Двойные стандарты

12 лютого 2004 о 16:30 - 990

Олена Гарагуц


Комментариев происходящих в Украине и ее парламенте событий, как и отношений к различным проектам политической реформы, можно услышать огромное множество. Оптимизм некоторых приближенных к Президенту Кучме политиков по поводу того, что Парламентская Ассамблея Совета Европы согласилась считать кризис в Украине не конституционным и не парламентским, а политическим, можно попытаться понять, но разделить – никак не возможно.

Впрочем, и для понимания у нас нет никакой мотивации. Л.Кучма и его окружение привыкли сетовать на судьбу, что нас, дескать, в Европе не воспринимают за европейскую державу, применяют по отношению к Украине «двойные стандарты», дают рекомендации, учат, как и что нам делать.

Попробовать же разобраться хотя бы в элементарных причинах подобного отношения европейцев к Украине и украинцам нашим «великим правителям», пребывающим в течение более трех лет, с начала кассетного скандала и исчезновения Г.Гонгадзе, в перманентном кризисе власти и международной изоляции, как всегда, не позволяет их уровень развития (или степень недоразвитости мышления). А может быть, сказывается, что у технаря-ракетчика во все времена категории моральные были не в почете?

С завидной ефрейторской прилежностью придворные перенимают манеры и повадки патрона в общении с людьми, не говоря уже об оппозиции, прибегают к прямому унижению национального и человеческого достоинства, полагая, что «все мы украинцы немного с придурью», совершенно забыв о существовании ст.28 Конституции Украины про право каждого человека на уважение его достоинства.

Представитель Президента в Верховной Раде А.Задорожный оказался, по-видимому, самым способным, и с легкостью попытался стереть различия, установить единые стандарты общения как с оппозицией в стране, так и с представителями ПАСЕ, назвав докладчиков Мониторингового комитета по Украине Ханну Северинсен и Ренату Вольвенд «двумя сумасшедшими дамами».

Как вы думаете, такое поведение официального представителя нашего гаранта Конституции в Верховной Раде и в ПАСЕ прибавит авторитета Украине, а украинцам уважения? Теперь понятно, почему к нам в Европе относятся как второсортным членам сообщества? В родном же отечестве «великим» подсказать некому, что вести себя так не подобает гражданину, государственному деятелю, политику, мужчине, наконец.

Вот и приходится нам выслушивать советы из Европы, что снова будет расценено как «двойной стандарт». Конечно, ведь в Европе никому и в голову не придет, тем более чиновнику или политику, публично оскорбить человека, не принести ему извинения и при этом не уйти в отставку. Так что советов типа «мальчик, плеваться – нехорошо» там попросту некому давать из-за отсутствия явления, а голосовать двумя карточками в Европарламенте не позволено никому, даже нашему земляку Раханскому. Поэтому и идут подобные советы только на экспорт в Украину.

Думаю, что ПАСЕ смягчила резолюцию, определяя кризис в Украине только политическим. На самом деле, наряду с политическим определяются все признаки кризиса как конституционного, так и парламентского. А как еще можно назвать состояние, когда большинство статей Конституции Украины, формально записанных в ней и гарантирующих права и свободы граждан, реально не работают?

Какое право граждан ни возьми – конституционных гарантий никаких. Главное, гарант давно уже ничего никому не гарантирует.

Скажем, ст. 39 Конституции гласит, что граждане имеют право собираться мирно, без оружия, и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации, о проведении которых своевременно извещаются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.

Однако в Днепропетровске уже в четвертый раз горисполком своим решением №2207 от 21.08.03г. утвердил антиконституционное «Положение о проведении массовых мероприятий в г. Днепропетровске». Потрясающий своей «новизной», суживающий конституционные права и свободы граждан документ появился в газете «Наше місто» как раз в день выступления водителей городских маршруток за свои права, против сокращения маршрутов и угрозы потери работы для 1.500 водителей.

Городские власти запрещают протестовать, запрещают отстаивать свои интересы, бастовать? А как же ст.44 Конституции, не только разрешающая, но и гарантирующая нам это право, – тоже не работает или противоречит решению горисполкома?

Опубликованное Положение уже не первое в городе. Первые подобные Положения стараниями членов Социалистической партии Украины опротестованы в суде и отменены как незаконные и нарушающие конституционные права граждан. Уверен, что судьба этого Положения предрешена. Разве что парламентское большинство внесет поправки в Конституцию Украины на основании вышеуказанного решения исполкома Днепропетровского городского совета №2207 от 21.08.03г.

Всем согражданам могу посоветовать протестовать там, где вам удобно, где вас услышит власть, где вы добьетесь защиты своих прав. Для граждан не суть важно: конституционный ли, парламентский или политический кризис поразил Украину. Главное, что права человека в кучмистской Украине по-прежнему не являются приоритетным направлением развития государства. В этой связи Социалистическая партия Украины последовательно выступает за смену системы власти, что приведет к реальному обеспечению гарантий наших прав и свобод.

Поділитися: