Транспортная проблема надумана

10 березня 2004 о 11:05 - 1068

Когда я работал социологом на заводе им. Петровского, мы провели исследование по транспортной проблеме, которая тогда была острой. Из-за плохой работы транспорта некоторые «петровцы» даже меняли место жительства или уходили с завода. С учетом результатов исследования руководству завода совместно с горисполкомом тогда удалось решить эту проблему. Были введены новые маршруты автобусов №№ 3 и 47, больше стало ходить троллейбусов № 4 и т.д. У людей появилась возможность добираться на работу 12-ю маршрутами и 5 видами транспорта, даже таким экзотическим как водный трамвай. Тогда «петровцы» предполагали, что трамваи №№3, 5 и 14 будут доставлять их на завод вплоть до выхода на пенсию…

Сейчас планируется закрыть ряд маршрутов трамваев и троллейбусов. Но они остались единственным общественным транспортом в городе, на котором пенсионеры могут ездить бесплатно. Получается, что правительство предоставило льготу пенсионерам, но на практике она не сможет быть использована. Поэтому, прежде чем принимать окончательное решение, данную проблему следует глубоко изучить, чтобы непродуманными действиями не усложнить людям жизнь.

Транспортные маршруты по своей природе консервативны и должны меняться очень редко. Когда нам по телевидению показывают города Западной Европы, мы видим, что по ним по-прежнему ездят и трамваи, и троллейбусы, как и пятьдесят лет тому назад. Оно и понятно – электротранспорт экологически чистый, большой вместимости, недорогой. Нам бы развивать его. Например, пустить троллейбусы на ж/м «Приднепровск» и «Северный», можно не закупать «Богданы» и «Мерседесы», а эти деньги направить на развитие электротранспорта. Тем более что «Богданы» ненадежны с точки зрения безопасности пассажиров, а подержанные «Мерседесы» потребуют запчастей, на которые как всегда денег не будет. И транспортная проблема вернется на «круга свои».

Правда, у нас есть метро, которое доставляет пассажиров с западных жилмассивов до ж/д вокзала. За сутки «подземка» перевозит 40-45 тыс. пассажиров, в плохую погоду – 70-75 тыс., хотя пропускная способность – 150 тыс. пассажиров. И больше пассажиров не будет, метро терпит убытки. И всегда будет убыточно, потому что пассажиров дополнительно взять негде, к тому же пенсионеры предпочитают ездить бесплатно троллейбусом №13.

По данным переписи населения, в городе проживает немногим более одного миллиона человек. Это официально. А неофициально – меньше. Часть людей выезжает на заработки в другие города и страны. Какая-то часть – в села, где выращивает с/х продукцию, чтобы хоть как-то выжить, и др. Метро же рентабельно, когда в городе проживает более 5 млн. человек и оно соединяет с центром все крупные жилмассивы. Даже в Киеве метро убыточно, а ведь в столице проживает почти 3 млн. человек. Напрашивается единственно правильный вывод – метро следует закрыть и продать предприимчивым людям, пусть строят там гаражи, казино, выращивают грибы. Метро красивое, в него вложены огромные средства, одно плохо – оно убыточно и никогда прибыльным не будет. Метро, как черная дыра, будет поглощать сотни миллионов гривен и сдерживать развитие всего транспортного хозяйства города.

Нашему метро, в принципе, и развиваться некуда. Например, планируемая линия от вокзала до пл. Октябрьской бесперспективна – откуда там возьмется большой поток пассажиров? На проспекте К.Маркса жильцов становится все меньше, а все больше дорогих магазинов, казино, ресторанов. Проспект и прилегающие к нему улицы превращаются в квартал для богатых, которые, как известно, на метро не ездят. Надежда на студентов тоже призрачная – какая-то часть из них будет пользоваться метро, однако большинство студентов живет в общежитиях рядом с вузами, в районах города, отдаленных от метро.

Планируемая линия метро через р. Днепр, по пр. Правды до «Дома торговли», будет строиться, как свидетельствует прошлый опыт, лет 20. Вполне возможно, что к тому времени по опыту Москвы и других европейских городов, из центра через пр. Правды и до Новомосковска будет ходить скоростной монорельсовый трамвай, и надобность в дорогостоящем метро отпадет. Такие трамваи могут ходить также на ж/м Тополя, Победа, Коммунар. Получается, как в той рекламе: «Зачем платить больше?»

На западе метро считается транспортом для бедных. В нем, в основном, ездят мало имущие слои населения: безработные, пенсионеры, студенты, бомжи. Похоже, и у нас создается такая же ситуация. Бедных хотят загнать под землю, чтобы они своим жалким видом не портили городские пейзажи.

Планируется сокращение числа маршрутных такси. Но кто будет возмещать убытки людям, которые купили микроавтобусы, влезли в долги? Ведь они надеялись, что будут работать водителями маршрутных такси многие годы. По моим наблюдениям, более 90 процентов водителей маршрутных такси добросовестно выполняют свою работу. Это опытные и дисциплинированные водители. Конечно, если задаться целью опорочить человека, то, как говорится, «свинья грязь всегда найдет».

Вообще, трудно понять, зачем затеяна транспортная реформа. Чтобы отлучить пенсионеров от бесплатного общественного транспорта? Или чтобы выручить производителей «Богданов», представляющих опасность для пассажиров? Или продавцов металлолома в виде подержанных «мерседесов»? Ведь транспортной проблемы в городе не существует. Она надуманна и искусственно раздувается. В городе сложилась надежная транспортная сеть. Где-то есть слабые места, но их можно подправить. Но существенно перекраивать транспортную систему и тратить на это огромные бюджетные деньги нет никакой необходимости. Мне кажется, что в данном случае нужно искать ответ на вопрос: «Кому нужна такая операция – транспортная реформа – с привлечением больших бюджетных средств?»

Поділитися: