зависит исключительно от воли должностного лица. Возбуждение уголовного дела или отказ в возбуждении, судебное решение, наложение ареста на счета предприятия, опись имущества… Решения о совершении этих действий принимают сотрудники правоохранительных органов и судов.

Сейчас много дискуссий ведется по поводу реформирования наших судебных и правоохранительных органов. Попытки реформирования принимаются не первый раз. Но эффект такой же, как и от борьбы с коррупцией.

Состояние дел в правоохранительной сфере с каждым годом все ухудшается. С древних времен существует действенный метод достижения желаемого поведения служащими, и вообще работниками. Это метод использования поощрения и наказания. Поощрением являются денежное вознаграждение, льготы, повышение по службе и другие. Наказанием – лишение премии, выговоры, понижение в ранге или должности, привлечение к административной или уголовной ответственности. Добиться реального прогресса в борьбе с коррупцией можно лишь в случае, когда заработная плата должностного лица будет достаточна для обеспечения достойного уровня жизни. Все другие методы не будут действенны.

Приведу в пример США – судья в Америке получает стабильную заработную плату в размере около 10 тысяч долларов в месяц. (Для США это уровень зарплаты, в 2-3 раза превышающий уровень зарплаты среднестатистического американца). На вопрос председателя Верховного Суда Украины американский судья ответил, что ему взятки даже не предлагают, потому что всем понятно, что обеспеченный человек, имеющий огромное уважение в обществе, не пойдет на преступление.

В нашей же стране судья, имеющий зарплату чуть больше прожиточного минимума, должен решать судебные дела порой на миллионы гривен. Просто для того, чтобы прокормить свою семью, он идет на нарушение закона. То же относится к силовым структурам – уровень зарплаты в прокуратуре, милиции, СБУ не соответствует уровню морального и физического напряжения, которому подвергаются сотрудники этих органов. В силовые структуры не заманишь талантливых выпускников ВУЗов. Ведь после дипломирования им предлагают спокойную работу без какого-либо риска в коммерческих структурах с оплатой в несколько раз выше, чем в правоохранительных органах. Поэтому и падает профессиональный уровень наших «силовиков».

Еще одним пороком украинской судебной власти является полная безответственность наших судебных органов за вынесение несправедливых решений. Законом определено, что судья не несет ответственности в случае отмены его решения вышестоящим судом. Судью можно привлечь лишь за заведомо незаконное решение. Но доказать, что судья вынес незаконное решение умышленно – практически не возможно. В результате получается, что судьи зачастую выносят такие решения, что любой человек, имеющий здравый смысл, усомнится в незаинтересованности судьи.

Дисциплинарная ответственность судьи ограничена. Причем привлечь судью к дисциплинарной ответственности простому человеку практически не возможно. Таким образом, коррупцию можно победить лишь обеспечив нормальный уровень оплаты труда должностных лиц, при котором не будет необходимости у госслужащего идти на нарушение закона для обеспечения нормального уровня жизни своей семье. А пока поднимать вопрос о повышении ответственности за совершение коррупционных действий нецелесообразно. Действующее законодательство предусматривает достаточно строгое наказание за коррупцию, но вопрос в том, что практически никто из настоящих коррупционеров не привлекается к ответственности.

Поділитися: