Наш ор в транспортный рев

26 січня 2004 о 16:02 - 1490

Неприятная осенняя морось. Несколько человек стоит под пластиковым колпаком автобусной остановки. Один из людей читает вечернюю газету, другой, пожилой человек, мирно беседует со своей, видимо, супругой. К стоящим присоединяется еще один, который, став под колпак, поглядывает на часы – 23:39.

Откуда-то послышалось мирное урчание двигателя. Спустя мгновенье перед ожидающими возник силуэт, а потом стал виден ярко освещенный просторный салон рейсового городского автобуса. Двери мягко, почти беззвучно растворились, поглотив людей в свое уютное, теплое нутро… Время 23:40. Автобус медленно тронулся, мягко скользнув дверями, и вскоре исчез за поворотом…

…Эх, нет у нас пока подобных удобств европейской жизни. Ниже мы узнаем, почему.

Те, кто возит и будет возить

Инциденты с водителями маршрутных такси возникали неоднократно. И хоть однажды каждый из нас слышал, как водила бранился в адрес старушки, медленно вползающей в салон, или старика, тычущего сразу несколько удостоверений на право льготного проезда: ветерана, участника, ликвидатора и т.п. Стало быть, водительская грубость просто-напросто вызвана тем, что водитель, везя льготника, не получит, максимум, одной гривны. Это что касается человеческих качеств.

Сегодня по городским улицам колесит примерно полторы тысячи маршруток. Пусть большинство их водителей профессионалы (потому как дилетантам там не место), ну пусть полупрофи, однако зачастую их самонадеянность вызывает возмущение. Лично неоднократно убеждались в преступной халатности некоторых маршрутчиков. Представьте себе ситуацию – скорость маршрутки 100 км/час, а водила бросает «штурвал» и наклоняется, чтобы поднять с пола 50 копеек, которые ему передали, да при этом еще и обгоняет легковушку! А недавно на маршруте Днепропетровск-Новомосковск (отправляется с Центрального автовокзала) пассажиры буквально будили уснувшего практически на той же скорости водителя. К тому же, создается впечатление, что в г. Новомосковске на пригородных маршрутках контроля за перевозкой пассажиров вовсе нет. Водители, несмотря на вроде бы жесткий график, могут позволить себе некоторые вольности. Ну, например, заехать вместе с пассажирами… к себе домой, или на заправку, или вообще отказываются от последнего рейса. Так, в г.Перещепино после 17:00 уехать уже невозможно, а в п.г.т. Губиниха полупустые микроавтобусы курсируют до 19:00-20:00.

Вывод напрашивается сам: кроме собственной материальной выгоды, ни водителей, ни организаторов этого бизнеса ничего больше не волнует. Как вытекающее: установка дополнительных сидений в салоне, провоз пассажиров стоя, превышение скорости движения и т.д. Но и это еще «цветочки».

«Ягодки»: в 2003 г. было выявлено 13 тысяч нарушений со стороны водителей маршрутных такси. Совершено 39 ДТП по вине водителей микроавтобусов. При этом 7 человек погибло, 123 – пострадало. Только за декабрь было выявлено 15 человек, управляющих автобусами в нетрезвом виде. И это – упрек тем, кто подбирает персонал для работы водителями пассажирских перевозок маршрутными такси.

То, на чем возят и будут возить

Теперь что касается непосредственно качества техники для перевозки пассажиров.

Непонятно, чем обосновывали чиновники свой тезис, что «безопасность движения в городе улучшилась с момента пуска автобусов средней и большой вместимости». Но вот, 29 декабря т.г. новенький, только что вышедший в свет «Богдан» врезается в железобетонную опору, в результате – десяток пострадавших и одна погибшая, автобус от удара рассыпается, словно картонная коробка… Последствия аварии можно было бы списать только на водителя, но 11 декабря в Киеве произошел подобный инцидент: столкнулись два «Богдана» (один из автобусов на полном ходу врезался в «Богдан», который следовал впереди), в результате все, кто во время движения стоял в салоне, оказались на полу – сильные деформации поручней не дали им возможности удержаться, также произошел сдвиг некоторых сидений – а 4 человека получили серьезные травмы.

Поэтому стоит ли удивляться, что водители днепропетровских маршруток окрестили «Богданы» «пластмассовыми»? Видимо, стремясь удешевить автобус, конструкторы «Богданов» переборщили с пластиком.

Кстати, отчитывающиеся по поводу произошедшей в Днепропетровске аварии с «Богданом» гаишники почему-то принимают весь огонь на себя и грамотно «отмазываются» от вопросов о ненадлежащем качестве самого автобуса.

Однако, видимо, чиновники извлекли урок. И если 1 октября 2003г. днепропетровская мэрия отрапортовала о том, что «к концу нынешнего года будет закуплено 150 таких (марки «Богдан» – ред.) автобусов, а в следующем – 500 [штук]»* , то после аварии планы резко изменились: как заявил 13 января с.г. начальник Управления транспорта горисполкома Василий Маципура, «власть Днепропетровска намерена приобрести в этом году в Западной Европе 480 отреставрированных пассажирских автобусов большой вместимости «Мерседес», «Манн», «Неоплан»**. (Для справки: новый «Богдан» стоит $28 тыс. за штуку, а стоимость одного европейского отреставрированного автобуса не ранее 1985 г.в. – 30 тыс.долларов).

Итак, на улицах Днепропетровска скоро появятся автобусы европейского секонд-хэнда. Так что ностальгирующим по СССР гражданам остается не так много времени на то, чтобы «вспомнить молодость» – еще можно проехаться на старом-добром венгерском «Икарусе», но только на одном – 60-ом автобусном маршруте. Торопитесь!

О ценности пассажиров

Наверное, даже неискушенные днепропетровцы заметили, сколь много внимания в последнее время уделяется вопросу перевозки пассажиров в городе: горисполком объявляет тендер среди перевозчиков, он же настойчиво приглашает горожан подключиться к обсуждению сети маршрутов и условий перевозок (Правда, на официальном сайте мэрии (www.meria.dp.ua) схема и условия тендера, обсудить которые настоятельно предлагает горожанам власть, недоступны. Это что, шутка такая? «Наша собака мяса не ест. – Почему? – Да потому, что мы ей его не даем!»); маршрутчики в это время бастуют; половина официальных сообщений пресс-службы городского головы посвящена транспортной теме, ежедневно она поднимается и в городских СМИ… Единственный вывод из всего этого многоголосого рева: видать, бизнес пассажирских автоперевозок – очень выгодный, и каждый спешит откусить свою часть «пирога», а кто уже откусил – отбивается от других «сладкоежек». И это вселяет оптимизм: можно надеяться, что столь высоко оцененный пассажирский спрос на перевозки скоро удовлетворит долгожданный недорогой, услужливый и вежливый перевозчик. Так что, дорогие читатели, вы, как пассажиры, очень-очень дорого стоите!

* Цитируется по интернет-газете «Украинские промышленные новости» (Ukrindustrial.com, 02.10.03).

** Цитируется по интернет-газете «Реактивные новости» (Mignews.com.ua, 13.01.2004).

Поділитися: