Разборки ширятся, а тендера все нет

25 грудня 2003 о 10:07 - 1073

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Все согласны с тем,

что грядут изменения.

Спор идет только о направлении.

NN

Что-то неладно не в первом, но и не во втором городе Украины.

Речь о рр-революционной ситуации на пассажирском транспорте Днепропетровска, которая, судя по всему, выходит из-под контроля властей. По большому счету, контроль, конечно, есть. Какой – вопрос интересный…

Бумага все стерпит…

Единственное положительное явление на транспортной ниве Днепропетровска – это появление на улицах новеньких «Богданов» и «Эталонов». Их действительная экологическая безопасность по самым жестким нормам, пожалуй, главное для самого грязного в экологическом смысле мегаполиса Украины. Во-вторых, автобусы все-таки украинские. Значит, – новые рабочие места, увеличение отчислений в местные и госбюджеты. Тем более что Бориспольский автозавод уже получил на первое полугодие следующего года приличный заказ из Днепропетровска на «Эталоны». В-третьих, улучшилась безопасность движения, точнее, снизилась его опасность, которую создавали ветхие маршрутки. В-четвертых, автобусы большей вместимости особенно порадуют жителей спальных окраин – «Тополей», «Паруса», «Левобережного» и прочая, прочая. В-пятых, новые экономичные автобусы позволят без особых финансовых проблем перевозить льготников.

Вот что писали недавно в редакцию жители поселка Мирный:

«…К нам на поселок сейчас ходят только маршрутки, проезд в которых 1 грн. Но пенсионеры не могут позволить себе ездить за такие деньги, а по льготам можно садиться по одному человеку. Приходится ожидать около часа или идти пешком до тупика 12-го трамвая. Не каждому пенсионеру это под силу. Наши дети, посещающие школу и садик, должны ходить пешком, так как в маршрутках с них требуют плату, как со взрослых. Особенно эта проблема обостряется в период зимних непогод и холодов».

Совместить «приятное с полезным» сейчас возможно исключительно благодаря автобусам большой и средней вместимости. Иными словами, сниженная плата за проезд для пассажиров и бесплатный для льготников под силу только «Эталонам» и «Богданам». Плюс «рассасывание» утренних и «вечерних» «хвостов», напоминающих своими размерами очереди в войну за хлебом.

Прекрасно все понимая, Иван Куличенко развязку «гордиева узла» транспортных проблем видит в выходе на все городские маршруты, по меньшей мере, 600 таких машин. Действительно, они смогут безболезненно заменить полторы с лишним тысячи официальных микроавтобусов. Собственно, именно мэр дал «зеленый свет» появлению в Днепропетровске первых «Эталонов» и «Богданов».

Война без правил

Когда по распоряжению(!), обратите внимание, мэра предпринималась попытка ООО «Никтранс» организовать бесплатный проезд малоимущих, школьников и льготников на одном из маршрутов, его водителя просто избили. Досталось за компанию и автобусу. В итоге маршрут замер на неопределенное время. Ваш корреспондент сам был свидетелем бесцеремонного «выдавливания» с дороги на одном из пригородных маршрутов одного микроавтобуса другим. Получается, что на трассах, улицах и проспектах имеет место воинствующая партизанщина, не предусматривающая соблюдения каких-либо правил.

Вообще с организацией перевозок днепропетровских граждан наблюдается полный, мягко говоря, бардак. На одном и том же маршруте цены за проезд отличались осенью, как «Мерседес» от «Таврии». Скажем, на одном – полтинник, на втором и третьем – 75 коп. и 1 гривна соответственно. Пассажирам первый и второй варианты нравились, зато «гривневым» водителям – отнюдь. Дело зашло так далеко, что водителям дорогих маршруток ничего не стоит нынче перекрыть своими авто дорогу «бедным» конкурентам. Можно представить себе чувства пассажиров салона, когда водитель одного маршрутного микроавтобуса попросту заблокировал проезд другому такому же автобусу, требуя пересадки пассажиров в свой транспорт. Что характерно, такие разборки стали на многих маршрутах обычным делом.

А что же многочисленные контролирующие органы, призванные недопущать и карать? В ответ на многочисленные жалобы и заявления, включая обращение группы народных депутатов,- тишина. Единственный, кто оперативно отреагировал – это начальник Днепропетровского областного автотранспортного управления Дмитрий Кубрак. Его сотрудники в содружестве с операми-гаишниками отработали несколько маршрутов и на всех выявили вопиющие нарушения. О чем и поставили в известность управление транспорта горисполкома и других заинтересованных лиц.

Широко закрытые глаза чиновника

Все-таки городские власти признают, что проблема перевозки населения существует. Увы, их благие намерения пока сотрясают только воздух. По сведениям из хорошо информированных источников известно, что, по меньшей мере, 14 автотранспортных предприятий различной формы собственности так и не выполнили условия прежнего тендера о перевозке в автобусном режиме за полтинник. Более того, если раньше предприятия получали разрешения на перевозку пассажиров и соответствующим образом выполняли свои обязанности, то картина нынче наблюдается совсем иная.

Нарушители, которых горисполком лишил права на работу за невыполнение условий прежнего тендера по перевозке льготных категорий, по-прежнему «на коне». Одновременно в опале оказываются те самые перевозчики, которые уменьшили цену на билеты и стали возить всех льготников.

Автор этих строк с удивлением выяснил, что работа городских маршруток на 70 процентов закрыта огромной тенью. Полным ходом идет распродажа прав на перевозку…самими перевозчиками. А для покрытия расходов хозяева маршрутов увеличивают, вопреки полученной лицензии, численность машин на линии, уплачивая легальный 120-гривневый налог.

Неужели всего этого не знают в инспекции по вопросам пассажирских перевозок? Ой-ли… Попытка пообщаться с главой управления транспорта горсовета Василием Маципурой на вышеупомянутые темы закончилась ничего не значащими отговорками. Секретарь же горсовета Сергей Михайлович Костюченко занят до такой степени, что встретиться с прессой ему недосуг.

Кто по несчастью бывал в областной детской, онкоцентре или родильном доме № 2, тот знает, как трудно туда добраться или уехать. В ответ на отправленную еще 3 февраля просьбу 66 медиков о назначении нового маршрута, они получают оригинальный ответ: «…Сообщаем, что городские магистрали перегружены… и связать все жилмассивы с предприятиями, культурными учреждениями, больницами(!)… маршрутами, обеспечивающими беспересадочные поездки, невозможно. Все предложения по открытию новых маршрутов будут рассматриваться в комплексе при оптимизации маршрутной сети, после изучения пассажиропотоков».

Интересно, каким образом тяжело больной человек, не имеющий персонального авто, должен добираться, скажем, в онкоцентр с несколькими пересадками?

И потом, каким образом собираются или уже изучают пассажиропотоки? С помощью Харьковского автодорожного университета? Возможно. Только исполнители этого исследования, как правило, студенты и пенсионеры, вряд ли могут получить реальные, подчеркиваю, результаты, поскольку почти на каждом маршруте численность машин далека от фактической. Такая же история и с ежедневной выручкой каждой маршрутки по вышеупомянутым причинам.

Автор этих строк не специалист, но имеет свое собственное мнение, подкрепленное личным опросом не одного десятка горожан. Не проще ли вернуться к старой советской, да что там, по сей день успешно существующей мировой системе городских транспортных перевозок автобусами средней и большой вместимости? Но чтобы подавляющее число маршрутов были сквозными, пронизывая насквозь весь Днепропетровск. Причем движение должно быть строго по графику, как и определенные в соответствующих местах остановки. А маршрутные такси-микроавтобусы сделать вспомогательным транспортом? К слову, лет 30 назад маршрутки уже «бегали» по Набережной Ленина, заполняя извозную нишу между троллейбусом и «Волгой»-такси. Что характерно, при минимуме личных авто никто тогда в микроавтобусы особо не рвался, поскольку общественный транспорт ходил ритмично.

Объективности ради стоит заметить, что после приостановки работы на троллейбусных маршрутах №11 и 13 начальник управления транспорта горсовета В.Маципура издал 24 ноября нынешнего года приказ о дублировании этих маршрутов автобусами большой вместимости с перевозкой в них льготных категорий граждан. Это, пожалуй, единственный позитив на сегодняшний день.

Слышащий да услышит

Бесконечный поток жалоб избирателей на работу городского транспорта привлек внимание девяти народных депутатов от Днепропетровщины. В своем письме на имя городского головы Ивана Куличенко они сегодня серьезно озаботились положением дел. Собственно, народные избранники осмелились озвучить то, что давно было и есть на слуху.

По мнению депутатов, уже назрела настоятельная необходимость резко улучшить на городском транспорте финансовую дисциплину и уплату реальных налогов, покончить с коррупцией в этой сфере. И, разумеется, пересмотреть направления и количество маршрутов с действенным контролем за техническим состоянием транспорта. Во главу угла своих требований депутаты по-прежнему ставят обеспечение гарантий перевозки льготных категорий населения, включая проезд школьников и студентов по льготным тарифам. Кроме того, на коротких маршрутах цена билета не должна быть выше 50 копеек. И, безусловно, рейтинг претендентов в будущем тендере должен быть определен по реальному техническому, организационному, а не только финансовому положению предприятий.

Причем тендер на перевозки должен быть абсолютно открытым, с привлечением к обсуждению депутатов всех уровней, представителей громад и журналистов не только на страницах газет и ТВ, но и конкретно в конкурсной комиссии. Более того, рассматривать заявления участников тендера должны самые заинтересованные лица- жители города. Они же и призваны обозначить победителей.

Автор этих строк глубоко убежден: порядочный наш земляк, имея большой жизненный опыт, быстро разберется кто прав, кто виноват. Любопытный факт: городской голова поддерживает прозрачный тендер обеими руками. Но…

Официальное обращение народных депутатов, как и другие воззвания, остались пока без ответа.

От автора. Хочется искренне верить, что при решении очень важной для горожан транспортной проблемы будут учтены прошлые ошибки и «недоработки», что укрепит авторитет власти в глазах горожан.

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: