Лототрон у “Технобума”

26 січня 2004 о 15:42 - 1226

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Я человек пожилой и хорошо помню, что очень долгое время у нас была довольно однотипная реклама: “Слава КПСС!”, “Идеи Ленина бессмертны” (эта висела над памятником Ленину, где сейчас – “КиївСтар GSM”), “Решения ХХ съезда – в жизнь” и тому подобное. Может, кто-то помнит, как нам впервые показали по телевизору “их” рекламу; почти все мы помним, как начиналась наша, и все мы прошли путь от восхищения, интереса до раздражения и отвращения.

Раньше для покупателя была проблема купить нужную ему вещь, а продавец лениво отгавкивался – “вас много, а я один”, “не нравится – не бери”. Сейчас те времена безвозвратно канули в Лету. Продавец ищет покупателя, продавец любит покупателя. Или, по крайней мере, как неверная хитрая жена, притворяется, что любит.

А скидки! А цены! А качество!

Многие даже торгуют себе в убыток, лишь бы привлечь и ублажить любимого покупателя – “Цены производителя”! То есть, как я понимаю, производитель отпускает колбасу по 10 грн., и по 10 же продает магазин, а транспортные расходы, аренда помещения, оплата продавцов и охраны – это благотворительность от магазина.

Особенно меня умиляет, когда я вижу два магазина, торгующие одними и теми же товарами по разным ценам, на каждом из которых аршинными буквами написано: “У нас самые низкие цены”.

А те блага, которые получит покупатель, купив товар – он подтвердит свой утонченный вкус, свою мужественность (женственность), приобретет шарм, изысканность, и даже обояние, как обещает магазин “Ева” на углу Плеханова и Миронова.

Покупатель у нас все более ученый и все менее покупается на подобные изыски. Кое-кто начинает соображать, что и бигборды, и теле- и радиосюжеты, и шоу, и презентации, а также охрана, продавцы-консультанты, маркетологи, специалисты по рекламе, сторожа, уборщицы, офисы и мебель в них, – все это оплачивается из денег, которые заложены в цену товара и которые вынимаются из карманов доверчивых покупателей…

Но рекламные акции совершенствуются. Наши ловцы человеков изобретательны, и, кроме того, в их распоряжении богатейший мировой опыт. Последнее время стало модным поветрие: каждому покупателю – приз! Покупаешь телевизор за 3.000 гривен, а тебе вручают календарик на 2004 год, или хлопушку. Мелочь, но приятно.

Но каждому покупателю подарок – это же сколько надо календариков! Даже если они по цене производителя, скажем, 5 копеек, 1.000 покупателей – это 50 гривен, которые на полу не валяются, а есть магазины, для которых 1.000 покупателей – не так уж и много.

Вывод простой – дарить подарок подороже, но не каждому. И магазин “Технобум”, например, объявил рекламную акцию – розыгрыш 100 ценных призов среди покупателей. Покупателей где-то 6.000, один приз на 60 человек – очень неплохие шансы, перед которыми национальная лотерея просто отдыхает. Но, с другой стороны, даже если явится не 6.000, а, скажем, 300, каждый из которых купил, пусть на 100 гривен, и половина получит-таки призы, магазин в накладе не останется.

Действо было назначено на 11 января, на 11 часов, в парке им. Лазаря Глобы.

В этот же день ко мне обратились читатели с возмущениями, но такая уж ментальная структура лохов – с деньгами они расстаются легко и охотно, но расставшись и не получив обещанного приза, обижаются. Одна читательница, пожилая учительница, особенно настаивала на встрече, и я ссылаюсь на ее рассказ, потому что беседовал с ней лично.

Обшарпанная сцена, кислотного вида нечесанные ведущие. В 11 они одели яркие куртки, и действо началось. В небольшой лототрон с трудом впихнули бумажки розыгрыша, пригласили ребенка, который с трудом доставал до заветной щели, и начали розыгрыш. Конечно, обладатели многих номеров отсутствовали. Но ведущий долго-долго вызывал счастливчиков, в то время как остальной народ нервничал и томился. Они пришли получить призы, или, по крайней мере, попытаться получить призы, а их попотчевали еще и брейк-дансом. Это в январе. Под открытым небом.

Но дело не столько в шоу, сколько в общей культуре обслуживания “Технобума”. Покупательница стиральной машины за 2 с лишним тысячи гривен была возмущена тем, что дома, разобравшись со врученными ей документами, обнаружила, что ни даты продажи, ни гарантийной печати в них нет. К счастью, она сохранила чек, и мастер, устанавливающий машину, посоветовал ей снова обратиться в магазин. Кстати, неплохой маркетинговый ход – “Технобум” обеспечивает себе автоматический возврат покупателя – может, он себе еще что купит. А не придет – это его проблемы, с которыми он столкнется только в том случае, если вещь потребует гарантийного ремонта. Покупательница, отстоявшая два с лишним часа на шоу и справедливо обиженная на магазин, попросила меня разобраться.

– Ноги моей там больше не будет, – говорила она, – и всем знакомым расскажу.

Ну что возьмешь с филолога – как в том анекдоте – “я эстет, жена филолог”, да и мне стало любопытно, и я пришел в “Технобум”.

Охранник, к которому я обратился и которому я представился, сказал, что директора нет и направил меня к товароведу.

Я включил диктофон и подошел к симпатичной женщине за стойкой.

Насчет шоу она объяснила, что это не в ее компетенции, что им занимался рекламный отдел, а насчет документов…

– Это не наш гарантийный талон, – сказал она. – Ах нет, вот наш чек.

Господа! Требуйте и тщательно сохраняйте чеки на купленный товар!

Она проводила меня в отдел стиральных машин, где еще более симпатичная девушка подтвердила, что товар куплен у них, но не в ее смену, и объяснила, что так как машина поступила покупателю со склада, то штампа на гарантийном талоне и не может быть, потому что на складе штампа нет.

Появился дежурный администратор, который был искренне возмущен, увидев у меня включенный диктофон. Он указал мне на мою непорядочность, на отсутствие журналистской и общечеловеческой этики, на то, что я нахожусь на территории частной собственности, где могу пользоваться диктофоном только по специальному разрешению администрации, и в конце концов я диктофон выключил. А жаль.

Потому что дежурный администратор Игорь четко, внятно, логично, последовательно объяснил мне, что на массовых мероприятиях не могут быть все довольны, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, что обязательно должны быть обиженные, которые зря пришли в парк Глобы, что была масса звонков с благодарностями. Когда я спросил его полное имя-отчество-фамилию, потому что на бейдже было просто “Игорь”, а на страницах газеты по отношению к хорошему умному человеку это может выглядеть фамильярно, он сказал мне, что он не хочет славы и что я по закону не имею права без его согласия упоминать его имя.

Хорошо, что такого закона нет. Или плохо? Тогда бы мы писали только о хороших людях.

А мистическое отношение к диктофону работников такого продвинутого в техническом отношении магазина как “Технобум” меня просто очаровало – уж кто-кто, а они должны понимать, что диктофон – простой рабочий инструмент. Как авторучка. Правда, авторучкой мне разрешили пользоваться без звука. И по закону, по уголовному, кстати, праву, нельзя препятствовать журналисту в выполнении его профессиональных обязанностей – можно попасть и под уголовную ответственность.

Господа! Если вам на пути попался журналист с диктофоном, не бойтесь ни его, ни диктофона. Если можете, контролируйте свою речь и не ругайтесь матом. Имейте в виду, что все, что вы скажете в общении с представителем СМИ, может в этих СМИ появиться, независимо от того – с диктофоном представитель или нет. Диктофон не позволит журналисту переврать вашу речь. Но вы имеете право хранить молчание.

Игорь сказал мне, что давать информацию без ведома начальства он не имеет права, и объяснил, как встретиться с директором. К сожалению, у нас еженедельник, который задает жесткий ритм, и потому я очень надеялся, что смогу поговорить с директором во вторник.

Я пришел в магазин еще раз около полудня. Судя по всему, директору уже доложили о моем вчерашнем визите и о «хамском» поведении с диктофоном. Она сразу отказалась говорить что-то под запись, и вообще отказалась со мной разговаривать. На предложение просмотреть уже написанный этот материал, который я принес с собой на дискете, она тоже ответила решительным отказом…

Ну что ж, я вынужден представить его на твой суд, читатель, несогласованным. Бывает.

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: