РЕФОРМА КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ – НЕ ЗНАЧИТ КОММУНАЛЬНЫЙ БЕСПРЕДЕЛ!

23 березня 2004 о 07:15 - 2136

Олена Гарагуц


Действительное состояние предоставления жилищно-коммунальных услуг в Днепропетровской

области, исходя из анализа многочисленных обращений граждан в нашу организацию, определяется как общегосударственными проблемами несовершенства и неисполнения законодательных актов, так и местными проблемами функционирования коммунальных предприятий – производителей и исполнителей жилищно-коммунальных услуг, в частности, обоснованностью установления цен на их услуги и получением услуг соответственно установленной цене.

1. Согласно Закона «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» и Государственного классификатора социальных стандартов и нормативов от 17.06.02 г., устанавливаются следующие гарантированные государством нормативы:

– предельный размер затрат граждан на оплату пользования жильем и коммунальных услуг (не более 15% дохода семьи);

– норматив потребления холодной и горячей воды для хозяйственно-питьевых целей на одного человека;

– норматив потребления тепловой энергии для отопления жилья на 1 кв. м отапливаемой площади.

При этом установлены следующие показатели качества предоставленных жилищно-коммунальных услуг:

– непрерывное круглосуточное водоснабжение на протяжении года;

– обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +18С;

– непрерывное круглосуточное снабжение природным газом на протяжении года при условии полной оплаты потребителем.

Конкретный порядок предоставления жилищно-коммунальных услуг установлен Законом «О питьевой воде и питьевом водоснабжению» от 10.01.02 г., Правилами предоставления населению услуг водо-, и теплоснабжения и водоотвода от 30.12.1997 г., Правилами пользования электроэнергией для населения от 23.07.99 г., Правилами предоставления населению услуг газоснабжения от 09.12.99г. Порядок предоставления услуг по снабжению электрической и тепловой энергией с 01.01.04 г. регулируется также ст. 277 Хозяйственного Кодекса Украины. При этом, поскольку предприятия–исполнители жилищно-коммунальных услуг являются, согласно Закона «Об естественных монополиях», монополистами, то на них распространяются положения антимонопольного законодательства, в частности, ст. 9 Закона «О ценах и ценообразовании» об установлении государственными органами фиксируемых и регулируемых цен на такие услуги.

Статьями 29, 39, 40 Хозяйственного Кодекса Украины в лице Антимонопольного Комитета Украины устанавливается государственный контроль за установлением монополистами цен, в том числе на жилищно-коммунальные услуги, этот орган также обеспечивает защиту прав потребителей путем рассмотрения заявлений о нарушении антимонопольного законодательства.

Статьей 18 п.7 Закона «О местных государственных администрациях» установлено, что местная госадминистрация «регулирует цены и тарифы за выполнение работ и предоставление жилищно-коммунальных услуг предприятиями, определяет и устанавливает нормы их потребления, осуществляет контроль за их соблюдением».

В то же время, согласно ст. 28 Закона «О местном самоуправлении в Украине», к полномочиям исполнительных органов сельских, поселочных и городских Советов отнесено «установление в порядке и границах, определенных законодательством, тарифов по оплате коммунальных услуг, которые предоставляются предприятиями и организациями коммунальной собственности соответствующей территориальной общины». Из чего следует, что изменение тарифов на коммунальные услуги исполкомом города областного подчинения правомочно при соответственно устанавливаемых тарифах, утвержденных госадминистрацией, а также при нахождении имущества предприятия, тарифы на услуги которого устанавливаются, в коммунальной собственности (на балансе) именно города, а не в совместной собственности, находящейся в управлении облсовета.

В то же время установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги облгосадминистрацией производится для всех предприятий-монополистов на своей территории и должно быть мотивированным и обоснованным.

Показатели качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, порядок контроля и применения санкций за их нарушение устанавливаются в договоре (ст.901 ГКУ) между владельцем (нанимателем) квартиры и исполнителем услуг, к которым относятся лица, сети которых (трубы, электропроводка) подведены непосредственно к квартирным сетям. То есть исполнителем жилищно-коммунальных услуг являются организации, принявшие на свой баланс многоэтажное здание с его внутридомовыми сетями и инженерно-техническим оборудованием.

На основании Положения о порядке возмещения собственником жилья затрат на технические обслуживание внутридомовых сетей и оборудования жилищного фонда, утвержденного приказом №87 Жилкомхоза от 17.10.96 г, жилищно-эксплуатационные организации (ЖЭО), которые не могут по каким-либо причинам своими силами обслуживать внутридомовые сети, должны заключать договоры на техобслуживание этих сетей с производителями услуг и из полученной от жильцов квартплаты возмещать затраты на такое обслуживание.

В последнее время наметилась тенденция к передаче ЖЭО внутридомовых электропроводок на баланс городских электросетей, являющихся посредником между облэнерго и потребителями. В таких случаях горэлектросети являются исполнителями услуг по электроснабжению квартир.

Договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг оформляется в письменном виде, должен соответствовать Типовому договору, утвержденному в приложениях к соответствующим «Правилам предоставления…» или к «Правилами пользования…», и не противоречить требованиям гл.63 и ст. 177, 509, 1209, 1210 Гражданского Кодекса Украины.

Согласно ст.42 Конституции Украины, государство контролирует качество всех видов услуг и защищает права потребителей, от имени государства защита прав потребителей, в том числе путем подачи в суд исков в интересах потребителей, осуществляется территориальными органами Госпотребзащиты (управления по защите прав потребителей)

Прокуратура осуществляет защиту законных прав граждан, не способных самостоятельно обратиться за защитой своих прав в суд, в частности, инвалидов 1-й группы, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а также несовершеннолетних, жилищные права которых гарантированы ст. 18 Закона «О защите детства».

Права потребителей, кроме Гражданского Кодекса, установлены специальным законом – Законом «О защите прав потребителей». Подача в суд иска о защите прав потребителей освобождена от уплаты госпошлины, согласно Гражданского процессуального Кодекса срок рассмотрения гражданских дел судом не более двух месяцев.

2. Согласно статей 67 и 162 Жилищного Кодекса, оплата коммунальных услуг производится по утвержденным государством тарифам.

Самыми законопослушными являются Облэнерго, указывающие в монопольной цене на электроэнергию для населения отдельно тариф 13 коп. и отдельно НДС – 2,6 коп.

Самые богатые монополисты – газоснабжающие – через Национальную комиссию НКРЭ утвердили цену 1 куб. м. газа, включающую НДС.

Всем известно, что нормативы потребления населением газа завышены, установка счетчика позволяет сэкономить до 50% оплаты за газ, тем не менее, цена 1 куб. м. газа для потребителей, не имеющих счетчика, выше, чем для купивших такой счетчик. Такая дискриминация потребителей по имущественному признаку (наличие или отсутствие счетчика) противоречит гарантиям ст. 24 Конституции Украины, вот и получается, что рост доходов монополистов важнее Конституции.

В соответствии со ст. 319 ГКУ, собственник не может использовать право собственности в ущерб правам граждан, однако собственники коммунальных предприятий – местные органы власти в устанавливаемые тарифы на теплоснабжение также включают НДС, который, согласно Закона «О налоге на добавленную стоимость», взимается с субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих операции продаж. Зачисление пенсионеров с пенсией меньше прожиточного минимума в число предпринимателей позволяет переложить НДС с доходов монополистов на плечи добросовестных пенсионеров, оплачивающих жилищно-коммунальные услуги вовремя.

Как показывают многочисленные примеры из практики, несовершенство Правил предоставления населению услуг от 30.12.97 г. № 1497 не позволяет потребителям заявить претензии по качеству услуг тепло- и водоснабжения, так как предусмотренный п. 41 этих Правил порядок оформления претензий и составления актов реально не применим. И получается замкнутый круг: потребителю нужно, согласно п.п. 37, 38, 39 «Правил», ежедневно (а по поводу горячей воды и по несколько раз в день) вызывать представителя предприятия, оказывающего услуги, и составлять несколько актов-претензий, т.к. колебания температуры горячей воды могут меняться многократно.

На практике суды принимают решения по перерасчёту платы по существу за не оказанные услуги в пользу жильцов только в случае доказательства ими непредоставления качественных услуг лишь с предоставлением документов за каждый день для перерасчёта. А именно: письменное подтверждение об обращении потребителя к предприятию и акт-претензия, подписанные представителем исполнителя услуг или тремя жильцами, проживающими в этом же доме.

И получается, что график работы предприятий зачастую совпадает с графиком работы большинства из жильцов и последние не имеют возможности ежедневно вызывать представителя для составления акта-претензии. Для этого жильцам для восстановления справедливости нужно бросить работу и заниматься урегулированием отношений с исполнителем услуг по их перерасчёту. В таком случае жилец квартиры стоит перед выбором: или же ему, замерзая в собственной квартире, нужно попытаться доказать отсутствие тепла, или доводить собственными обогревательными приборами температуру в своей квартире до температуры +18 градусов и выше, оплачивать по квитанциям за отопление, которого нет, и кроме того, нести материальные расходы на дополнительное отопление обогревательными приборами, вообще лишаясь возможности доказать отсутствие качественных услуг.

Кроме этого, требование п. 36 Правил к исполнителю услуг своевременно заключить договора на предоставление услуг, реализуется путем заключения такого договора теплоснабжающей организацией с балансодержателем многоэтажного дома. С владельцами (нанимателями) квартир теплоснабжающая организация (как, впрочем, и ЖЭК, ЖСК) заключать договора отказывается, поэтому предъявить претензии к качеству услуг потребителю-жильцу квартиры, не имея на руках договора, трудно.

С другой стороны, теплоснабжающие организации через суд заявляют иски по долгам не к субъектам договора – ЖЭКам и ЖСК, а к жильцам квартир, причем часто не к юридически ответственному собственнику квартиры (он может оказаться неплатежеспособным инвалидом), а ко всем прописанным.

Несмотря на отсутствие доказательств договорных отношений, в некоторых случаях суды удовлетворяют такие иски, причем часто в отсутствие самих должников, не имея достоверных доказательств надлежащего извещения должника о времени судебного заседания.

В нарушение ст. 216 ГПК часто в таких случаях суд не направляет в пятидневный срок должнику копию решения суда, лишая его прав на апелляцию. О состоявшемся решении жильцы узнают от государственного исполнителя, обещающего в случае неуплаты в 10-дневный срок присужденной суммы плюс судебных издержек описать и продать за долги квартиру.

Аналогично заявляют иски электроснабжающие организации, хотя исполнителем услуг электроснабжения является балансодержатель внутридомовой электропроводки, у которого несколько лет назад украли из подъезда электросчетчики.

Согласно Правил пользования электроэнергии, запрещено поль-зоваться электричеством без счетчика, исполнитель услуг обязан установить электросчетчик в 3-х месячный срок, причем оплата стоимости счетчика жильцами производится только при наличии их вины в его повреждении.

На практике с жильцов «выдавливают» оплату стоимости счетчика, даже если его украли по вине ЖЭКа, в этих случаях люди годами вынуждены пользоваться электроэнергией без счетчика.

Поскольку существует два вида Правил пользования электроэнергии с разными подходами – для населения от 25.07.99 г. и общие Правила от 18.10.2000, – то оплату без счетчика иногда устанавливают не от фактического потребления (по показаниям до пропажи счетчика), а произвольно: от количества лампочек и марки холодильника, от числа комнат и даже от поперечного сечения электропроводки. Постепенно и ненавязчиво потребителя подводят к выводу, что ему дешевле будет купить за свой счет электросчетчик и не платить ежемесячно лишнее.

В сфере водоснабжения, даже если согласиться с обоснованностью нормы потребления воды 300 литров в сутки на человека, весьма сомнительны основания дополнительных начислений за газ при отключении горячей воды.

В этом случае нарушаются санитарно-гигиенические нормы и государственный стандарт бесперебойного круглосуточного водоснабжения. Поэтому дополнительный расход газа должен оплачивать виновник – исполнитель услуг горячего водоснабжения. Плюс неустойку в пользу потребителя за невыполнение договорных обязательств.

Но тепловодоснабжающие предприятия чаще всего относятся к коммунальной собственности, и облгосадминистрации трудно наказывать родного местносамоуправляемого беспредельщика.

Даже когда жителям г. Днепропетровска услуги отопления квартир предоставляет запорожское «Днепроэнерго», требуя круглогодичной оплаты по тарифам, отличным от днепропетровских, и здесь ст.18 Закона «О местных государственных администрациях» не работает.

В части холодного водоснабжения проблема устаревших, протекающих и требующих замены трубопроводов в сочетании с проблемой неоплаты услуг водоснабжения затмевает проблему обоснованности установления оплаты и норм потребления в зависимости, опять же, от наличия горячего водоснабжения, от предположительного полива предполагаемого огорода и т.д.

В районных отделениях горводоканала не всегда вывешивается структура тарифа за водоснабжение, поэтому потребитель, не выяснив, почему ему выставили для оплаты конкретную сумму, просто прекращает оплату «Водоканалу».

Много законов, по которым неимущим и малообеспеченным (в том числе судьям) установлены льготы по оплате жилищно-коммунальных услугах. Но законами «О госбюджете» на очередной год действие соответствующих статей этих законов о льготах приостанавливается. Такая практика за 2001 год признана неконституционной решением Конституционного Суда 2002 года, но в законе «О госбюджете» на 2003 и 2004 годы опять включены статьи о приостановлении льгот, что противоречит ст. 22 Конституции.

Стоит ли по этому вопросу обращаться в суд, если судьи Донецкого облсуда через Европейский Суд добиваются от государства Украины выплаты долгов по зарплате?

Особо хотелось бы остановиться на хозяйственной деятельности местных коммунальных предприятий Днепропетровского облсовета – «Облтеплоэнерго» и горсовета – «Днепропетровских городских тепловых сетей».

В соответствии со ст.135 Хозяйственного Кодекса Украины, собственник имущества коммунального предприятия по своему усмотрению определяет структуру образованного им предприятия, состав и компетенцию органов управления предприятием, порядок использования имуществом и другие вопросы управления деятельностью предприятия. Использование таких полномочий должно определять положительный результат деятельности указанных предприятий – качественное предоставление услуг теплоснабжения по обоснованным ценам, обеспечивающим прибыльную работу предприятия. Убыточной работа таких предприятий быть не может, так как согласно ст.191 п. 6 того же Хозяйственного Кодекса, если установленные облгосадминистрацией и горисполкомом цены на услуги теплоснабжения не обеспечивают получение предприятием прибыли, то эти органы обязаны своим предприятиям предоставить дотации. Исходя из этого, собственники обязаны тщательно контролировать выполнение коммунальными предприятиями Инструкции по планированию, учету и калькуляции себестоимости услуг на предприятиях ЖКХ от 31.03.97 г., Методических норм потребления электрической и тепловой энергии от 25.10.99 г., Положения о материальном стимулировании коллективов и отдельных работников за экономию топливо-энергетических ресурсов то 21.06.2000 г.

Как это производится, можно судить на примере предприятия «Днепропетровские городские тепловые сети», где в себестоимость услуг теплоснабжения включается зарплата раздутого штата управления (в штате предприятия одних главных инженеров около десятка). Летом, когда из-за долгов за энергоносители 90% котельных не работает, фонд зарплат административного персонала уменьшается всего на 20%. Зарплата рабочих основного производства – операторов котельных и теплопунктов, от которых непосредственно зависит экономия энергоресурсов, – в 1,5-2 раза ниже зарплаты админуправленческого персонала и рабочих вспомогательного производства.

В таких условиях не удивительно, что долги предприятия растут, удивительно другое – предприятие работает без дотаций, то есть прибыльно, за счет повышения тарифов.

Еще одна интересная деталь: в Уставе предприятия записано, что собственник не несет ответственности по обязательствам предприятия. Таким образом, открыта дорога к банкротству предприятия.

Аналогичные проблемы со структурой себестоимости услуг теплоснабжения и на других коммунальных предприятиях Днепропетровской области.

3. Как можно улучшить нынешнее положение с предоставлением жилищно-коммунальных услуг?

Во-первых, совершенствованием законодательной базы – через депутатов Верховной Рады добиться первоочередного рассмотрения проектов Жилищного Кодекса, Программы реформирования и развития ЖКХ до 2010 г., проектов Законов «О жилищных, коммунальных и хозяйственных услугах», «О социальном жилье» и соответствующей разработкой и принятием подзаконных нормативных актов.

Согласно действующему с января 2004 г. Закону «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности», нормативные документы, которые устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, применяются неоднократно относительно неопределенного числа лиц и

которые направлены на регулирование хозяйственных отношений, относятся к регуляторным актам, а такие акты неправомочны без предварительного опубликования и установленного Законом обсуждения и учета общественного мнения. Этот Закон дает возможность общественности участвовать в процессе установления цен на жилищно-коммунальные услуги, предусматривает рассмотрение жалоб специальными регуляторными комиссиями при местных органах власти с обязательным присутствием общественности.

Лицам, имеющим на руках договоры о предоставлении жилищно- коммунальных услуг (в первую очередь ЖСК), на основании п. 9 Конечных и Переходных положений Гражданского Кодекса Украины можно обратиться к исполнителю жилищно-коммунальных услуг с предложением привести положения существующего договора в соответствие с главой 63 ГКУ. При этом следует обратить внимание, что в старых договорах исполнители услуг теплоснабжения предусматривают санкции за нарушение показателей качества, забыв указать их конкретно, хотя ссылки на СНиП «Отопление» в договоре присутствуют.

Необходимо, чтобы в договоре были указаны показатели качества услуг отопления, установленные пунктами 3.28 и 3.30 СНиП 2.04.05-914 «Отопление», а именно: разность давления в подающем и обратном трубопроводах на вводе в здание не менее 150 кПа и температура теплоносителя в стояках водяного отопления не должна отличаться более чем на 8 градусов.

Владельцам (нанимателям) квартир можно посоветовать внимательно изучить положения указанных выше документов и обратиться к соответствующим исполнителям жилищно-коммунальных услуг в доме с требованием заключить договор на предоставление услуг. Отказ в заключении договора должен быть обжалован в судебном порядке как нарушение прав потребителя.

ВАШИ ПИСЬМА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НАПРАВЛЯЙТЕ ПО АДРЕСУ: ДНЕПРОПЕТРОВСК, УЛ. Т. ШЕВЧЕНКО, 32, К. 202, ТЕЛ.: 744-72-58

Поділитися: